Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Уж лучше душе выйти из тела, чем неправде из уст»Раби Рафаэль из Брезины

Добрый cглаз

Отложить Отложено

Однажды рава Авраама Гроджинского спросили, почему он выбрал в мужья своей дочери раби Хаима Крайзверта (будущего раввина Антверпена), а ни кого другого из своей ешивы, где учились десятки весьма одаренных и знающих юношей.

И он ответил, что увидел в своем ученике замечательное качество – айн-това. (Доброе отношение к людям, умение радоваться за других, доброжелательность. Короче, человек смотрит на своего ближнего – и радуется всему, что у того есть: речам, поступкам, вещам, успеху. Рад за него по-настоящему, как мы радуемся за своих детей, друзей, родню.)

Понятно, что ничего уникального в этом качестве нет, если говорить о людях Торы. Таким и должен быть каждый ученик серьезной ешивы. Но вот что заметил рав и чему удивился – тому, как молодой реб Хаим ведет себя во время урока.

Многие ведут себя следующим образом: слышат мнение своего товарища – и тут же спешат опровергнуть его с помощью Гемары и Мишны.

Но рав Хаим поступал совсем иначе: он слышал чужое мнение и торопился найти для него подтверждение в Гемаре или Мишне – даже если был с этим мнением категорически не согласен!

Т.е., о своем несогласии и о сомнении в правоте высказанного другим человеком мнения он не торопился сообщить. Но искал доказательство в его пользу.

И на то у него было две причины: чтобы не обидеть товарища и чтобы его поддержать[1]. Ибо часто под поиском истины скрывается неприятие чужого мнения независимо от его правоты. Критик хочет самоутвердиться даже при помощи Торы[2]. А это недопустимо!

** **

А теперь попробуем и мы с вами. Для эксперимента.

Смотрите, как это работает. Слышим очень не простое заявление другого человека (по поводу закона в Шульхан-Арухе, нашего внешнего вида, дождя за окном, политической ситуации на Ближнем Востоке и пр.) – и ищем в себе ресурсы, которые позволят нам сказать: ах, как здорово!

Ищем оправдание его позиции.

Ищем возможность порадовать его нашим с ним полным согласием.

Ищем способ сделать его счастливым. (Ибо любой счастлив, когда с ним соглашаются.)

Вот это и есть айн-това.

** **

Итак, попробуем соглашаться, а не возражать – и не только в колеле, но и в семье, в беседе с сослуживцами, общаясь с соседями по лестничной клетке и пр. людьми. По крайней мере, хотя бы в начале любого острого диалога.

Т.е. не будем спешить радовать мир своим мнением – если есть опасность, что наше сообщение, заявленное как контраргумент сентенции, высказанной другим человеком, может привести к взаимному непониманию, обиде, ссоре, мировой войне.

Поверьте, прием здорово помогает.

(Отрывок з урока "Той же мерой", цикл "Евр.поведение", сайт Толдот, раздел ТиВи)

 


 

[1] От себя добавлю: и чтобы узнать истину. Ибо чужое мнение лучше всего изучать изнутри. Я понятно выражаюсь? Т.е. надо сделать его как бы своим мнением, привыкнуть к нему, попытаться отбить возражения против него, защитить его – а потом, когда оно стало твоим, можно его и покритиковать. Но тогда эту будет уже критика против твоего мнения, а значит, она потребует более глубокого рассмотрения с твоей же стороны.

 

[2] Вы скажете, что мы, критикуя, вовсе не собираемся самоутвердиться. Мы просто выступаем поборниками истины! – Верно. Никто никогда не согласится, что он действует с целью доказать свою значимость. По крайней мере, я такого ни от кого не слышал. – Тем не менее, подобное явление встречается. Сейчас наша с вами цель не в том, чтобы показать, что мы не такие, а в том, чтобы четко и нелицеприятно выяснить – не такие ли мы.

Теги: Мудрецы, Мусар, Видео-урок