Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Моше с одного места мог увидеть всю Землю Израиля?

22 января 2017 года, темы: Моше, Земля Израиля, Авраам, Рав Яаков Гельфман

Отложить Отложено

Шалом. У меня такой вопрос. В главе Лех Леха Б-г говорит Аврааму: «14. Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад; 15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее и твоему потомству навеки» (Берешит 13). После чего, как мы читаем дальше, Авраам исходил землю вдоль и поперек. А когда евреи подошли к земле Кнаан после 40 лет хождения по пустыне, Б-г сказал Моше почти то же самое, взойти на гору и посмотреть на всю землю. И у меня такой вопрос. Как Моше с одного места мог увидишь всю землю Израиля, и почему Аврааму нужно было исходить всю землю, почему недостаточно было просто посмотреть? Или, когда он смотрел, он не видел ее всю так, как видел ее Моше? Заранее спасибо за ответ. А.

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый А.,

Разделим Ваш вопрос на несколько частей. Видел наш праотец Авраам всю Землю Израиля или нет?

Конечно же, Авраам, как и Моше Рабейну, видел всю Землю Израиля. Иначе зачем бы нужно было Творцу мира говорить ему посмотреть на все четыре стороны света? Сколько человек может увидеть, стоя на одном месте? И, во-вторых, откуда бы он знал, где именно ему надо ходить, где границы Земли Обетованной?

Как можно увидеть одновременно всю Землю Израиля?

Каким образом он видел всю Землю — это, мне кажется, не так сложно понять в наше время технологического прогресса. Ведь достаточно сильного бинокля, чтобы увидеть то, что невозможно разглядеть «невооруженным глазом». Понятно, что Творец, Который создал зрение, мог его усилить в нужный момент. Это именно то, что Он сказал Моше Рабейну, когда тот просил не посылать его к Фараону, т.к. его, Моше, речь невнятна: «Кто дал уста человеку; или кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь?» (Шмот 4; 11, 12)

Зачем Аврааму нужно было исходить всю Землю Израиля после того, как он уже всё увидел?

Мы знаем, что Творец не дал Моше войти в Землю Израиля. Но из-за того, что Моше так молился об этом, ему было разрешено увидеть её перед смертью. И в этом, в частности, был смысл того, что Всевышний показал ему Землю Израиля. Отсюда ясно, что даже созерцание Святой Земли приносит большой душевный подъём, а тем более — пребывание в ней, если человек этого достоин. Это сможет немного понять тот, кто побывал возле Стены Плача. Ведь это земля, о которой сказано, что Творец Сам «наблюдает» за ней всегда, а не через другие духовные инстанции. Моше Рабейну также хотел бы исходить всю землю Израиля, если бы не запрет. Авраам же, которому это не было запрещено, безусловно, не мог удовольствоваться только «осмотром».

Но тут есть ещё один аспект. В Талмуде сказано, что все деяния наших праотцов, описанные в Торе, являются знаком для их потомков, то есть еврейского народа. Великий комментатор Торы Рамбан объясняет: наши праотцы как бы проложили своей судьбой дорогу для будущих поколений. Например, Авраам остановился между Бейт-Элем и Аем (Берешит 12, 8) для того, чтобы помолиться за евреев, которые во времена завоевания Земли Израиля потерпят там поражение из-за греха Ахана (Йеошуа 7). Основываясь на этом мы можем понять, что Авраам, ходя по Земле Израиля, помогал евреям в будущем завоевать её. Наши праотцы в духовной сфере открыли путь веры и служения Творцу на все поколения. Так и в материальной сфере — они проторили евреям путь существования в качестве обособленного народа, потому что духовное и материальное взаимосвязаны, как душа и тело.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Публикуем главу из «Книги о человеческих достоинствах — Орхот Цадиким» о качестве расторопности. Качество расторопности есть начало всех достоинств. Читать дальше