Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Никогда человек не обеднеет из-за того, что дает милостыню, и никогда не случится из-за милостыни ни ущерба, ни чего-то плохого, как сказано: «И приносит милостыня мир».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Как Всевышний обращался к народу Израиля?

Темы: Моше, Пророчество, Дарование Торы, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, у меня возник вопрос относительно того, как Вс-вышний открывался народу Израиля в древние времена. В Бемидбар 12:6—8 сказано: «И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Г-спода зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше?»

Я так понимаю, что Вс-вышний только с Моше говорил наяву, обычной речью… Где-то я читала, что традиция придерживается такой же точки зрения (возможно, я что-то не так поняла). Но при прочтении книги Йова обратила внимание на этот стих «И отвечал Г-сподь Йову из бури и сказал» (38:1). После начала искать и обнаружила, что Вс-вышний так же (не во сне и не в видении, а через бурю) разговаривал с Эйлийау (1 Мелахим 19).

Скорее всего, я неправильно поняла стих из Бемидбар… Не могли бы Вы объяснить мне, как, согласно традиции, Вс-вышний обращался к народу Израиля?

О.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая О.!

Рамбам настаивал, что одним из постулатов нашей веры должно быть признание особенности пророчества Моше. В то время как остальные пророки слышали голос Вс-вышнего, иногда видели во сне или в особом состоянии какие-то видения, через бурю, как Вы упомянули (хотя упоминанию бури в книге Ийова комментаторы находят дополнительные причины), Моше рабейну говорил с Б-гом напрямую. Мало того, слова, звучавшие из уст Моше и слышимые всем Израилем, были не его словами, а прямой речью Творца. Тогда как остальные пророки воспринимали сказанное или показанное Всевышним через призму своей души и интеллекта, а потом передавали это другим. Даже если он слышали прямую речь Творца, им приходилось впоследствии говорить об этом своими словами — трудно сказать, слышали ли они именно все эти слова от Всевышнего или воспринимали каким-то образом то, что Он хотел им передать. Моше же слышал каждое слово, и поэтому в Торе редко встречаются обороты, принятые у пророков, например «так сказал Б-г». Тору Моше просто записал под диктовку Б-га.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Почему прекратилось пророчество?

Материалы по теме


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше