Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что за ангел хотел убить Моше?

Темы: Гиюр, Моше, Неевреи, Брит мила, Опасность, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Уважаемый рав. Вопрос по прошлой недельной главе. Что там за ангел хотел убить Моше? И это сразу после встречи со Вс-ним, где было обещано величие и успех? Комментируют, что смерть Моше заслужил, не сделав обрезание сыну. У него сын от нееврейки. Вообще-то, по словам Торы, нужно обрезать всех мужчин в доме на 8 день, почему же тогда детей от неевреек не обрезают? И потом, Иешуа приказал сделать обрезание всему Израилю перед завоеванием Святой Земли. Значит, они ходили по пустыне необрезанные? Комментируют, что в дороге можно с энтим повременить, а в Святой Земле без этого — никак. Но Моше тоже был в дороге из Мидьяна и шел таки не в Святую Землю, а в Мицраим. Шломо

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Шломо!

В Вашем вопросе есть несколько частей, не связанных друг с другом, попробуем ответить на них по отдельности, чуть изменив порядок.

1. О том, что Всевышний так строго отнесся к тому, что Моше не сделал обрезание сыну вовремя. Вы пишете: после того, как Моше было обещано величие. Именно после этого и могла произойти наша история — ведь величие внешнее может быть обещано только тому, кто обладает величием внутренним. Следовательно, и спрос с праведника строже, чем с обычного человека. Вкратце, дело было в следующем: Всевышний, возможно, и не намеревался на самом деле уничтожить Моше в тот момент (иначе Он сделал бы это), но специально отправил ангела в виде змея, дабы намекнуть Моше, что он подвергает свою жизнь опасности.

А почему Моше действительно пренебрег (как это может показаться) такой важной заповедью? Объясняют мудрецы в трактате Нэдарим (31 б): Моше рассудил, что раз ему нельзя задерживаться в дороге (шутка ли, он идет выводить еврейский народ из египетского рабства по велению Творца, медлить нельзя ни минуты), то обрезание сына придется отложить до тех времен, когда можно будет обеспечить ему три дня покоя после этого. Однако, по словам комментаторов, гостиница находилась достаточно близко к египетской границе и опасность была преувеличена — откладывать исполнение заповеди не следовало. Комментаторы добавляют, что Моше был занят устройством семьи на ночлег, и, возможно, из-за этого ошибочно отложил обрезание. Предыдущий комментарий содержит ответ и на другой Ваш вопрос:

2. Действительно, дальняя дорога обычно опасна для больных, к которым приравниваются те, кому сделана операция обрезания, поэтому (но и только, а вовсе не по причине пребывания вне Земли Израиля[1]) в пустыне сыны Израиля имели право отложить исполнение этой заповеди. Однако дорога, которая предстояла Моше, не была столь долгой, и поэтому промедлению не было оправдания.

3. Вы пишете: У него сын от нееврейки. Это не совсем так — до дарования Торы понятие «еврей» означало только: человек, отринувший идолов и признавший Единого Б-га. Наши праотцы женились, безусловно, только на таких женщинах, и Ципора с тем же правом могла считаться еврейкой, что и Сара, Ривка, Лея, Рахель, Тамар, Батья (дочь фараона, присоединившаяся к еврейскому народу) и многие другие праведницы.

4. Безусловно, детей неевреек не нужно обрезать, так как они не являются евреями по Закону Торы, и, соответственно, они не обязаны соблюдать заповедь обрезания. А выражение «все мужчины в доме» означает, что, кроме сыновей, следует обрезать кнаанейских рабов, которые обязаны соблюдать существенную часть еврейских заповедей, в том числе и обрезание.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Даже те комментаторы, которые считали, что истинным исполнением заповедей является их исполнение в Земле Израиля, а за границей это лишь подготовка, вовсе не имели в виду освободить кого-либо живущего вне Земли Израиля от исполнения заповедей на практике. Ведь в Торе не сказано, что обязанность исполнять их лежит только на жителях Земли Израиля. Поэтому речь могла идти только о глубоком духовном значении заповедей, исполняемых в том или ином месте.

Материалы по теме