Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8

Почему о месте захоронения Моше неизвестно никому?

Темы: Моше, Идолопоклонство, Чудеса, Похороны, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Уважаемый Рав! У меня вопрос: почему в Торе пишется, что место захоронения Моше неизвестно никому? Почему Всевышний не передал нашему народу место захоронения нашего Учителя? Ведь мусульмане утверждают, что в Коране написано: место захоронения известно лишь Аллаху. С уважением, N.

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый N.,

Замечательный вопрос! За ответом мы обратимся к нашему праотцу Яакову. Как известно, он связал своего сына Йосефа клятвой, что тот не похоронит его в Египте. Одна из причин этого была следующей: Яаков опасался, чтобы египтяне, склонные к идолопоклонству и почитавшие его, не сделали из его могилы предмет поклонения. Евреев Тора в этом не подозревала! Но что касается Моше Рабейну, который на глазах у всех евреев (да и неевреев тоже) совершил огромное количество чудес, почти подряд три раза пробыл на горе Синай по сорок дней без сна и пищи, а самое главное — передал нам всю Тору, — даже евреи не были защищены от опасности «обожествления» Моше. Эта опасность не актуальна именно потому, что место захоронения Моше неизвестно никому на свете, а значит, негде и поклоняться. И это еще раз показывает: еврейский народ — народ невидимого и всемогущего Б-га, Создателя всех миров, и этот народ не может обожествлять никого и ничего из созданного, даже самое главное лицо в его богатейшей истории — Моше Рабейну. Для того, чтобы его образ не затенил ни на йоту образ Творца — Вездесущего, и поэтому Недосягаемого, он «убрал» себя со сцены сразу, как только его роль была окончена. Благодаря этому мы убеждаемся также в истинности Торы — ведь какой руководитель согласился бы сознательно «самоустраниться», если бы это не было действительно волей Б-га? Интересно, что и имя Моше Рабейну не упоминается именно в той недельной главе (Тецаве), на которую выпадает день его смерти — седьмое число месяца Адар. То есть именно там, где существует опасность его чрезмерного возвеличивания, в день, который, по идее, должен был стать днем его памяти, подобно дням памяти праведников и родных во всех еврейских общинах, именно там мы не находим упоминания о нем вообще. Это как бы говорит нам: да, это человек, которого избрал Б-г для величайшей миссии во всей истории, но всё равно это — только человек, который создан Творцом. Но Сам Творец — только Один, Единственный, что мы провозглашаем дважды в день, произнося в молитве: «Слушай Израиль, Господь — Б-г наш, Господь Один (Един)».

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Такая форма учебы существовала давно. Принята она и сейчас — в частности, она занимает важное место в современных ешивах при изучении Талмуда. Слово хеврута — арамейское и означает оно «партнерство» Читать дальше

Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?

Рав Ашер Кушнир

Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...

Хеврута

Йеуда-Лейб Аврех

Рав Бенцион Зильбер учится в хевруте с реб Довидом Бениашвили.

Программа «Талмуд онлайн» — учим Тору, не выходя из дома

Браха Губерман

В апреле этого года в офисе организации Толдот Йешурун прошла встреча преподавателей программы Талмуд он-лайн с руководителями Толдот Йешурун раввином Бенционом Зильбером и директором организации р.Авраамом Коэном, а также с представителями крупнейшего спонсора — фонда Вольфсона р. Менахемом Шульманом и р.Моше Менатом. Короткий очерк о программе и мероприятии предлагаем вашему вниманию:

Шем Олам 21. Учиться вместе с другими — более высокая ступень исполнения заповеди

Хафец Хаим,
из цикла «Шем Олам»

При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы