Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если ты выучил много Торы — не хвались, ибо для этого ты и создан»Пиркей Авот 2, 9

Почему о месте захоронения Моше неизвестно никому?

Темы: Моше, Идолопоклонство, Чудеса, Похороны, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Уважаемый Рав! У меня вопрос: почему в Торе пишется, что место захоронения Моше неизвестно никому? Почему Всевышний не передал нашему народу место захоронения нашего Учителя? Ведь мусульмане утверждают, что в Коране написано: место захоронения известно лишь Аллаху. С уважением, N.

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый N.,

Замечательный вопрос! За ответом мы обратимся к нашему праотцу Яакову. Как известно, он связал своего сына Йосефа клятвой, что тот не похоронит его в Египте. Одна из причин этого была следующей: Яаков опасался, чтобы египтяне, склонные к идолопоклонству и почитавшие его, не сделали из его могилы предмет поклонения. Евреев Тора в этом не подозревала! Но что касается Моше Рабейну, который на глазах у всех евреев (да и неевреев тоже) совершил огромное количество чудес, почти подряд три раза пробыл на горе Синай по сорок дней без сна и пищи, а самое главное — передал нам всю Тору, — даже евреи не были защищены от опасности «обожествления» Моше. Эта опасность не актуальна именно потому, что место захоронения Моше неизвестно никому на свете, а значит, негде и поклоняться. И это еще раз показывает: еврейский народ — народ невидимого и всемогущего Б-га, Создателя всех миров, и этот народ не может обожествлять никого и ничего из созданного, даже самое главное лицо в его богатейшей истории — Моше Рабейну. Для того, чтобы его образ не затенил ни на йоту образ Творца — Вездесущего, и поэтому Недосягаемого, он «убрал» себя со сцены сразу, как только его роль была окончена. Благодаря этому мы убеждаемся также в истинности Торы — ведь какой руководитель согласился бы сознательно «самоустраниться», если бы это не было действительно волей Б-га? Интересно, что и имя Моше Рабейну не упоминается именно в той недельной главе (Тецаве), на которую выпадает день его смерти — седьмое число месяца Адар. То есть именно там, где существует опасность его чрезмерного возвеличивания, в день, который, по идее, должен был стать днем его памяти, подобно дням памяти праведников и родных во всех еврейских общинах, именно там мы не находим упоминания о нем вообще. Это как бы говорит нам: да, это человек, которого избрал Б-г для величайшей миссии во всей истории, но всё равно это — только человек, который создан Творцом. Но Сам Творец — только Один, Единственный, что мы провозглашаем дважды в день, произнося в молитве: «Слушай Израиль, Господь — Б-г наш, Господь Один (Един)».

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше