Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как понимать загадочные слова мудрецов?

Темы: Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Моше, Мидраш, Дарование Торы, Ангел

Отложить Отложено

Уважаемые Господа! В книге «Мидраш рассказывает» р. Моше Вейсмана (изд. Швут Ами), в мидрашах по книге ШМОТ на главу Мишпатим, я нашел следующие слова ангелов, возмущенных тем, что Тора будет отдана Ашемом Моше: «Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?» О каких 974 поколениях до Творения идет тут речь? С уважением, А., Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.,

Мидраш, о котором Вы говорите, приводится в трактате Шабат (88а) от имени рабби Йеошуа бен-Леви. Конечно, здесь имеются в виду не «поколения» в привычном нам смысле, т.к. человек ещё не был создан, а понятие «поколение» связано именно с людьми, ведь это «совокупность людей близкого возраста, живущих в одно время» (толковый словарь Ефремова). Но большинство высказываний мудрецов в Агаде не следует понимать буквально. Они загадочны и лишь «намекают» нам на очень глубокие вещи (см. об этом Почему Творец, будучи самодостаточным, решил создать мир? ).

Смысл высказывания рабби Йеошуа проясняется с помощью другого его высказывания, которое приводится в трактате Псахим (118а). Из его слов там ясно, что Тора была дана через 26 поколений после сотворения мира. Тогда получается, что Тора была «создана» за 1000 поколений до её дарования (974 поколения до сотворения мира и 26 поколений до дарования Торы) людям. Это выражает её абсолютную отдалённость от человека — ведь «тысяча» на святом языке означает самое большое число, а «поколение» обозначает человеческое измерение: чем больше поколений сменяется, чем больше изменяется человечество, тем дальше оно от определённого события (в данном случае, дарования Торы).

В этом и был вопрос ангелов: как Б-жественная Тора может быть дана материальному человеку, далёкому от неё бесконечно?

Далее в Гмаре говорится:

Сказал Всевышний Моше: «Ответь им».

И так сказал Моше: «Владыка мира, в Торе, которую Ты даёшь мне, что написано? “Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской” (Шмот 20, 2)». Сказал он им: «Разве спускались вы в Египет, разве порабощал вас фараон? Зачем вам Тора? И ещё написано в ней: “Да не будет у тебя других богов…” (там же, 4). Разве живёте вы среди народов, которые служат идолам? И ещё что в ней написано? “Помни день субботний, чтобы святить его” (там же, 8). Разве работаете вы, чтобы вам прекращать работу?»

Смысл ответа Моше-рабейну: хотя Тора Б-жественна и бесконечно далека от человека, её цель — помочь именно человеку, существу материальному, подняться и стать более духовным (см. статью о жертвоприношениях Неужели Вы пойдете воскуривать ягненка? ).

Здесь следует процитировать слова Маараля (Тифэрет Исраэль, раздел 24): все приводимые здесь речи — и слова Всевышнего, и вопрос ангелов, и ответ Моше — не «прозвучали» в реальности. Намерение Всевышнего представлено здесь как слова Всевышнего, «позиция», которую объективно должны были занять ангелы, — как слова ангелов, «позиция», которую объективно должен был занять Моше, — как слова Моше.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим.

Материалы по теме


Крепкий еврейский брак славился верностью и взаимопочитанием супругов, дышал спокойствием, миром и любовью. Разводы среди евреев встречались крайне редко. Читать дальше