"Одежда" Всевышнего. Недельный раздел Ки-Тиса2 марта 2010 года, 09:37 Так много в последнее время ведется светских разговоров на чисто теологические темы! И – есть ли кабала? И – существуют ли в Торе особые скрытые сообщения или все это выдумки праздных недоучек? И каковы свойства Машиаха, который вскоре спустится к нам из космоса, чтобы помочь, спасти и обезопасить? Читать дальше |
Евреи города Шушан27 февраля 2010 года, 18:31 В свитке Танаха, Мегилат Эстер, читаем, что Аман "задумал истребить народ Мордехая, всех евреев во всем царстве Ахашвероша". Добился у царя разрешения на издание страшного указа, для чего пообещал внести в царскую казну десять тысяч талантов серебра. Составил текст указа, подписал его именем царя и скрепил монаршей печатью. А затем разослал гонцов по всей державе. Читать дальше |
Между двумя пирами24 февраля 2010 года, 15:56 О празднике Пурим Чудо - как финал психологической драмы
Известно, что в "Свитке Эстер" ни разу не упомянуто имя Всевышнего. Это единственная книга, вошедшая в свод Танаха, в которой нет прямого указания на Творца мира. Тем не менее, в ней рассказывается о чуде, совершенном Всевышним по отношению к еврейскому народу. Творца явным образом нет, а чудо описано подробно. Причем чудо именно того характера, когда не остается сомнений в "авторстве" Небес; в нем нет ничего случайного. Тогда почему не сказать прямо – "вот что сделал Всевышний народу, который принял Его Тору"? Читать дальше |
У входа в зал Ицхака20 февраля 2010 года, 16:40 Рассказ-быль – про то, как я снимал кино. Во-первых, это смешно (надеюсь, что смешно). Во-вторых, мне действительно довелось некогда вести телевизионную ежемесячную программу по российскому каналу "Культура"[1], называлась "Шалом", так что пришлось много поездить по еврейским местам Израиля, России и Европы. И вот что с нашей группой произошло в Хевроне, на могиле наших праотцев. Читать дальше |
Испытание еврейской общины в рассеянии17 февраля 2010 года, 11:52
Продолжаем нашу серию теоретических статей из цикла "Еврейская община". Сегодня – третья тема: еврейская община в галуте. Главный ракурс: внутренние ресурсы общины, способность к выживанию Сколько раз мы спускались в Египет? Первым походом евреев в Египет можно назвать путешествие, предпринятое нашим праотцем Авраамом, когда его, только что пришедшего в Святую землю по приказу Всевышнего ("Иди в Страну, которую Я тебе покажу"), встретил жуткий голод[1]. Мидраш сообщает, что ни до этого, ни после этого (если не считать голод, охвативший Страну в дни Йосефа) таких бедствий в Эрец Кенаан не было. Но так было задумано Всевышним – чтобы Авраам спустился в Египет. Иначе, когда братья придут за отцом и скажут, что Йосеф жив, более того – он правит Египтом и теперь приглашает всю семью прийти к нему и переждать голодные годы, Яаков скажет: не верю, что Йосеф жив, и ни в какой Египет не спущусь. Предоставят ему доказательства того, что на египетском троне действительно сидит фараонов заместитель, он же старший сын твоей, отец, любимой жены Рахели. И все равно Яаков будет стоять на своем: из Израиля уходить нельзя (таков, кстати, закон!), и никуда я не пойду. Читать дальше |
Месть по-еврейски14 февраля 2010 года, 15:59 Предупреждаю: очень трудный урок. 1. История про раби Меира Марима из Коврина. Было у него несколько противников из числа жителей местечка. Хулили его и поносили в открытую, не стесняясь окружающих. А он не замечал их злобы, приветливо с ними здоровался, ни разу словом худым на ругань не ответил. Спросили его ученики: – Ребе! Разве не сказано в Талмуде – "Если мудрец не мстит и не помнит обиду, как змея, то он – не мудрец"? Почему бы не дать отповедь гонителям, как полагается мудрецу?! Сказал на это раввин: Читать дальше |
История про Сабу из Слободки10 февраля 2010 года, 10:54 Один из родственников раби Натана-Цви Финкеля, известного под именем Саба из Слободки, был настолько близок к великому праведнику и мудрецу, что, когда тот сильно состарился, переехал к нему на квартиру, чтобы он не ночевал дома без присмотра. |
Одна нечеткость на уроке по поводу запрета обижать вдов и сирот8 февраля 2010 года, 16:24 Сегодня дал видео-урок "Еврейское поведение – 41" [см. сноску [1]]. Тема урока - из недельного раздела Торы "Мишпатим" – "Запрет обижать людей". Имеется в виду запрет мучить их, доставлять им малейшие неудобства, создавать людям сложности и проблемы. Причем, речь идет в том числе о минимальных неудобствах, без которых можно обойтись, а мы не подумали, сказали то или иное слово, сделали какое-то действие, доставив тем самым человеку несколько неприятных минут. Например, необдуманно упомянули имя недавно умершего человека в присутствии его сына или жены – а можно было и не упоминать. И т.д. Читать дальше |
Традиции еврейского воспитания2 февраля 2010 года, 03:34 Краткий пересказ конспекта лекции, прочитанной автором на "Конференции по воспитанию и образованию" (Джойнт, Днепропетровск, 2005), а также год спустя на Курсах для сотрудников Джойнта, участвующих в проведении "Семейных лагерей". Подзаголовок лекции: Дети Яакова из Дома Израиля Содержание: – Вступление. Семья нашего праотца Авраама – Принципы еврейского воспитания – Отказ от жесткого воспитания, или Как научиться не делать людям замечания – Поощрение и наказание. Атмосфера радости – Заключение Вступление К настоящему времени западная цивилизация накопила достаточно знаний на тему воспитания и образования. Большая часть этого огромного массива знаний приходится на традиционную культуру европейских народов, основа которой зиждется на христианской морали, много заимствовавшей, как известно, из еврейской Торы. Так что нет ничего удивительного в том, что многие принципы сегодняшней науки воспитания имеют прямые параллели с методами иудаизма в той же области. Но есть и отличия. Читать дальше |
Благословение Ицхака27 января 2010 года, 09:01 Продолжение серии «Проблема Яакова» из цикла «Трудные места Торы». Вступление в тему см. здесь. А теперь самый «криминальный» случай, связанный с подлогом и мошенничеством, который многими читателями Торы вменяется в вину нашему праотцу Яакову. Действующие лица: Яаков, Эсав, Ривка, Ицхак. Место в Торе: недельный раздел «Толдот» в книге Берешит, глава 27. Вся глава, а в ней 46 стихов. Настоящая повесть, если мерить в масштабах, принятых в Пятикнижии. Написано, что «Ицхак состарился, и притупилось его зрение». Комментаторы, на основе данных, приведенных в Торе, отмечают, что Ицхаку к этому времени исполнилось 123 года (из 180, которые он прожил). Близнецы тоже достигли зрелого возраста. Читать дальше |