«Купи своей жене орехов»28 июля 2011 года, 10:07 Посмотрите, как вы живете. Глазами посмотрите. А теперь скажите, пожалуйста: понятна ли вам такая реплика: — «Неужели мы настолько лучше предыдущих поколений, когда множество блестящих умов еврейского народа, величайшие мудрецы, выдающиеся праведники, до уровня которых нам подниматься и подниматься — когда вся эта блестящая плеяда еврейских гениев жила в вопиющей бедности, впроголодь и жуткой нищете, а мы обеспечены и едой, и жильем, и одеждой, причем такого качества и в таком количестве, что не снилось и нашим царям! За что нам все это?! Чем мы лучше их?» Читать дальше |
Договор веры? Или вера в договор?24 июля 2011 года, 12:49 Взяв на себя обязательство соблюдать заповеди Торы, евреи в первую очередь обязались соблюдать то, что называется договором. Иначе откуда следует, что произнесение двух слов — наасэ венишма («начнем выполнять, а уже потом спросим, что это такое») — хоть к чему-то их обязывает? Безответственный человек в праве заявить, что ничто не может заставить его держать собственное слово. Согласие быть верным обещанию уже должно откуда-то следовать! Под таким согласием (а оно уже само обещание!) надо расписаться. И полный текст должен звучать как-то так: обещаю выполнять свои обещания, включая и данное обещание. (Что ни говорите, а рекурсивность в формулировке социальных законов никогда не выглядит убедительно.) *** По Мидрашу, Тора давалась и прочим народам. Но разве можно серьезно утверждать, будто другие народы должны были знать, что это такое? Встречный вопрос — «а что в вашей Торе написано?» — вполне логичен и оправдан. Иначе, приобретя кота в мешке, всегда можно сослаться на порочность сделки (по-еврейски это называется мэках-таут, ошибочное приобретение; случай, когда покупатель получил не то, что ему разрекламировал продавец). Читать дальше |
"Будьте чистыми (от подозрений)"20 июля 2011 года, 05:17 Допустим, ваш друг сделал тшуву (вернулся к Торе). Теперь он одержим идеей вернуть к Торе всех евреев. Повторить его путь. При этом считает себя вернувшимся. Другими словами, как бы предлагает своим близким идти по его стопам. И одновременно играет в футбол на стадионе по субботам . Мол, полного запрета нет, а значит, можно. Или возьмем уровень повыше. Вы живете в суперрелигиозном районе. Вокруг все учатся в ешивах и колелях. Соблюдение идет по максимуму. И вот, один ваш добрый знакомый, обнаружен вами – по пути в синагогу на утреннюю молитву – за чтением местного информационного листка. Понятно, что читать сей листок можно и даже полезно – но не по дороге на утреннюю молитву. И как теперь ему об этом сказать? Читать дальше |
У нас свадьба14 июля 2011 года, 03:54 В понедельник 18 июля (ט''ז בתמוז) в городе Бней-Брак – сБп – будет поставлена хупа нашей дочери, которую зовут Бат-Шева, и молодого человека по имени Йешаяу (семья Элицур; воспитанник ешивы "Маалот", Иерусалим). Зал торжеств – Арманот-Хэн. Хупа до заката солнца. Друзья и ученики, рассматривайте это сообщение как личное приглашение. ** ** В тот же день – сБп – мной будет проведен урок на сайте Толдот. Тема – приближение к Торе, кирув. В данном случае речь будет идти не о приближении к Торе тех, кто никогда к ней не был особенно близок, а о том, как себя вести с теми, кто от Торы временно отошел. Одна из историй урока. Читать дальше |
На тему авдалы7 июля 2011 года, 17:29 В последние дни интенсивно занимаюсь подготовкой окончательного макета книги. Рабочее название "Субботний свет". Книга должна выйти в свет и разлекламирована до Рош-Ашана этого года. Почему именно до Рош-Ашана? Потому что у книги есть особенность – ее текст разбит на главы, каждую из которых рекомендуется читать за субботним столом всей семье. Глав ровно столько, сколько в годовом цикле Торы недельных разделов. Читать дальше |
Страшилище и раввин4 июля 2011 года, 16:54 История по-настоящему страшная. Я не завлекаю читателей, а сообщаю правду. Судите сами. Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, лист 20, первая страница листа. Раби Элазар бен раби Шимон ехал верхом на осле, держа путь вдоль красивой реки. Возвращался домой от своего учителя и поэтому был полон радости после урока Торы. Повстречал уродливого человека (написано мехуар, что означает предельно некрасивый). Тот поздоровался с раввином – но последний ему ничего не ответил. Только воскликнул: ну и урод! И добавил: в твоем городе все такие уроды? Читать дальше |
Утешение29 июня 2011 года, 01:42 Из своего урока (пока он последний в цикле "Еврейское поведение", вышел в эфир Урок назывался "Утешение". – О том, что каждому из нас заповедано утешать тех, у кого горе, несчастье или другая серьезная неприятность в жизни, – и они, попавшие в эту неприятность, сидят-переживают, мучаются. Так вот, наша обязанность прийти к ним с теплыми словами участия и утешения. Причем Тора считает такой поступок настолько важным, что, если кто-то поступает иначе, он тем самым проявляет жестокость и нелюбовь к ближнему. История про раби Элиэзера Менахема Мана Шаха. Ему сообщили, что у одного человека, жившего в том же районе Бней-Брака, умерла жена – и вдовец замкнулся в себе, никуда не выходит, ничего не ест, ни с кем не разговаривает. Читать дальше |
Перерыв на каникулы?26 июня 2011 года, 05:47
Если все разъехались, переместившись туда, откуда нет связи с сайтом Толдот, то, может, и блог надо временно прикрыть? Читать дальше |
Не на небе она!21 июня 2011 года, 05:48 Читая пятый лист трактата Брахот, дошли до места, где написано, что Всевышний, давший нам Тору, отличается от простого дарителя-продавца. Т.е., понятно, что Он во всем отличается от людей, но в чем Его отличие именно в этом акте деяния? Написано, что простой продавец печален, когда расстается с вещью (имеется в виду не лавочный торговец, а обыватель, вынужденно продающий свое добро ради денег), в то время как Всевышний, вручая евреям Свою Тору, радовался[1]. Студенты, присутствующие на уроке, сказали: но ведь вручение Торы нельзя назвать актом продажи, это скорее акт вручения подарка! Подарок всегда радует и дарителя, и одаряемого. Поэтому сравнение несколько некорректно, разве не так? И еще: даруя евреям Тору, Всевышний отнюдь ее не утратил. Она ведь не вещь. Например, в процессе обучения ученика учитель отнюдь не забывает преподаваемый материал, он как бы остается у него, т.е. и ученик получает, и учитель не теряет, верно? Поэтому зачем Ему надо было печалиться, когда Он вручил евреям Свою Тору? Читать дальше |
Два вывода19 июня 2011 года, 17:31 Отмечено, что, чем больше учишь, тем больше надо из выученного запомнить. Поэтому самое простое – в конце каждого дня записывать кратко самое главное из свеже-узнанного. Или в конце каждой недели. У меня, например, за несколько дней отсутствия в сети накопилось несколько важных для меня самого замечаний-выводов-результатов. Делюсь с вами двумя из них. Первый. Читать дальше |