Поиск
Толдот+
Толдот+

Идишкайт

События еврейской жизни в Израиле и не только
20.01.2017 20:46

Приглашаем наших друзей, принять участие в Вечере Торы в Нью Йорке с участием 

Раввина Бен Цион Зильбера, שליט"א
и
Рабанит Хавы Куперман, תליט"א

Sponsorship & Donations Welcome
ny@toldot.ru   +972545400808
(whatsapp)  

 

Также состоятся уроки в Атланте (GA),  Пассейке (NJ), Бостоне (MA), Монси и Квинсе (NY) 
подробности по ny@toldot.ru   +972545400808 (whatsapp)  

22.12.2016 16:39

Праздник Торы в отблеске Ханукальных свечей.

Дор ревии спешит поделиться своей радостью с друзьями и приглашает всех-всех на Ахнасат Сефер Тора!

Праздник состоится

28 декабря (28 Кислева), 4-я свеча Хануки, в зале Торжеств синагоги «Порат Йосеф», по улице Порцей дерех, 19, район «Юд» Ашдод. Начало в 19:00.

В программе:

  • Аукцион по выкупу в дописании последних букв Торы.
  • Зажигание Ханукальных свечей.
  • Шествие со Свитком. Музыка. Танцы. Песни.
  • Выступления раввинов, членов общины, гостей.
  • Праздничная трапеза

ждем вас, друзья!


«Дор ревии» приглашает: друзей, знакомых, постоянных участников наших семинаров и всех других желающих, на шаббат Хануки, недельная глава «Микец» который, если Б-гу будет угодно, состоится 30 — 31 декабря (1-2 Тевета) в «Неве дкалим», в Ашдоде.

 

В программе:

  1. Зажигание Ханукальных светильников (6-я свеча)
  2. Шаббатние молитвы.
  3. Три трапезы (домашняя кухня).
  4. Уроки, лекции, беседы.
  5. Застольные песни, двар Тора.
  6. Выставка-продажа книг на русском языке.

Подробности и запись по телефонам: 054-4—727-112; 052-429-52-28

 

19.12.2016 18:29

После многолетней работы, вышла книга рава Моше Шапиро "Живи Верой" о тринадцати основах веры.
Издательство "Фонд Наследия Рава Ицхака Зильбера"  656 стр. твердый переплет.
Книгу можно приобрести в нашем магазине
 

Однажды рав Цви Патлас пригласил рава Ицхака Зильбера выступить перед израильскими аврехим. Рав говорил о вечности Торы, и в том числе о том, как он сам смог соблюдать Шабат, праздники и кашрут не только в коммунистической России, но даже и в сталинском лагере (пройдя по ссылке, вы можете прослушать запись этого урока).

В конце урока один из слушателей спросил:

 – Откуда у рава были силы все это выдержать?

Рав Зильбер подумал и тихо ответил:

 – Была ВЕРА. Если есть вера, есть и силы.

Сегодня, славу Богу, есть сотни и сотни русскоязычных семей, соблюдающих Тору и заповеди, сотни молодых русскоязычных ребят учились в лучших израильских и американских ешивах.

Но знаем ли мы, что такое ВЕРА?

Есть старинный анекдот. Однажды пришел к раввину студент и заявляет ему с вызовом:

 – Рабби, я не верю в бога!

 – Молодец! правильно делаешь! – отвечает ему раввин. – В того бога, в которого ты не веришь, я тоже не верю!

Во что именно мы обязаны верить? Большинству – как верующим, так и неверующим – это кажется простым и очевидным. Однако, как выясняется, это совсем не просто. Тому, во что мы на самом деле должны верить, и посвящен фундаментальный труд одного из величайших раввинов нашего поколения Моше Шапиро, изданный в эти дни «Фондом наследия рава Ицхака Зильбера».

Книгу по субсидированной цене можно приобрести в нашем магазине.


Рав Моше Шапиро выступает на Ханукальном вечере «Толдот Йешурун», посвященном выходу книги рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем».

«Перед вами – книга одного из крупнейших мудрецов Торы нашего поколения, великого знатока Талмуда, Каббалы и еврейского мировоззрения – рава гаона Моше Шапиро, о Тринадцати основах веры.

У рава Моше Шапиро есть множество учеников – в том числе, выходцев из стран бывшего Советского Союза. Он очень предан еврейству России, старается помочь и развить Тору на «русской улице».

Рав Моше Шапиро был связан очень близкой дружбой с моим отцом, равом Ицхаком, благословенна память о праведнике, они относились друг к другу с глубоким уважением».

Из письма рава Бен Циона Зильбера


Рав Моше Шапиро пишет последнюю букву в Торе в память рава Ицхака Зильбера

«Хотя я и не знаю русского языка, я хорошо знаком с переводчиком и свидетельствую о нем, как о человеке с заслуженной репутацией. В том числе, в освещении понятий, о которых идет речь в книге, требующих тонкости понимания и особенной осторожности и точности в формулировках, в силу их необычайной возвышенности и опасности даже малой ошибки, я полностью полагаюсь на своего вышеупомянутого друга, который очень много трудился над этими вещами и приложил все усилия для точности понимания. И теперь эти слова станут достоянием многих, и расширится осознание Всевышнего между нашими братьями, чей язык – русский, и кого на много лет злонамеренно оторвали от света Торы. И да благословятся мудрые сердцем, которые взяли на себя труд исполнить заповедь – издавать эти святые книги».

Из письма рава Моше Шапиро


Переводчик книги - рав Лейб Александр Саврасов

«Мы начали работу над переводом более полутора лет назад. И, хотя рав не говорит по-русски, я уже давно «научился» спрашивать его, как именно лучше перевести на русский язык то или иное понятие. Много часов мы провели с равом, обсуждая не только пояснения, сделанные для русского перевода, но и сами формулировки во многих местах книги. Иногда складывалось впечатление, что перевод книги на русский язык в глазах рава чуть ли не важнее оригинала. В любом случае, он стал для него «отдельной» книгой. Раз за разом, несмотря на занятость и усталость, рав Моше находил время и силы для того, чтобы снова обсудить, как именно стоит раскрыть или пояснить то или иное понятие. А как иначе!? – Ведь речь идет о фундаментальных Основах веры! А перевод этой книги на русский язык – это его послание всем, кто читает по-русски!»

Из вступления рава Лейба Александра Саврасова


Рав Моше Шапиро даёт урок в Москве, рав Лейб Александр Саврасов переводит на русский

«Наш учитель, раби Моше бен Маймон (Рамбам), установил в качестве закона, что существует тринадцать фундаментальных Основ, вера в которые есть непременное и обязательное условие для того, чтобы стать частью народа Израиля и иметь отношение к Торе и ее заповедям…

Тринадцать Основ веры раскрылись во время Исхода из Египта. Поэтому, когда началось дарование Торы, Всевышний заповедал: "Я – Всевышний, Властелин твой…" и добавил: "…Который вывел тебя из земли Египетской", чтобы сообщить: все, что дано во время Исхода из Египта, – это "Тора тринадцати Основ". И за ними следует продолжение дарования Торы. Очевидно, что невозможно присоединиться к Израилю и стать "получающим Тору" без веры во все тринадцать раскрывшихся Основ».

Из выступления рава Моше Шапиро в честь выхода первого издания книги на иврите, 25-го нисана 5769-го года (19.04.2009)


Рав Моше Шапиро выступает в центре Толдот Йешурун в десятилетнею годовщину йорцайта рава Ицхака Зильбера

13.11.2016 20:01

Вышла удивительная книга (на иврите) одного из авторов нашего сайта, который предпочитает остаться неизвестным... Купить книгу можно в нашем магазине

 

Одна из проблем с которой сталкиваются многие русскоязычные баалей тешува, да и не только они, это тот факт, что ешивы и наставники, которые выходят из них, нацелены на жизнь, в которой большинство времени и усилий посвящены изучению Торы.  Для большинства русскоязычных баалей-тешува, такая жизнь невозможна по ряду причин.  Поэтому очень часто человек не может найти свой путь к Торе и духовному совершенству методом подражания тем, кто по ней живет с детства.    Один из преподавателей Толдот-Йешурун, пожелавший остаться неизвестным, столкнувшись с этим, решил написать книгу мусара на лашон кодеш для тех кто не учит Тору целый день.   Книга "Орхей Йешарим" получила аскамот от рава Бенциона Зильбера и рава Хаима Валкина, машгиаха ешиват Атерет Исраэль.   Внизу приводим авторский перевод предисловия на русский язык.  Книгу можно заказать через Толдот Йешурун и по телефону 058-326-0029.

 

Прежде всего,  я благодарю Всевышнего, который вывел меня из Мицраима, приблизил меня к служению Ему, вытащил меня из-за компьютера и дал мне быть одним из тех, кто пребывает в бейт-мидраше.   За последние двести лет изменились времена и многие беды и злоключения постигли наш народ, и в духовном аспекте (руханиют) и в материальном (гашмиют).  Однако сейчас праведники преданные Eму восстановили изучение Торы, а многие десятки тысяч евреев вернулись к вере отцов.  На наших глазах сбываются слова пророка Амоса--пошлю я не голод хлеба, не жажду воды, а жажду и голод услышать слово Б-га.  Но как говорит царь Шломо, все в мире уравновешенно и мы видим что нееврейское общество, и многие евреи вместе с ним, морально саморазушается, теряет человеческий облик и тонет в море материализма.

 

Человек-же для которого главное в жизни духовный рост, смотря на это думает--куда пойти, чтобы служить Всевышнему и достичь уровня праведников?  И на этот вопрос существует очень простой и очевидный ответ--спрятаться в бейт-мидраше, бежать от матeриального мира и погрузится в море Торы.  Эта очень хорошо вымощенная и проторенная дорога.  Рошей йешивот и духовные наставники последних поколений очень хорошо ее разъяснили и написали много книг-путеводителей к духовному росту для учеников ешив.  

Однако, к сожалению, не каждый человек удостаивается провести всю свою жизнь в бейт мидраше.  Есть те, которые никогда не учились в ешиве, есть те, которые были вынуждены покинуть ее, чтобы добывать себе пропитание, и есть те, которые не нашли в ешиве духовного удовлетворения.  Разве возможно сказать, что среди все этих людей нет бней алия--людей для которых духовный рост главное в жизни?  Очевидно, что это не так. Но тем не менее, несмотря на дух чистоты побуждающей людей к духовности который присутствует в наше время, многие хотят приблизиться к Всевышнему и не находят дороги.    Такие люди падают духом и говорят себе (парафраза из Галеля)--не нам, Господи, не нам, а только тем кто занимается Торой целый день дай славу.  А мы кто?  Так, простые баалей-батим у которых нет дороги к духовным высотам; ну что-ж, будем немного учить Тору и делать мицвот и хватит нам и этого.

Из такого подхода вытекают проблемы и для самих бней-алия и для всех остальных остальным.  Как пишет ГРА (комментарий к Мишлей 15:24), человек в принципе не стоит на месте, он должен все время куда-то двигаться.  И если он не двигается вверх, то обязательно двигается вниз. Если он не ищет духовного роста, то автоматически будет стремиться к росту материальному.   

Это явление оказывает пагубное влияние и на остальных людей.  Когда бен-алия не поднимается, остальной народ быстро опускается, как описывает Сфорно (комментарий к Дварим 32:15).   Kогда люди видят, что тот кто раньше жил духовным ростом уже этим не живет, то остальной народ ищет духовного спуска, люди начинают баловаться всякими глупостями и материализмом, сначала разумеется только в рамках разрешенного (подчеркнем--здесь речь идет о людях соблюдающих Тору), а потом и уже и тем что запрещено.  Все это наблюдалось много раз.  И причина этому--духовное отчаяние, поскольку бытует мнение, что невозможно по-настоящему расти духовно кроме как через постоянное, круглосуточное изучение Торы.

Однако это мнение полностью ошибочно.  Человек который вынужден зарабатывать себе на жизнь черной работой точно также может достичь уровня абсолютного праведника, “хасид гамур”, как и тот кто беспрерывно учит Тору.  Это слова великого Рамхаля (в конце Месилат Йешарим).  Естественно, что дороги к духовной вершине отличаются.  Дорога для того, кто учит Тору целый день хорошо разработана в трудах рошей-ешивот и духовных наставников последних поколений, а разъяснения другой дороги практически нигде не найти.

 

Поэтому я решил, что имеет смысл собрать разную информацию об этом пути и упорядочить ee.  Может быть, из этого что-то выйдет и эта книга поможет читателю идти дорогой Торы и подняться на духовный уровень к которому он уже и не стремился из-за отчаяния и ощущения безнадежности.

 

Мне ясно, что конечно найдутся те кто спросят--кто это такой?  Что за человек осмелился написать такую книгу?  Разве он один из гдолей адор, чтобы наставлять людей?  Или может быть он выдающийся праведник, который может рассуждать о совершенном служение Б-гу?  Знайте, дорогие читатели, что я не праведник и не гадол-адор, наоборот--каждое сердце знает свою горечь, как говорил царь Шломо, и я, лучше чем кто бы то ни был, знаю свои недостатки и свои проблемы. 

Однако, на самом деле, я не объясняю как служить Всевышнему, все эти идеи можно найти в словах классиков мусара--Шаарей Тешува, Месилат Ешарим, Ховот аЛвавот, Орхот Цадиким, Решит Хохма, Томер Двора и др.  Некоторые люди может быть сочтут эту книгу бесполезный, и даже возможно, что тем кто до сих пор учится в ешиве она может немного повредить на какое-то время.    Но мне хотелось бы показать дорогу к служению Б-гу и настоящей праведности--дорогу к пути, а не сам путь, и дать несколько полезных советов как приблизиться к святости. (Кроме того, эта книга не написана на основе сварот и умдинот, логических рассуждений и оценок--она взята из слов наших мудрецов, и поэтому я постарался привести источники чтобы читатель мог их сам рассмотреть и обдумать если ему что-то не понравится в том что я написал. А некоторые идеи основаны на личном опыте.  И потом я рассмотрел и проверил написанное с несколькими талмидей-хахамим, и с коллегами и с моими учителями).

Главное же-чтобы читатель узнал, что на самом деле есть Б-г в этом месте (именно в том месте в жизни, которое стоит перед ним ), даже если он этого не знал!

 

Купить книгу в магазине "толдот" 

26.09.2016 14:37

Автор публикации - Йеуда Аврех

Религиозные евреи, живущие в Земле Израиля, стараются по возможности не покидать пределов Святой Земли, если только поездка не необходима для заработка, поддержки и распространения Торы или для создания еврейской семьи.

С этой целью – чтобы провести церемонию хупы - процесса еврейской свадебной церемонии  ученику ешивы «Толдот Йешурун» – раввин Бен Цион Зильбер посетил Белоруссию. Рав Зильбер также решил совместить поездку с посещением могил своих предков – раввинов Литвы.  Не часто есть возможность встретиться с раввином такого уровня, поэтому, разумеется, были организованы уроки в еврейских общинах и центрах на протяжении всей короткой, но емкой поездки. В поездки рава сопровождала сестра – рабанит Хава Куперман, и группа учеников. В Литве и Латвии рава сопровождал р. Калев Крелин, а в Белоруссии р. Мордехай Рахинштейн – друзья Толдот Йешурун, и ученики не только рава Бен Циона Зильбера, но и рава Ицхака Зильбера.

В этих местах - Литва, Латвия и Белоруссия, или, как их называли тогда - «Лита», между Первой и Второй мировыми войнами были главные центры Торы: Воложин, Радин, Мир, Барановичи, Вильно. Даже когда в России пришли к власти большевики и стали закрывать синагоги и ешивы, благодаря Божественному провидению, после Первой мировой войны был заключен Брест-литовский договор и территория «Литы» не попала под власть коммунистического Советского Союза. Поэтому ешивы смогли полноценно работать до самой Второй мировой войны, что на территории СССР было бы немыслимо.

Возможно, считает рав Бен Цион Зильбер, это произошло потому, что в этих местах у евреев была особенная любовь к Торе.

 

 

ЛАТВИЯ

Рига – столица Латвии, стала первой остановкой. В уютном зале рижской синагоги было много «гостей столицы» – на урок рава приехали даже из Литвы – из Вильнюса и Клайпеды.


Урок в рижской синагоге

Хотя тема урока была – «Законы запрета на злословие», было поднято много других тем: законы молитвы, воспитание детей, личная учеба и многое, многое другое. Когда еще будет такая возможность – пообщаться лично с равом?


Рав Зильбер и рав Калев Крелин в рижской синагоге

 

РЕЖИЦЕ (РЕЗЕКНЕ)

Сегодня этот маленький город может быть известен только потому, что это первый «европейский» городок после пересечения российско-латвийской границы, но в прошлом веке три городка Литвы, расположенные один около другого: Люцин, Режица и Двинск – были важными центрами Торы. Раввинами Люцина были представители раввинской династии Циюни, начиная с прапрадеда рава Ицхака Зильбера по отцовской линии – рава Давида Циюни, который жил более двухсот лет назад. Раввином Режицы был дед рава Ицхака Зильбера – Ицхак Циюни (в начале Первой мировой войны он сменил фамилию на Зильбер), а в Двинске раввином был рав Меир Симха Коэн (автор книг «Мешех хохма» и «Ор самеах»), вместе с гаоном равом Йосефом Розиным (Рогачевером).

Когда-то евреи составляли большинство населения Режицы, сегодня, хотя там и есть еврейская община, евреев практически не осталось.

В городе осталась одна небольшая синагога, которая была недавно отреставрирована.


Отреставрированная «Зеленая синагога»
 

Рав Бен Цион Зильбер во время ее посещения вспомнил, что в книге респонсов его прадеда, «Олот Ицхак», задается вопрос: можно ли вместо нескольких маленьких синагог построить одну большую? И там же дается ответ: поступать так будет неправильно. Возможно, эта синагога – как раз та самая, о которой писал раввин.

При реставрации синагоги под возвышением для чтения Торы была обнаружена ниша, норвежские реставраторы не смогли дать объяснения, для чего она была предназначена, почистили ее и закрыли стеклом.

Слава Б-гу, что содержание этой ниши не выбросили – она предназначалась для святых книг, пришедших в негодность – такое хранилище называется гниза.

 По закону у таких книг остаётся святость, и необходимо проявлять к ним бережное отношение.


На Режицком кладбище, хотя есть ограда, большинство надгробий разрушено временем.


Старая фотография надгробия могилы рава Ицхака Циюни


На могиле рава Меира Симхи и рава Йосефа Розина (Рогачевера)


Дамба на реке Двина. Есть рассказы очевидцев, в том числе Исера Ариэля (бывшего главы израильской разведки «Мосад»), как однажды весной при неравномерном таянии льдов река вышла из берегов, сметая деревни потоком, и в субботу дошла до этой дамбы. Жители города уже были в отчаянии, когда рав Меир Симха вышел из синагоги в талите и взошел на дамбу с молитвой. Лед треснул, и поток воды отступил от города.

 

 

ЛИТВА

После Режицы рав посетил Рагуву; Леа Гитл Шапиро, мать рава Ицхака, родилась и выросла в Литовском городе Рогов (ныне Рагува) в семье раввина Моше Мишеля Шмуэля Шапиро. Моше Шмуэль Шапиро в двадцатые годы, когда его внук, Ицхак Зильбер, жил в СССР, в городе Казани, написал письмо, в котором были следующие строки: «Мы слышали, что в СССР холодный климат, и молимся, чтобы ты не простудился», а в конце письма написал: «…чтобы ты остался евреем».

Эти слова и стали названием автобиографии рава Ицхака.

В городе, очевидно, уже нет евреев, но местные жители знают, что когда-то тут была большая еврейская община и вспоминают об этом с большой симпатией. Они помогли найти старое еврейское кладбище, и даже показали, где был большой Бейт мидраш. Сегодня это столярная мастерская, и ее хозяева, хотя и с неким опасением, но все же дружелюбно дали разрешение зайти внутрь и все осмотреть.

На маленьком, заросшем, но прекрасно сохраненном кладбище легко удалось найти и памятник, и саму могилу прадеда рава по материнской линии, рава Моше Мишеля Шмуэля Шапиро – раввина города.

Раву Ицхаку Зильберу перед отъездом из Ташкента в Израиль также удалось посетить это кладбище, и он потом рассказал интересную историю о том, как сохранилось еврейское кладбище. Во время ВОВ российские солдаты были похоронены совсем вплотную к еврейскому кладбищу, а в послевоенное время  была сделана ограда. И примыкающее к их могилам еврейское кладбище не тронули… Действительно, рядом находится Памятник советским солдатам.

Нет, наверное, еврея, который учил Талмуд и не слышал о «Литовском Иерусалиме» - Вильно, столице Торы, где жил Виленский Гаон, где вдовой и братьями Ромм был напечатан Вавилонский Талмуд, сегодня именно по этому изданию его изучают во всем мире.

Кладбище, где был похоронен Гаон, в 50-х годах в советское время было разрушено, и на его месте был построен стадион. Могилу Гаона перезахоронили на новом еврейском кладбище. Сегодня на месте стадиона котлованы, такое впечатление, что на этом месте лежит проклятие Гаона и других великих евреев.


Могила Виленского Гаона

В Вильнюсе есть еще одно еврейское кладбище - Ужупис или Заречное. Кладбище было разграблено в советское послевоенное время, из надгробных плит сделали облицовку близлежащих домов.

Последнее захоронение на этом кладбище – могила рава Баруха Бера Лейбовича, главы ешивы Камениц, рав скончался в 1939-м году в самом начале Второй мировой войны. Сегодня на этом кладбище единственный восстановленный памятник – на могиле рава Баруха Бера Лейбовича,

и об этом рассказывают интересную страшную историю. Не так давно маленькая девочка играла и, увидев фотографию рава Барух Бера Лейбовича, сказала про него что-то нехорошее. Скоро у нее началась странная тяжелая болезнь, но врачи не смогли помочь… Тогда семья обратилась к гаону раву Хаиму Каневскому, который сказал, что необходимо просить прощения на могиле рава. Сначала могилу не могли найти, затем, после долгих поисков, смогли установить точное место могилы, и семья этой девочки восстановила памятник. Девочка выздоровела.

 

13.09.2016 17:11

Впервые в Крайотах известный исследователь Торы, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, рав Элиягу Рипс с лекцией:

«КОДЫ ТОРЫ»

Послушать лекцию и задать вопросы вы можете 13 сентября в 19:00 в Кирьят Яме, ул. Моше Шарет 18 Эшколь Паис.

Проезд автобусами 11, 12 (Остановка: Моше Шарет/Сапир).

ВХОД СВОБОДНЫЙ

14.08.2016 09:48

Сразу после 9 ава (15- 18 августа), рав Бен Цион Зильбер посетит исторические места, сыгравшие историческое значение для еврейского народа - родину всех современных ешив - Воложин, Вильно, Мир, а также Радин, где была ешива Хофец Хаима.

В понедельник, 15 августа с 17.00, рав Зильбер проведет урок в городе Рига, по адресу -  Peitavas iela 6

В среду, 17 августа с 15.00, рав Зильбер даст урок в городе Минск, по адресу: Даумана, 13б.

Поездка связана с свадьбой ученика ешивы Толдот Йешурун, которому рав Б.Зильбер ставит хупу в Минске, - одного из редакторов сайта Толдот.Ру р.Ури-Исроэля Гольдина, кого мы от всей души поздравляем! Дай Б-г, чтобы он и его невеста Нехама удостоились построить настоящий еврейский дом! 

Дополнительную информацию по поездке Рава можно получить, обратившись на имейл yavrech@toldot.ru

 

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+