Поиск
Арье Парнис
Арье Парнис

Экскурсии по Израилю

27.01.2016 08:35

Один из самых интересных объектов
подземного Иерусалима это Туннели Западной стены.
Здесь, под домами Мусульманского квартала,
мы можем приблизиться к самым святым местам еврейского народа.
Как будто вернуться на 2000 лет назад к подножию Храмовой горы.
Глубже понять и осмыслить нашу древнюю и современную историю.
А заодно начать мечтать и молиться о будущем.

В туннелях Стены Плача

Впервые я побывал здесь в 1991 г., когда туннели
еще были закрыты для широкой публики.
Потом прошел курсы местных экскурсоводов, провел целые дни
с ведущими археологами Иерусалима,
исследовавшими эти подземные проходы.
Туннели Западной стены стали одним из моих
любимых мест экскурсий по подземному Иерусалиму.
Присоединяю фрагмент из моего путеводителя по подземному Иерусалиму
и фотографии с одной из экскурсий в туннелях Западной стены.

На экскурсии в туннелях Западной Стены

После ошеломляющей победы в Шестидневной войне (1967)
еврейский народ вернулся к святыням Иерусалима.
Были освобождены Храмовая гора, Западная стена,
Масличная гора, Старый город.

Однако неделю спустя радость освобождения была омрачена.
Министр обороны Израиля Моше Даян со словами:
«Зачем нам этот Ватикан?» передал власть над Храмовой горой
вакфу (в мусульманскую религиозную собственность).

В связи с этим в правых религиозных кругах Израиля
появилось желание «вернуть», по крайней мере,
всю Западную стену Храмовой горы народу.
Ведь то, что было открыто взору – лишь небольшой
фрагмент стены длиной 140 м
(Стена Плача и раскопки центра Дэвидсона).


Длина всей Западной стены достигает 488 м.
Большая ее часть не видна, так как Мусульманский квартал
примыкает к Западной стене и пользуется ей
как своей подпорной стеной.

В 70-е годы под руководством раввина Западной стены
Меира-Йехуды Геца начались работы к северу от Стены Плача.
Их целью было создание подземного прохода вдоль всей Западной стены.
Этот проход, официально открытый для посетителей в 1996 г.,
получил название «Туннели Западной Стены».

Вход в туннели Стены Плача

Одним из удивительных сюрпризов, представших
пред глазами археологов, стал громадный камень,
обнаруженный во время работ.
Это самый большой каменный блок, известный сегодня в мире,
который не только вырубили и обработали, но также передвинули
на сотни метров и, подняв на высоту 8 м, установили
практически без зазоров по отношению к соседним блокам.
Его длина превышает 13 м, высота 3.5 м, толщина 4 м (проверенно).
Вес этого каменного блока оценивается в 580 тонн.

Как он здесь оказался 2000 лет назад?
Стоя рядом с ним можно ощутить и любовь еврейских строителей,
строивших самое святое место в мире для В-севышнего,
и ненависть римлян, пытавшихся стереть какую либо
память о Храмовой горе и величии еврейского народа.

09.12.2015 21:37

В раскопках Офеля у подножия Храмовой горы найдена «булла»
(оттиск печати) с именем царя Хизкиягу.
На ней на древнем иврите написано: «Хизкиягу, (сын) Ахаза, царь Иудеи».
Впервые оттиск личной печати царя Иудеи или Израиля найден
в научных раскопках в полном археологическом контексте.

Оттиск личной печати царя Хизкияу
Оттиск личной печати царя Хизкияу

2 декабря 2015 г. Эйлат Мазар, археолог Еврейского университета, заявила, что в раскопках к югу от Храмовой горы обнаружена печать с именем царя Хизкиягу (727 – 698 гг. до н.э.). Работы под ее руководством в парке Офель начались в 2009 г.
Овальный отпечаток размером 8,6 на 9,7 мм был сделан в мягком иле размером 12 на 13 мм и толщиной около 3 мм. Булла запечатывала написанный на папирусе свернутый документ, и крепилась к нему тонкими нитями. Их следы можно видеть на обратной стороне.
Булла была обнаружена в мусорной куче, выброшенной во времена Хизкиягу возле царских продуктовых складов. Это здание было частью строений, включавших ворота и сторожевые башни, возведенных во время правления царя Шломо во 2-й половине 10-го века до н.э. Этот новый правительственный городок, построенный в Офеле, между Городом Давида и Храмовой горой, действовал до разрушения города армией Вавилона в 586 г. до н.э.

Раскопки ворот и здания складов в Офеле
Раскопки ворот и здания складов в Офеле

Вокруг отпечатка круглое углубление, оставленное кольцом с печатью. На оттиске на древнем иврите написано: «Хизкиягу, (сын) Ахаза, царь Иудеи», а также изображен символ солнца с опущенными крыльями и два анха (древний символ жизни).
Символы обнаруженные на булле свидетельствуют, что в конце правления Хизкиягу государственный и личный символ царя изменился. Вместо крылатого навозного жука, популярного на древнем Ближнем Востоке символа власти, появилось крылатое солнце - символ, утверждающий покровительство Б-га и служивший символом власти царей Ассирии.

Башня ворот, 10 в. до н.э. в Офеле
Башня ворот, 10 в. до н.э. в Офеле

По мнению Мазар можно предположить, что у Хизкиягу были две причины для этих изменений. Одна – ассирийское влияние, несмотря на которое царь чувствовал себя достаточно сильным, чтобы подчеркнуть свою политическую независимость. Другая – его растущая уверенность в том, что Б-г опекает его власть. На государственном символе, оттиснутом на царских кувшинах, появляется солнце с раскинутыми в стороны крыльями. В то время как на личном символе Хизкиягу изображено солнце с опущенными, как бы защищающими крыльями. В продолжение крыльев изображены анхи, символы жизни. Эта добавка укрепляет предположение, что изменение личного символа сделано после того, как царь выздоровел от угрожавшей его жизни болезни. Тогда символ жизни приобрел особое значение.

Здания складов в Офеле, между Городом Давида и Храмовой горой
Здания складов в Офеле, между Городом Давида и Храмовой горой

Следует отметить, что находка оттиска царской печати в раскопках в Офеле оживляет перед нами тексты Танаха о царе Хизкиягу и о государственной деятельности, проходившей при нем в царском квартале Иерусалима.

Во время презентации находки Мазар назвала царскую буллу — «самым близким к нам из того, что мог держать в своих руках царь Хизкиягу».
Она также добавила, что хотя «на рынке древностей уже известны буллы с именем Хизкиягу, но это первая в истории археологии булла найденная в ходе научных раскопок».

26.11.2015 21:50

В недельной главе «Ваецэ» нет ни одного пропуска, ни одной паузы, от начала до конца. Вначале главы Яаков убегает в Харан (северная Сирия), в конце он возвращается в Землю Израиля. Возвращаясь он получает новое имя – Исраэль. Яаков убегает, однако Израиль возвращается.
Глава начинается с явления В-севышнего Яакову. Во сне он видит лестницу, которая стоит на земле, а вершина ее достигает неба. Ангелы поднимаются и спускаются по ней. Яаков называет это место Бейт-Элем. Под конец главы В-севышний является Лавану, предупреждая его не говорить Яакову «ни хорошего, ни плохого». В продолжении Яаков видит ангелов и называет то место Маханаимом. Вся глава – это одно целое, один рассказ, когда конец связан с началом.

Ангелы поднимаются и спускаются по лестнице – что это значит? Есть ангелы, которые соответствуют Земле Израиля. Другие находятся за ее границей, в галуте, в изгнании. В этих местах проявляются совершенно разные ощущения человека. Один убегает, странствует, не в своей тарелке, переходит с места на место. Другой пускает корни в Земле, растет и поднимается к небу.

В нашей главе Яаков строит свою семью, Дом-Израиля. Однако я хочу вернуться к началу, к бегству Яакова из Беэр-Шевы в Харан. Он попадает в «некое место», на иврите «маком», берет «из камней этого места» и ночует там. Утром он понимает, что в этом месте присутствует Б-г и это место вселяет страх. Если вначале это место неопределенное, без названия, то позднее оно называется «а-маком ха-зе» - Это Место. Яаков дает ему название - Бейт-Эль, Дом Бога. Здесь врата неба, дом В-севышнего.

Но можно понять это событие еще глубже. В этот момент, убегая из дома отца, из Земли Обетованной, он понимает, что каждое место в этой земле, каждый камень, в потенциале является домом В-севышнего, вратами неба. В Израиле можно жить по-разному. Можно ощущать эту землю как недвижимость, которую покупают и продают, которая ничем не отличается от других мест. Однако можно жить здесь по-другому, ощущая, что каждое место где я ступаю, сижу или лежу, является Домом Б-га. Здесь В-севышний находится надо мной и говорит со мной.

Это понимание никак не отменяет историю святости мест, где В-севышний являлся нашим праотцам – Аврааму, Ицхаку и Яакову. Так же, как у каждого человека есть своя история, свой личный путь в жизни, то же самое и с народом. У нас есть наша земля, наши святые места, где В-севышний проявлялся праотцам. Но вместе со святостью определенных мест есть святость во всей Земле Израиля. Яаков говорит о своем трепете в этом месте, о том, что это не иначе как дом В-севышнего, врата Неба. В этот момент Яакову открываются Небеса, и они остаются открытыми ему. А также и нам, его сыновьям, в этой земле.

Гид Арье Парнис - экскурсия в Бейт Эле

Лестница Яакова в Бейт Эле

19.03.2013 08:56

Археология и Танах – новый взгляд

Адам Зерталь - археологическая разведка (секер) Шомрона

Одна из самых увлекательных и выделяющихся фигур в исследовании Земли Израиля это археолог Адам Зерталь, профессор Хайфского университета. Он вырос в кибуце Эйн-Шемер, служил офицером в боевых частях, был тяжело ранен в 1973 г. во время переправы Суэцкого канала. Свою карьеру археолога начал в больнице, постепенно привыкая к костылям. Именно на этих костылях Зерталь более 30 лет, шаг за шагом, исследует просторы Шомрона.

Проводя пешую разведку Самарии, Зерталь стал лучшим знатоком этого района. Он нанес на археологическую карту Земли Израиля более 1000 древних мест, прежде не известных в археологии. Среди них выделяются сотни еврейских поселений, датирующихся периодом завоевания и заселения Земли еврейскими племенами, в 13-12 вв. до н.э.. С помощью этих находок Адам Зерталь доказывает вход еврейского народа в Землю Израиля с востока, со стороны Иорданской долины, что соответствует Библейскому описанию.

Самой известной находкой Зерталя стал жертвенник на горе Эйваль, раскопанный им в середине 80-ых годов. Это самый ранний израильский жертвенник, известный нам, с которым связывается Союз В-севышнего с еврейским народом в Земле Обетованной. 

Строения "Ступни" на горе Эйваль и в Иорданской долине

Последней археологической сенсацией, сделанной Адамом Зерталем, стали пять найденных им древних сооружений, по форме напоминающих огромную человеческую ступню. Они были найдены в Иорданской долине, в ущелье Тирца и на горе Эйваль.

Величина самого большого комплекса, возле поселения Аргаман в долине Иордан, достигает 190 метров в длину и 80 метров в ширину, с площадью в 15 дунамов (15 тысяч квадратных метров). Этот комплекс состоит из наружного каменного забора, вдоль которого проходит дорога для церемониальных процессий. Внутри окруженной территории был найден круглый жертвенник с остатками посуды и костями кошерных животных, датирующимися 13 веком до н.э.. Комплекс "Ступни" находится у подножия скалистого склона, образующего над ним естественный театр. Внутри и вокруг не было найдено никаких строений для жилья.

Археологи не знают подобных строений на территории всего Древнего Востока. По мнению Зерталя, это и четыре других строения в виде ступни имели чисто символическое, сакральное значение. Они были построены организованной общиной с централизованным руководством и служили для периодического собрания народа для церемоний Б-огослужения. Часть этих комплексов действовало в течение одного поколения (жертвенник и окружавшие его стены в виде двойной ступни на горе Эйваль), другие – на протяжении 400-500 лет (возле Аргамана).

Печать в Земле - стопа человека и стопа Б-га

В древнем мире ступне человека, и особенно ступне царя, придавали большое значение. Выражение "я прах в твоих ногах" появляется во многих письмах, обращенных к египетским фараонам. На сандалиях фараона Тутанхамона (14 в. до н.э.), найденных в его захоронении, были изображены вражеские народы. Ступая на свои сандалии, Тутанхамон попирал своих врагов.

По мнению Зерталя, эта египетская метафора, символ власти над врагом или над вражеской территорией, была широко развита в еврейской культуре и получила новые значения. Приведу лишь несколько цитат из Торы и Пророков:

·         Каждое место, куда ступит ваша нога, вам будет оно, от пустыни и Леванона, от реки, реки Прат (Эфрат), и до моря крайнего будет предел ваш. (Дварим 11 24). 

·         И клялся Моше в тот день, и сказал: "Земля, по которой ступала нога твоя, будет наделом тебе и сынам твоим навек, ибо ты в точности следовал Г-споду, Б-гу моему". (Йеошуа 14,9).

Нога может быть ногой определенного человека, а может быть ногой народа. В этих цитатах место оттиска ноги служит символом завоевания и унаследования Земли Израиля еврейским народом, после выхода из Египта.

·         И не стану впредь изгонять ногу Израиля из земли, которую дал Я отцам их, если только они будут стараться поступать согласно всему тому, что Я повелел им, и согласно всей Торе которую заповедал им раб Мой Моше". (Мелахим 2, 21, 8).

Здесь нога Израиля служит символом связи народа с Землей. Отпечаток ноги на земле это самая прямая связь с местом, с окружением, с природой. Человек живет на Земле, оставляет на ней свой след жизни, находит в ней свой последний покой.

·         И сказал Он мне: сын человеческий, (вот) место престола Моего и место ступней ног Моих, где обитать буду Я среди сынов Израиля вечно, и не будет более дом Израиля осквернять имя святое Мое – ни они, ни цари их … (Йехезкель 43,7).

·         Так сказал Г-сподь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Что это за дом, который вы (можете) построить Мне, и где место покоя Моего?  (Йешааяу 66,1).

Человек создан по образу и подобию Б-га. В словах пророков часто появляются описания "рука Б-га", "ноги Г-спода". В еврейской философии эти высказывания объясняются как метафора духовным проявлениям В-севышнего.

В этих цитатах весь мир описывается как место проявления Б-жественной власти, его царство. Говорится, что желание править и царствовать было одной из предпосылок к созданию мира. В центральных молитвах Рош а-Шана, еврейского Нового Года, мы провозглашаем царство В-севышнего над миром. Ежедневно мы делаем это во время чтения молитвы Шма Исраэль, гимна еврейского народа.

Танах и Археология

Все это возвращает нас к найденным археологами огромным ступням в районе Иорданской долины. Что они символизируют? Почему самые древние Храмы еврейского народа в этой Земле построены в этой форме?

Является ли Храм коллективной печатью Народа на Земле Обетованной, проявление его духовного центра при процессе завоевания Земли. Или Храм это печать В-севшнего, место Его проявления в мире. Может быть, здесь есть соединение обоих начал, и Храм это место проявления союза между Б-гом и его Народом. Здесь соединяются воедино Ступня Б-га и Ступня Человека.

С помощью этого открытия рождаются новые понимания базовых понятий в иврите и в традиции еврейского народа – Шалош регалим и Алия ле-регель. (Буквально: Три ноги и Подъем к ноге). Так называются три основных праздника, связанные с выходом из Египта и с природой Земли Израиля – Песах, Шавуот и Суккот. В эти праздники есть заповедь подняться в Храм, в избранное Б-гом место, предстать всей Общиной (речь идет о мужчинах) пред В-севшним.

Обычно, мы объясняем эти понятия как пеший подъем, как праздники подъема к Храму. Теперь мы можем понять эти слова буквально – подъем к Ноге, к Ступне В-севышнего и к Ступне Народа, к месту проявления нашего союза на Святой Земле.

 

 

18.12.2012 02:28

Встречи. Встречи людей, идей, поколений. В синагоге на Массаде они проявляются особенно ярко.

50 лет назад, в только что отстроенном еврейском государстве, велись первые основательные археологические раскопки, к которым была прикована вся страна. Репортеры шаг за шагом сопровождали новые открытия. Израильские археологи раскапывали Массаду, крепость отстроенную Иродом  в Иудейской пустыне 2000 лет назад, вблизи Мертвого Моря. Великолепные дворцы и мозаики, бани и склады выступали из-под земли.

Масада - северный дворец, фотография Саши Глуз

Археологов особенно волновал финальный период в жизни крепости, момент ее разрушения. В 73 году н.э., 70 лет после смерти Ирода, здесь сражались последние еврейские повстанцы против Рима. По описанию историка Иосифа Флавия, они предпочли умереть свободными людьми, но не сдаться в плен.

Ко времени проведения раскопок Массада уже успела стать символом еврейского героизма и непреклонности. Сионистские движения с 20-ых годов устраивали сюда пешие подъёмы. Массада звучала на устах еврейской молодежи, поднявшей флаг восстания в Варшавском гетто. А после возрождения государства научные раскопки превратились в некое возвращение к героическому прошлому, в исторический реванш.

Подъем на Массаду - по римской насыпи

Римская империя уже давно канула в прошлое, превратилась в руины, в параграфы в учебниках по истории или в фильмы Голливуда. А еврейский народ пережил долгий Галут, погромы и Катастрофу, и вернулся сюда по следам тех драматических событий, которые разыгрались здесь 1900 лет тому назад.

Одно из зданий, раскопанных на Массаде, была синагога со времен Большого еврейского восстания. Остатки столбов, скамьи по периметру, небольшая отгороженная комнатка – ничего примечательного. Но именно здесь, из-под земли и разорванной одежды, показались пергаменты с древними еврейскими текстами. Они были написаны (переписаны) 2000 лет назад в конец периода Второго Храма и служили тем самым непреклонным еврейским повстанцам, которые пришли сюда из захваченной Галилеи и сожженного Иерусалима. Для археологов это была возможность заглянуть в духовный мир повстанцев – что наполняло их и придавало им силы верить и бороться.

В синагоге Массады

Один из первых найденных отрывков вернул археологов еще глубже. Это был текст из 37-ой главы пророка Йехезкеля, жившего 2600 лет назад, при разрушении Первого Храма. Иудея и Иерусалим были разрушены, Храм сожжен. Вместе с другими узниками Сиона Йехезкель был изгнан в Вавилон, в город под названием Тель-Авив (дословно – Курган Весны), на восстановление древних разрушенных городов (курганов) Вавилона. Казалось бы, все закончено – В-севышний изгнал нас из своей Земли и расторгнул союз.

Но там, в состоянии отчаяния и безвыходности, Йехезкель получает пророчество, одно из самых странных и страшных видений, описанных в Танахе.

Была на мне рука Г-сподня, и увлек меня духом (Своим) Г-сподь и опустил меня среди долины, а она – полна костей. И Он провел меня над ними, вокруг-вокруг, и вот – многочисленны весьма на поверхности долины, И вот – иссохшие весьма. И сказал Он мне: сын человеческий! Оживут ли кости эти? И сказал я: "Г-сподь Б-г, Ты знаешь". И сказал Он мне: пророчествуй о костях этих и скажешь им: кости иссохшие, слушайте слово Г-сподне! Так сказал Г-сподь Б-г костям этим: вот Я ввожу в вас дыхание (жизни) – и оживете. И дам вам жилы, и взращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дыхание (жизни), и оживете и узнаете, что Я – Г-сподь. (1-6).

В продолжение главы пророк получает не только видение, но и его объяснение:

И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в них дыхание (жизни), и они ожили, и встали на ноги свои – полчище великое весьма, весьма. И Он сказал мне: сын человеческий! Кости эти – весь дом Израиля. Вот, говорят, (они): "Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами". Посему пророчествуй и скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля. И узнаете, что Я – Г-сподь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь, сказал и сделаю, – слово Г-спода Б-га. (10-14).

Меня лично поражает резонанс идей и поколений в истории еврейского народа, который происходит в этой синагоге на Массаде.

Йехезкель, вместе с другими узниками Сиона, был изгнан в Вавилон. Уже тогда, 2600 лет назад, многие считали, что еврейский народ закончил свое существование. Галут это смерть, а евреи это иссохшие кости, разбросанные по миру. В этот момент В-севышний говорит, что Он воскресит народ и соберет его на его Земле.

Встреча восхода на Массаде

600 лет спустя пророчество Йехезкеля находилось в руках защитников Массады. Они видели, как рушится все дорогое для них - государство, Иерусалим, Храм. Еврейский народ сходил с подмостков истории, превращаясь в мертвые кости. В этот тяжелый момент они находили силы и надежду в словах древнего пророка.

Последние мгновения восстания были раскопаны на Массаде израильскими археологами. Они были частью народа, вернувшегося на свою историческую родину после 2000 лет изгнания. Частью государства, возникшего всего пару лет после Катастрофы, после уничтожения трети еврейского народа. Как государство мы искали корни в Земле. Здесь, в синагоге на Массаде, были найдены те самые древние слова о физическом и духовном воскрешении народа, о его возвращении на эту Землю. 

Остатки римских лагерей осады у подножия Массады

05.12.2012 11:52

 

Самое большое место цветения Хелмонит а-гдола в Израиле находится возле поселения Маале Рехавам в Гуш Эционе, на краю Иудейской пустыни. Хелмон на иврите это желток. Ярко желтые цветки расцветают после первых обильных дождей, провозглашая о приходе зимы. Их цветение длится всего пару недель, в конце ноября - начале декабря, так что стоит поспешить увидеть это чудо.

Рядом находится конусная гора Иродион и молодежная ферма Сде Бар, с прекрасным молочным хозяйством. Царские хоромы на краю пустыни и подземные проходы еврейских повстанцев 2000-летней давности, вместе с прекрасными йогуртами и сырами Сде Бар, прекрасно дополнят пешеходную проголку среди сияющих, как солнце, халмонийот. Лучше всего приехать сюда всей семьей – ваше путешествие сможет превратится здесь в настоящую семейную аттракцию. 

 

 

27.09.2011 08:22

Посещая древний еврейский город Сусию, мы буквально отправляемся в гости к нашим предкам, жившим здесь полторы тысячи лет тому назад. Разветвленные улицы и жилые дома, великолепная синагога, миквы и водосборники предстают пред взором, как будто были оставлены жителями города совсем недавно.

Сусия была основана в конце 2-го века до н.э., после завоевания Хевронского Нагорья Хасмонеями. Во времена Рима и Византии пара сельскохозяйственных ферм, расположенных возле небольшой крепости, превратилась в большое процветающее поселение. Территория города достигала 80 дунамов, а население превышало 3000 человек. На протяжении сотен лет еврейская община Сусии существовала в окружении римских, христианских и мусульманских поселений. Только в 9-м веке, в период мусульманской династии Абассов, по неизвестной нам причине, город внезапно прекратил свое существование.

В последние десятилетия, после периода долгого забвения, Сусия снова возвращается к жизни. Рядом с древним городом построено новое еврейское поселение несущее то же название. Тур-центр притягивает сюда многочисленных туристов. В особенности улицы древней Сусии оживают в холь а-моэд (будние дни) еврейских праздников, когда любопытных посетителей встречают театральные представления, мастерские гончаров и других ремесленников. Периодически в Сусие проходят археологические раскопки, и вновь открытые части города предстают перед нами.

География:

Сусия расположена на низких холмах юга Хевронского Нагорья, на полпути между Хевроном и Арадом. Высота этого района достигает 900 м. над уровнем моря, а количество осадков не превышает 300 мм. в год.

В Сусие нет никакого водного источника, однако мягкие меловые породы местного камня (киртона) позволили жителям города вырубить многочисленные пещеры и ямы для хранения воды.

Находясь на границе Иудейской пустыни, город постоянно нуждался в защите от набегов кочевников.

История города:

После разрушения Первого Храма и изгнания Иудеи в Вавилон, южная часть Хевронского Нагорья была захвачена эдомеями, жившими к востоку от Мертвого Моря. Только в конце 2-го века до н.э. (в 112-113 гг.), с усилением Хасмонеев, этот район был заново присоединен к еврейскому государству. Нееврейское население было вынуждено либо принять гиюр, либо покинуть Хевронское Нагорье.

Именно в это время, неподалеку от древних поселений Кармель и Маон, и рядом с небольшой Хасмонейской крепостью Руджум эль-Хамири, были основаны несколько семейных сельскохозяйственных хуторов на месте, позднее получившем название Сусия.

В римский период, после подавления восстания Бар Кохбы (132-135 гг. до н.э.), эти фермы переросли в большое еврейское поселение, с централизованной планировкой и развитой общественной жизнью. В это время еврейское население южной части Горы Хеврон получило новое название – "Дарома" (юг).

В Византийский период (4-7 века н.э.), наряду с расцветом и процветанием христианских поселений вокруг, еврейская община Сусии достигла своего высшего уровня развития. В городе была упорядоченная структура улиц и переулков, разделение на частные и общественные районы. На самом высоком месте была построена красивая синагога, при которой действовали суд, школа и другие общественные учреждения.

В Сусии было раскопано более 30 частных и общественных микв, отличающих Сусию от любого другого еврейского поселения того времени (после разрушения Второго Храма). Во многих дворах, под частными домами были найдены системы подземных помещений. В городе было найдено несколько масло и вино-давилен. Строительство домов было на высоком уровне.

С мусульманской властью пришел спад в жизни города. В течение 8-го века часть домов перестала функционировать. В 9-ом веке синагога Сусии была частично перестроена и превращена в мечеть. Город был оставлен, но не разрушен, и непонятно, что случилось с жителями Сусии.

Археологические раскопки в Сусии:

Сразу после Шестидневной Войны (в 1967 г.) началось исследование освобожденных районов Иудеи и Самарии. В 1969 г. израильские археологи Гутман, Явин и Нецер раскопали синагогу Сусии, размером 16 на 9 метров. Здание было укреплено широкими стенами, круглые большие камни (эвен а-голаль) защищали входы в синагогу. Скрытый подземный проход вел из двора синагоги в отдаленные части города. Пол синагоги был украшен красивой мозаикой.

В 1978 г. археолог Гиршфельд раскопал ряд домов Византийского периода. Люди жили в совместных дворах, скромной совместной жизнью. Входы в дома были расположены таким образом, чтоб из одного дома не было видно что происходит в другом доме. Примыкающие один к другому наружные дома города образовывали единую стену, служившую для защиты от набегов кочевников и других неприятелей.

В 1993 г. археолог Гуврин раскопал большое общественное здание возле синагоги. Вокруг города были найдены многочисленные еврейские пещеры захоронения.

Сусия в исторических источниках:

Одним из вопросов, стоящих перед исследователями Сусии является само название города. Название "Сусия" дошло до нас от арабов, живших до 1967 г. в пещерах и развалинах древнего города. Пару десятилетий назад был опубликован документ времен крестоносцев (1110 г.), в котором упоминается место под названием "Sussia" (Король Балдвин 1 подарил ордену госпитальеров наделы в районе Хеврона, один из которых был Сусия). Однако мы не встречаем название Сусия ни в одном более раннем известном нам историческом или археологическом источнике, в период существования и процветания города.

Феномены в исследовании Сусии и всего населения Даромы (юга Хевронского Нагорья):

В Сусие, в домах времен Мишны и Талмуда, было найдено более 30 микв, несмотря на то, что Храма давным-давно уже не существовало, и многие законы ритуальной чистоты не были действительны.

В синагоге Сусии и при входе в дома города было найдено значительное количество изображений меноры (семисвечника), одного из центральных предметов утвари Иерусалимского Храма, находившегося с южной стороны в Святилище (Кодеш) Храма. Особая связь между наделом колена Йеуда, к югу от Иерусалима, с менорой Храма проявляется и в высказывании еврейских мудрецов того времени. "Сказал раби Ицхак: желающий стать мудрым – отправится на юг, желающий разбогатеть – на север, и знак этому – стол (с хлебами) к северу, а менора к югу". (Вавилонский Талмуд, Баба-Батра 26:).

Другое проявление связи с Храмом это направление входа в синагогу Сусии. Как и в других синагогах Даромы (Эштамоа, Маон и Аним) вход был расположен с востока. Несмотря на высказывание мудрецов: "Открывают синагоги только на восток ибо так было в Храме который был открыт на восток…" (Тосефта Мегила 3,21), это указание исполнялось только среди синагог Даромы, но не в Галилее.

Надписи, найденные в синагоге Сусии были написаны на иврите и на арамейском. В отличие от синагог Галилеи, здесь не встречаются надписи на греческом языке. "Сказал рав Йеуда сказал Рав: жители Йеудеи сохранили свой язык (иврит) – сохранилась их Тора (учение), жители Галилеи не сохранили свой язык и их Тора не сохранилась". (Вавилонский Талмуд, Эрувин 53).

До 4-го века в Сусии, как и в других поселениях Даромы, продолжали хоронить умерших в глускемаот (небольших ящиках для хранения останков). Эта традиция, сохранившаяся в этом районе со времен Второго Храма, свидетельствует о тесной связи с традициями Храма.

В талмудической литературе (Иерусалимский и Вавилонский Талмуд, сборники мидрашей) практически полностью отсутствует упоминание мудрецов из Сусии и других поселений Даромы. Исключение состовляет раби Ишмаэль из деревни Азиз и раби Хаса из Эштамоа. Это свидетельствует об отсутствии "галахической динамики" – развития устной Торы и адаптации еврейского Закона к развивающейся действительности и к состоянию поколения.

На фоне отмены еврейского центрального руководства (насиут) в 5-ом веке усиливается другая прослойка еврейского руководства – коэны (священники, предки которых служили в Храме). Свидетельство этому является упоминание коэнов в надписях, найденных в синагогах Сусии и Эштамоа. Стоит добавить, что уже в период Первого Храма в этом районе было значительное присутствие коэнов в принадлежавших им городах – Ятир, Юта и Эштамоа.

Экскурсии в Суккот:

14.10.2011, пятница, холь а-моэд Суккот. 9:00-12:00. Армон а-Нацив – акведук Хасмонеев. 

16.10.2011, воскресенье, холь а-моэд Суккот. 9:00-19:00. Южная часть горы Хеврон – Сусья и Кармель. 

17.10.2011, понедельник, холь а-моэд Суккот. 9:00-18:00. Тель Шомрон (Себастия), Маале Левона и Ущелье Кана.

18.10.2011, вторник, холь а-моэд Суккот. 8:00-18:00. Древние Храмы еврейского народа – Гора Эйваль, Шило, Бейт Эль, Иерусалим.

04.09.2011 08:56

 

Цфат – столица Верхней Галилеи, город мистики и кабалы. Цфат является одним из 4-х святых городов Израиля (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией). Из 4-х основных элементов создания (в греческой философии, а потом и в еврейской философии Средневековья) соответствует воздуху. Доминирующий цвет города –тхелет (голубой, бирюзовый).

Цфат на фоне горы Мирон

Фотографии Саши Глуз.

Местная традиция говорит, что в Цфате был дом учения Шема и Эвера – потомков Ноя. В исторических источниках Цфат упоминается впервые только у Иосифа Флавия, как одно из мест, укрепленных во время Большого Еврейского Восстания против Рима. Позднее, крестоносцы построили здесь самую большую крепость на Ближнем Востоке.

Свое место в еврейском мире Цфат приобрел в середине 16-го века, когда в городе собралась "сборная еврейского народа". Рав Йосеф Каро написал здесь собрание еврейского закона – Шульхан Арух. Шломо Элькабец сочинил гимн Леха Доди, самую известную песню еврейского народа. Кабалисты Моше Кордоверо и Святой Ари (Ицхак Лурья Ашкенази) преподавали глубочайшие познания Бытия. Молитва встречи субботы, седер Ту-би-Шват и многие другие традиции, принятые во всех общинах еврейского народа, были созданы здесь.

В хасидской синагоге общины Косова

Эти выдающиеся личности, прямые потомки евреев изгнанных из Испании, мечтали о полном избавлении. С тех времен город жил и живет ожиданием Мессии. В конце 18-го века в Цфат из Восточной Европы пришли хасиды, ученики Бааль Шем Това. Они построили здесь свои штибели и клойзы. В последнее время город превратился в центр еврейской музыки и творчества. Улица художников и ежегодный фестиваль клейзмиров привлекают сюда многочисленных посетителей.

Голубой цвет бросается в глаза на каждом углу Цфата. Двери домов, ставни окон, интерьер старых синагог города. Старики говорят, что этот цвет приносит счастье и защищает город от нечистых сил. Ученые смогут добавить, что голубой цвет отталкивает мух и других вредных насекомых.

Голубой маген Давид в синагоге Цфата

В еврейской традиции голубой цвет (тхелет) связан с одной из центральных заповедей в еврейской жизни – цицит. В Торе сказанно: "… Говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколений своих, и дадут они к цицит на крае (одежды) нить тхелет. И будет она у вас в цицит, чтобы видели это и помнили вы все заповеди Господни и исполняли их … и были святы для Б-га вашего…". (Бемидбар, 15).

Еврейские мудрецы сравнили тхелет с проявлением Шхины (Б-жественного Присутствия), ибо: "тхелет похож на море, море на небо, а небо на престол Славы". Этот свет духовного ожидания и стремления к полному избавлению призывает приподняться от обыденной жизни. Прикоснувшись к духу этого города можно почувствовать это ощущение.

Заповедь тхелет в циците, потерянная еврейским народом в течение галута, возвращается к нам в последние поколения. В синагогах Земли Израиля, можно встретить все больше и больше людей повязывающих нить восстановленной заповеди в свой цицит. Свет тхелета снова занимает свое место на краях одежды и в жизни еврейского народа.

Сообщение: в Общинном Доме в Иерусалиме открывается мой новый курс по истории Древнего Иерусалима

11.08.2011 03:10

++

 

В последнее время в дренажном туннеле 2000-летней давности возле Стены Плача были найдены потрясающие находки, возвращающие нас в период Второго Храма.

Этот туннель проходит под центральной улицей Иерусалима того времени, соединявшей бассейн Шилоах, Город Давида и подножие Храмовой Горы. Во время разрушения Храма здесь прятались от римлян жители Иерусалима.

Раскопки проводятся Ведомством Древностей, совместно с Ведомством Природы и Парков, с поддержкой и финансированием организации ЭльАд – Городом  Давида.

Две недели назад в туннеле, возле арки Робинсона, был найден редкий золотой колокольчик в конце которого небольшая петля. Руководители раскопок, археологи Эли Шукрун и профессор Хайфского университета Рони Райх говорят: "Очевидно, что колокольчик был пришит к одежде высокопоставленного человека в Иерусалиме, конца времен Второго Храма (первый век н.э.)". Наверное, колокольчик, оторвавшийся от одежды этого человека, шедшего по центральной улице Иерусалима у подножия Храмовой Горы, упал в дренажный канал под улицей.

Из еврейских источников известно, что первосвященники, служившие в Храме, надевали одежду, на краю которой были золотые колокольчики. В главе "Тецаве" в книге Шмот упоминается описание меиля (мантии / плаща) первосвященника Аарона: "И сделаешь меиль эфода целиком из тхелета. И будет отверстие головы в середине его, край будет для отверстия его вокруг изделием ткача, как отверстие брони будет у него – не порвется. И сделаешь на подоле его гранаты тхелета и аргамана, и червлёницы – на подоле его вокруг, и колокольчики золотые между ними кругом. Золотой колокольчик и гранат, золотой колокольчик и гранат на подоле меиля кругом. И будет на Аароне, чтобы служить, и будет слышен голос его при входе его в Кодеш (Святилище) пред Б-гом, и при выходе его – и не умрет". (Шмот, 28, 31-35).

Перед 9-м Ава в этом же туннеле был найден римский меч. По словам археологов "меч принадлежал, наверно, римскому солдату римского гарнизона в Земле Израиля во время начала Большого Еврейского восстания в 66 г. Поражает не только состояние сохранности меча длиной около 60 см., но и сохранность кожаных ножен (материала, сохранность которого обычно плохая) с остатками украшений".

Во время просеивания земли из того же туннеля был найден предмет из камня, на котором редкая резьба меноры. По словам Шукруна и Райха, "несмотря на то что речь идет о семисвечнике, здесь только пять свечей. Большое значение имеет форма основы меноры, ибо она проясняет как выглядела основа меноры Храма, которая, наверно, была похожа на штатив". Этот предмет был найден совсем близко от  Храмовой Горы. Исследователи полагают, что прохожий, видевший менору и восхищенный ее красотой, вырезал ее на камне, а после выбросил на обочину, не предполагая, что его произведение будет найдено спустя 2000 лет.

Римский меч

Вырезаная на камне менора

Фотографии колокольчика и камня с резьбой меноры – Владимир Нихин. Фотография меча – Клара Амит.

 

 

24.07.2011 04:55

У каждого здания в Хевроне есть своя история, особенно если речь идет о старой синагоге. Посещая район Авраам Авину, расположенный на месте старого еврейского гетто, бросается в глаза изящная Хабадская синагога, величиной в небольшую комнатку.

Синагога была основана в первой трети 19-го века (в 1823 г.), с прибытием в Хеврон учеников второго Хабадского Ребе рава Дов Бера ("Среднего Ребе" или на идише – "а-Митлер Ребе"). В то время все евреи ютились в небольшом и тесном гетто, где здания росли только в высоту. Хасидам удалось купить у сефардских евреев небольшую комнату за старой синагогой Авраам Авину, ставшую первой Хабадской синагогой в городе Праотцов и в Святой Земле. Она получила несколько имен – "Маленькая синагога Авраам Авину", "Ашкеназская синагога Авраам Авину", "Маленькая ашкеназская синагога" и современное название "Синагога Менухи Рахель". Находясь вплотную к арабским домам, синагога из раза в раз страдала от нападений со стороны соседей.

Из истории еврейской общины в Хевроне

Вскоре, с увеличением хасидской общины города, в особенности после прибытия в Хеврон дочери "Среднего Ребе" – рабанит Менухи Рахель (Рохель) и ее мужа рава Яакова Слоним (в 1845 г.), место в комнатке уже не хватало. Недалеко от нее была построена новая "Большая ашкеназская синагога". В 70-ых годах 19-го века, после выхода из стен гетто, была построена новая молельня в доме "Шнеерсон".

Быстрому развитию древней еврейской общины Хеврона пришел жестокий конец во время тяжелого погрома летом 1929-го года. Три дня арабы беспрепятственно грабили, убивали и насиловали евреев. Англичане, ответственные за власть и порядок в городе, собрали оставшихся в живых евреев и изгнали из Хеврона. Древняя община Хеврона, одного из 4-ех святых городов в Земле Израиля, была уничтожена арабами и англичанами сообща. В 1948 году, во время Войны за Независимость, Хеврон был захвачен Иорданией, властвовавшей в Иудее и Самарии 19 лет.

В период власти короля Хусейна, в 60-ых годах 20-го века, еврейский квартал был разрушен до основания. На месте древней еврейской синагоги "Авраам Авину" иорданцы построили общественные туалеты. Однако маленькая Хабадская синагога не была разрушена, ибо разрушив ее, пострадали бы и соседние арабские строения. Полностью разграбив синагогу, арабы превратили ее в склад старой обуви.

Восстановление еврейского Хеврона

В 1967 году, после победы в Шестидневной войне, началось возвращение еврейского народа в город Праотцов, к корням еврейского присутствия на Святой Земле. Этот процесс сопровождался многочисленными препятствиями, каждый шаг достигался трудом, и зачастую пролитой еврейской кровью. Профессор Бенцион Тавгер, приехавший в Израиль из Новосибирска, взялся за восстановление синагоги "Авраам Авину", отстроенной в 1981 году. Одним из его помощников был молодой парень по имени Шмуэль Мушник, сегодня художник, экскурсовод и исследователь Хеврона.

Затем пришла очередь Хабадской синагоги – "Маленькой синагоги Авраам Авину". Её очистили от мусора и вместе с прилегающими домами отремонтировали. Комната стала служить для учебы и преподавания Торы, в ней располагалась небольшая йешива рава Гинзбурга. Однако ветхость здания давала знать о себе. Нужно было решить проблемы с гидроизоляцией и с другими коммуникациями здания.

Реставрация хабадской синагоги "Менухи Рохель"

Только в 2004-5 годах, по инициативе посланника Хабадского Ребе в Хевроне рава Дани Коэна, синагога была основательно отреставрирована. За отделку синагоги взялся талантливый русскоязычный скульптор Элияу (Илья) Эйдинов из Неве-Даниэля. Его дизайн и работы по камню превратили это место в одну из изящных и красивых синагог во всем Израиле. В 2005 году, в йорцайт (день смерти) рабанит Менухи Рохель (24 швата), дочери "Среднего Ребе" и одной из известных еврейских женщин Хеврона в 19-ом веке, маленькая Хабадская синагога была заново открыта. В ее честь она была названа "Синагогой Менухи Рохель".

Фотоальбом работ Ильи Эйдинова в хабадской синагоге в Хевроне

 

 

 

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+