Поиск
Рут Сомински
Рут Сомински

Женский уголок

25.12.2016 09:49

Примерно за полгода до отъезда в Израиль (а может и больше) мы всей семьей в расширенном составе решили серьезно подучить иврит. Для этой цели бабушка (да будет память ее благословенна!) специально отправилась в синагогу и привела нам оттуда некого Мишу. Так, раз в неделю, по воскресеньям мы замечательно проводили время, и то, что на вопрос "ма шломех" нужно отвечать "шломи – тов", я запомнила железно. Но Миша сам собирался в Израиль к ближайшему Дню Независимости, и на смену ему пришел Ури. Но это к делу уже совсем никак не относится. А вот перед отъездом Миша принес нам сувениры-подарки. Из Израиля. Там были какие-то мелки, резинки и какая-то еще мелочь. Но я была всем этим просто заворожена. Мне все это казалось настоящим волшебством и чудом. Сувениры нам, детям, нужно было поделить между собой. Как там мы поделились, я уже не помню, но помню, что у меня оказалось голубое изображение Скрижалей Завета и… ханукальные волчки, ака дрейдлы или свивоним. Они были цветными, малюсенькими, и на четырех сторонах их выделялись резные буковки – нун, гимель, hэй и шин.
Потом мы уже, увы, совсем не полным составом оказались в Израиле. А потом… Потом наступила Ханука. И нам в школьном ульпане раздали те самые волчки. Я обрадовалась им, как старым знакомым. "А там еще должны быть буковки!" – решила я, как всегда, похвастать своими знаниями. Девушка-преподавательница по имени Ноа утвердительно и довольно закивала головой. "Нун, гимель, hэй и шин!" – решила я приоткрыть интригу. И вдруг у меня потемнело в глазах. Какой позор! Как я могла так опростоволоситься перед всеми! Вместо "шин" на волчке стояла предательская буква "пэй". Причем, не только на моем – на всех волчках. 
- Но как же так! Я же точно знаю! Я помню! Как такое может быть?!
– Все очень просто: это – не просто "буковки". Это - первые буквы фразы. "Нун" – это "нес", "гимель" – "гадоль", hэй – "hая": "чудо великое было".
- Ну а "шин" и "пэй"?
- "Шин" – это "шам" (там). Пока вы были там, это просто удивительно, что у вас был такой волчок! Ну, а "пэй" – это "по", тут! Чудо же произошло ТУТ, в Земле Израиля!
И тут у меня в голове вдруг что-то "щелкнуло". Я просто потеряла дух от такого откровения. Даже не просто откровения, а ОТКРОВЕНИЯ! Чудо-то – оно не где-то там, а тут. Даже не просто тут, а ТУТ. Мы все живем внутри чуда. Даже не просто чуда, а ЧУДА, точнее даже ЧУДЕС. И тут я на себе почувствовала истинность высказывания, что человек, находящийся в эпицентре чуда, может и не представлять себе масштабов этого самого чуда. Как говорится, "и в ожидании неведомых чудес мы забываем, что вся жизнь – сплошное чудо (за множеством деревьев видеть лес – задача не из легких, видно, будет)".
С тех пор пожизненно стараюсь этому озарению не дать угаснуть. Такое вот маленькое мое личное ханукальное чудо. Открывшее мне глаза на все сплошные чудеса вокруг.

08.09.2015 00:00
-Где ты была сегодня, киска? -У королевы у английской. -Что ты видала при дворе? -Видала мышку на ковре. Трудно представить себе, с каким трагизмом я с детства воспринимала это четверостишие (впрочем, надо отдать должное – не только его)! Подумать только! У какой-то-там киски появилась уникальная возможность побывать не где-нибудь, а при дворе у самой "у королевы у английской"! В ее дворце со всеми вообразимыми и невообразимыми сокровищами (тут мое воображение работало весьма неплохо, подкрепленное экскурсиями в Эрмитаж, в Пушкин, в Павловск и т.п.)! И из всей увиденной роскоши при дворе - что особо впечатлило кошку? Мышка! Представляете? МЫШКА!!! И ради этой мышки, которых полно на каждой помойке, она удостоилась попасть во дворец?!! Еще, помнится, мне было очень обидно за самого короля (ведь должен же у нормальной королевы быть муж – нормальный король!), у которого не просто водятся мыши во дворце, но и "слава" о них благодаря всяким кискам распространяется далеко за пределы королевства. Правда, с годами жалость к королю уступила место респекту и восхищению: это ж каким нужно быть мудрым и благородным правителем, чтобы позаботиться о нуждах каждого подданного прямо во дворце! И даже какой-то там киске, которая кроме мышки ничего и видеть-то не желает, предоставить ту самую вожделенную мышку! Возможно, даже ценой собственного унижения… Одним (ну, примерно) словом, тем, для кого слово "Элуль" и поздравление "ле-шана това тикатеву ве-тихатему" не являются пустыми словами, хотелось бы заодно ненавязчиво пожелать хотя бы немного отстраниться от "кошачьего взгляда" на жизнь, на Царя, на свое место "при дворе". И пусть на нашем праздничном столе в Рош ашана присутствуют и мед, и яблоки, и рыбьи головы, и еще много всяческих яств, возможно, сконцентрироваться в этот "один долгий день" стоит, в первую очередь, не на "кошачьих радостях". Шана това!
04.01.2015 04:45

Годами пытаюсь донести до своих, надо отдать должное, не слишком многочисленных учениц простой смысл такого фундаментального еврейского понятия как "любовь". Той самой, которую от нас требует Тора и по отношению к близким, и  по отношению к Творцу.

Пока, наконец, все объяснения не вылились вот, во что:

 

Любить – значит, чувствовать боль

Чужую, совсем как родную,

Сумев различить соль-бемоль

Там, где фа-диезом блефуют.

 

Любить – значит, чувствовать боль

Того, кто от собственной боли

Тебе наступил на мозоль,

Не зная об этой мозоли.

 

Любить – значит, просто понять

Без домыслов и оправданий

И право собой быть признать

Без призрачных лже-ожиданий.

 

Любить – значит, может быть, быть

Не рядом, но все-таки вместе,

Единства сюжета достичь

Вне времени рамок и места.

 

Любить – значит, чувствовать боль,

Страх, страсть, раздраженье и счастье.

Без них сердце – голый король,

Подобный красавице спящей.

 

Любить – значит, чувствовать…

21.07.2014 04:40

Только что получила по мейлу от своей близкой знакомой, предпочитающей остаться инкогнито. Гениально, я считаю:

Для того чтобы узнать новости о текущей войне, не надо обращаться к интернету, радио, газетам или телевидению. Все наши новости записаны еще тысячи лет назад. Причем даже то, о чем мы пока не догадываемся.

Итак, открываем книгу Теилим, псалом 35, и читаем его в современной интерпретации:

1. (Псалом) Давида. Спорь, Г-споди, с соперниками моими, воюй с воюющими против меня. Как всегда, мы понимаем, что не мы сами можем победить своих врагов, но только Всевышний — и мы просим Его воевать за нас.

2. Держи щит и латы (укрытие) и встань на мою защиту. «Железный купол» и бронированные убежища не защищают сами по себе, но только если Всевышний встает на мою защиту.

3. И обнажи копье, и закрой (путь) для преследующих меня, скажи душе моей: Я — спасение твое. Преследователям не удается пробраться через прорытые ими туннели: израильские военные, с Б-жьей помощью, их обнаруживают и встречают с оружием, не позволяя осуществить их гнусный замысел, а обнаруженные туннели взрывают.

4. Устыдятся и посрамлены будут ищущие души моей, отступят назад и опозорены будут замышляющие зло против меня. Слово «опозорены» можно прочитать как «будут копать» — может быть, новые туннели?

5. Да будут они, как мякина пред ветром, и ангел Г-сподень да оттолкнет (их). Комментарий «Мецудат Давид» объясняет: «будут как мякина» — будут перемещаться с места на место, как мякина, раздуваемая ветром. Не так ли покидают насиженные места и «мирные жители» Газы, перемещаясь туда и обратно, чтобы не попасть под бомбежку, о которой их предупреждают заранее?

6. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Г-сподень да преследует их. Начиная наземную операцию поздним вечером, Израиль прежде всего в стратегических целях отключил подачу электричества в некоторые районы Газы.

7. Ибо напрасно устанавливали они мне западню, напрасно рыли подкоп под мою душу. Им не помогли их туннели, которые они вырыли и заминировали.

8. Да придет на него гибель внезапная, и сеть его, которую он прятал, да уловит его самого, — на погибель (свою) попадет в нее. Каждая шестая ракета, которую посылали в Израиль, взрывалась, не долетев, еще на территории Газы.

9. А душа моя веселиться будет в Г-споде, радоваться спасению, (пришедшему) от Него.

10. Все кости мои скажут: Г-споди, кто подобен Тебе, спасающему бедного от сильного, бедного и нищего — от грабящего его? Хамас (на иврите «грабеж») грабят не только Израиль, но и прежде всего подчиненных им братьев-арабов. Не исключено, что многие из них в глубине души мечтают освободиться от притеснителей и зажить спокойно.

11. Встали свидетели-грабители (в оригинале — хамас), спрашивают с меня за то, о чем я не знаю. Хамас перекладывает на Израиль ответственность за многие взрывы и смерти, происходящие на их территории по их же вине, а Израиль не может даже опровергнуть эти поклепы.

12. Платят мне злом за добро, гибелью — душе моей. Израиль поставляет в Газу электричество (не пытаясь взыскать долги), воду, гуманитарную помощь; сотни раненых и больных из Газы проходят лечение в израильских больницах. Взамен — нас пытаются уничтожить.

13. А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою! А молитва моя — пусть бы вернулась она в лоно мое (ко мне)! Мы заботимся об их больных так же, как и о своих; Пусть же все заслуги за добро, оказанное нашим врагам, помогут нам, когда они встают против нас.

14. Как друг, как брат ходил я, как скорбящая мать, был в трауре. Весь народ Израиля чудесным образом объединился, узнав о похищении трех юношей, — все чувствовали себя друзьями и братьями и вместе молились об их возвращении. А когда узнали об их гибели — оплакивали их вместе с родителями; все уподобились скорбящей матери.

15. А когда я споткнулся — обрадовались и собрались, собрались против меня калеки, а я и не знал, разорвали (свои одежды), но не замерли (в скорби). Когда кто-то из народа Израиля повел себя недостойным еврея образом (совершил зверское убийство безоружного арабского подростка), наши враги в глубине души обрадовались этому, т. к. это дало им легитимацию собраться против Израиля. Если еврей только «споткнулся», то о них, собравшихся, можно сказать, что они — самые настоящие духовные калеки. А мы даже не знали, что они радуются, и приняли их траур за чистую монету; они же устроили помпезную траурную церемонию, но не скорбели по-настоящему, потому что они не ценят жизнь.

16. С льстецами и насмешниками ради лепешки скрежещут на меня зубами. Мецудат Давид: Они заводят дружбу с льстецами, циниками и насмешниками ради хлебной подачки, и каждый из них скрежещет зубами от злобы и ненависти. Наши враги получают «гуманитарную помощь» от тех, кто цинично называют себя «миротворцами» и «гуманистами», а на самом деле помогают им только из ненависти к народу Израиля.

17. Г-споди, доколе смотреть будешь? Дай отдохновение душе моей от бедствия, (которое наводят) они, от львов — единственной моей!

18. Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя. Когда мы увидим все чудеса, которые делает для нас Всевышний, восхвалим Его при большом скоплении народа.

19. Пусть не радуются мои враги-лжецы, пусть не перемигиваются мои ненавистники. Кроме физической войны, идет также война информационная — и наши враги используют все средства лжи, чтобы опорочить народ Израиля, а наши ненавистники среди других народов прекрасно понимают, что им нельзя верить, но при этом поддакивают им, цинично перемигиваясь.

20. Ибо они говорят: «нет — миру», и против людей, спокойно живущих на земле, коварно замышляют недоброе. Наши враги и слышать не хотят о мире, а вместо этого готовят новые коварные планы в отношении мирных жителей.

21. Раскрывают на меня рот свой, говорят радостно: «Ага, ага, видел наш глаз!». Мецудат Давид: видел то, что мы хотели увидеть. Наши враги нагромождают против нас горы лжи, не гнушаясь и распространением фальшивых фотографий, якобы повествующих о «зверствах израильской военщины», а наши ненавистники радуются, увидев их, потому что получают подтверждение «справедливости» своей ненависти.

22. Ты видел, Г-споди, не молчи, Г-споди, не удаляйся от меня! Мы просим Всевышнего, Который все видит и знает правду, вывести ее на свет, и не оставлять нас одних противостоять морю лжи.

23. Пробудись и поднимись для суда моего, Б-г мой и Г-сподь мой, чтобы заступиться за меня. Хотя человек не должен призывать на себя суд, в данной ситуации мы знаем, что правда на нашей стороне, и поэтому просим, чтобы в этом конфликте восторжествовала справедливость. Лучше пусть нас судит Сам Всевышний, чем ненавидящие нас люди.

24. Суди меня по правде Твоей, Г-сподь Б-г мой, и да не радуются они из-за меня. Любая попытка опорочить народ Израиля может обернуться осквернением Имени Всевышнего, поэтому мы особенно хотим, чтобы восторжествовала справедливость, и злодеи не могли найти повод радоваться нашему падению.

25. Пусть не говорят в сердце своем: «Ага, (это) по душе нам!» Пусть не говорят: «Мы уничтожили (букв. проглотили) его».

26. Устыдятся и осрамятся вместе все радующиеся беде моей, облекутся в стыд и позор возносящиеся надо мной. Радак: Как собрались вместе радоваться моему падению, так же вместе пусть и посрамлены будут, когда не оправдаются надежды всех, кто открывал на меня рты.

27. Торжествовать и веселиться будут желающие правоты моей и говорить будут всегда: «Да возвеличится Г-сподь, желающий мира рабу Своему». Те из народов мира, кто поддерживает Израиль сейчас, в трудную минуту, потом будут радоваться его спасению и прославлять Всевышнего за чудеса, сделанные ради Его народа.

28. И язык мой будет проповедовать правду Твою, целый день — хвалу Тебе! И весь еврейский народ, в конце концов, вернется к Всевышнему и будет прославлять Его.

В статье частично использован перевод из Библиотеки Толдот.

09.03.2014 03:08

В синагоге я появляюсь, как правило, три раза в год. Нет, не на Песах, Шавуот и Суккот, а на Рош ашана, Симхат Тора и Пурим: послушать трубление в шофар, полюбоваться самозабвенным танцам евреев с Торой и послушать чтение Свитка Эстер. Так как живем мы не в Швейцарии, и, видимо, слишком многие женщины живут в своем личном временном пространстве, и слишком многие мужчины к этому привыкли. Как бы то ни было, «примерное время» трубления в шофар и чтения Свитка Эстер для женщин остается слишком уж примерным. Но хотя евреям нельзя полагаться на чудо, Пурим – по определению праздник чудес, и вот в расчете на чудо я каждый год появляюсь в синагоге вовремя, чтобы чудо случайно не обернулось не в мою пользу, и я по непростительной халатности не пропустила бы заповедь.

В тот раз у синагоги я встретила девочку в оригинальном карнавальном костюме, темным пятном выделяющимся на фоне всех ее бело-розово-радужных подружек, наряженных принцессами, королевами и невестами. В своих лохмотьях она изображала нищенку. С задорной улыбкой она протягивала руку каждой женщине, как бы прося милостыню, и тут же со смехом убирала ее. И по неведомой ассоциативной цепочке мне на память вдруг совершенно неожиданно пришли слова, когда-то услышанные мною на одной лекции. «Говорится, что в Пурим коль пошет яд – нотним ло – любой протягивающий руку  - ему дают[1]. Это особый дар Пурим: стоит нам в этот день протянуть руку небесам – и мы не останемся с пустой протянутой рукой. И очень важно не забыть об этом невероятном даре в этот безумный день, в погоне за выполнением «технических» заповедей».

 Тогда эти слова не запали мне в душу, а, может, в самом деле, множество «технических» заповедей просто отдалило их на задний план. А тут вдруг они неожиданно «всплыли на поверхность», по-видимому, каким-то образом оказавшись созвучными моему настроению.

И я вошла в синагогу. На этот раз то, я расценила как чудо именно то, что чтение Свитка Эстер еще не началось, и я смогла использовать это ниспосланное мне в этот день время на то, чтобы сосредоточиться на каждом слове молитвы…

С тех пор я стараюсь ни за что не упустить эту уникальную возможность каждый Пурим. И еще: стараюсь не отчаиваться, если мои слова не сразу «заходят в сердце» (и даже порой воспринимаются в штыки). Кто знает, может быть, когда-нибудь настанет и их час…



[1] Стандартно подразумевается: цдаку, имея в виду, что в Пурим мы даем, не проверяя, насколько просящий действительно бедный и нищий

13.01.2014 03:48
Дети, эй, дети! Что это за вопиющий эгоизм! Вы не представляете себе, как вам всем повезло, что вы растете в многодетной семье, и с детства приучается думать не только о себе, но и о других членах коллектива, не то что… (Кто сказал «мама»?! А, послышалось…»)… нет, пожалуй, не будем переходить на личности. Это лашон ара, а лашон ара мы в нашей семье говорить не будем! И когда в холодильнике осталось три сосиски, а вас, шоб вы все были здоровы, дома пятеро, негоже одному брать сразу две сосиски, не думая об остальных (хорошо, что они не спросили, куда подевались все остальные сосиски, до того, как их осталось всего три)! Сосиски нужно поделить на всех. Да, по полсосиски каждому. Осталась половина лишняя? А о маме вы подумали? Она что – рыжая? А, под париком не видно. Ну, ладно. Кто-то не хочет сосиску и готов уступить? Замечательно! Но для начала нужно всех опросить: «Кто-то готов уступить остальным сосиску?» Нельзя быть эгоцентричными эгоистами! Откуда курага? (Это кто же у нас такой ловкий, что нашел курагу - я же ее так тщательно припрятала!) Бабушка привезла! Нет, ее есть нельзя!!! Нет, не из-за червяков! Нет, не на ту би шват! Это бабушка специально привезла маме, да. Т.е. моя мама специально привезла своей любимой, единственной дочечке. Мне, то есть. Ну, да: ваша бабушка – моя мама. И курага тоже моя. Хотя, впрочем, ладно. Кушайте, кушайте! Я вас люблю и уступаю. Личный пример все-таки... (А мама мне еще привезет. Надо будет только тайник получше придумать. И лучше проиграть битву, но выиграть войну. И остаться без кураги, но с воспитанными детьми. И главное – о сосисках-то думать забыли, так что будет мне, чем подкрепиться еще и на ужин!)
06.03.2013 01:47

Вот вроде бы все, что касается области чувств и эмоций. А теперь обратимся к разуму и логике. Какое отношение это все имеет к генеральной уборке? Самое прямое! Вы никогда не ловили себя на том, как свежевымытый пол заливался серо-бурой жидкостью от прилежного мытья окон, а на следующий день после того, как Ваша ванна засияла чистотой после хлорковых процедур, Вы вдруг вспоминаете, что именно в ней Вам необходимо замочить все съемные полочки холодильника. Итак, рационализм – прежде всего! Для начала составьте примерный план работы. Тем более, когда речь идет о такой «порциональной» уборке, как на Песах. Примерный, потому что если Вы попытаетесь запланировать все до малейших деталей, а потом в один из не самых прекрасных дней не успеете какую-то запланированную мелочь, то при слишком напряженном графике это может довести Вас до никому ненужной депресии.

 

Итак, в каком порядке Вы собираетесь «штурмовать» комнаты? Какой день потратите на плиту, а какой оставите для холодильника? Прибирая комнату, старайтесь держаться правила «сверху-вниз», чтобы впоследствии «верхний» мусор случайно не падал на ниже-очищенную территорию. Кстати, если Вы живете с детьми, то не тешьте себя ложным надеждами, что в Вашем доме существуют недоступные для них (и соответствено хамца) места. Так что не поленитесь заглянуть и на самые верхние полки шкафов и серкретеров, и протереть пыль (а иногда вместе с ней и непонятно каким образом смешавшиеся с ней хлебные крошки) c люстры.

 

Разбирая свой гардероб, Вы, конечно же, обязаны проверить все карманы на наличие в них крайне нежелательных на Песах элементов (в виде засохших кусочков пит, позабытых остатков печенья и вафельных крошек), но поочередно примерять все это в столь напряженное время совсем ни к чему. В не меньшей степени то же самое верно и по отношению к многочисленным ящикам со всякой всячиной в виде разрозненных фотографий, старых квитанций, винтиков-шпунтиков, поломанных ручек, засохших тюбиков с косметикой и поздравительных открыток ко дню Вашего бракосочетания, с которого минуло энное количество лет. С ненужными вещами – расстаньтесь легко и непринужденно, утешив себя тем, что нет вещи –  значит, нечего и чистить/мыть/стирать/протирать, и житейским правилом о том, что «свято место пусто не бывает», и очень скоро их место займут другие ненужные вещи. Что касается вещей более нужных, то сейчас – не самое время уделять каждой из них по полчаса, с умилением перечитывая свои детские конспекты и рассматривая по порядку все младенчиские фотографии своих родителей, бабушек, дедушек, детей и внуков.

 

И совсем необязательно пытаться взвалить весь груз предпасхальной подготовки на свои хрупкие плечи, так что найдите способ подключить к этой святой миссии и остальных членов Вашего семейства. Однако помните, что последние дни и недели до Песах -  не самое благоприятное время для экспериментов, и если у Вас сейчас не хватает времени на то, чтоб сделать работу самой как надо, то неисключено, что Вам придется его найти на то, чтобы ее переделать! И если Ваша пятилетняя дочь еще никогда не имела дело с хрусталем, то вряд ли стоит поручать ей почетное задание протереть все вазы в доме, а если от каждого взмаха метлой Вашего ненаглядного сыночка поднимается «буря в пустыне», то лучше занять его каким-нибудь не менее полезным, но более нудным делом вроде попытки отодрать весь пластилин с ковровых покрытий в салоне. И если Вы не хотите неожиданных сюрпризов на Песах, то касательно самих поисков залежей хамеца действуйте согласно золотому принципу «доверяй, но проверяй» по отношению к абсолютно  каждому -  от самых ответственных детей до самой квалифицированной домработницы. В противном случае результаты могут оказаться весьма плачевными...

 

И самое главное, сосредотачиваясь на материальной стороне заповеди искоренения хамца, оставьте хоть немного времени на то, чтобы поработать над искоренением хамца (в лице гордыни, заносчивости, эгоизма и т.п.) и из своей души. Счастливых вам праздников!

05.03.2013 01:56

Продолжаем?

Остается открытым лишь вопрос: как именно это настроение улучшить? Одна мудрая, опытная женщина, наставлявшая меня уму-разуму перед свадьбой любила приводить мне такой пример: когда у тебя в раковине скопилась куча немытой посуды, ты можешь видеть в каждой тарелке скопище грязи, а можешь – поджидающую тебя заповедь хеседа, милосердия, проявленного к своим домочадцам. А что уж говорить о таком святом деле как уборка на Песах! Вы непроизвольно поморщились: опять этот примитивный аутотренинг! Отнюдь нет! Это – не банальное и, не скрою, быть может, вполне поднадоевшее самовнушение, а самая, что ни на есть реальная действительность! Нам просто слишком долго внушали, что белое – это черное, а ведь когда из привычной темноты ты вдруг выходишь на свет, то он слишко слепит наши очи...

 

Но помимо общего морального настроя и попытки «подкорректировать свой угол зрения» имеет смысл приступить к конкретным действиям, которые могут помочь нам если не получить удовольствие от предстоящей уборки, то хотя бы немного подсластить пилюлю, совместив полезное с приятным. У меня, например, есть целая фонотека на разные случаи жизни – от сопровождения романтического ужина до расслабления во время родов. Посуду я предпочитаю мыть под плавную классическую музыку, а для генеральной уборки на Песах у меня готово попурри из задорных хасидских мелодий. Вы тоже можете подобрать свое музыкальное сопровождение по вкусу. Вот только я искренне советую, чтобы оно было живым, бодрым и ритмичным. И какой бы ярой поклонницей классики Вы себя не считали, вряд ли стоит драить полы под звуки траурного марша или наводить порядок в шкафу на фоне моцартовского Реквиема. Вальсы Штрауса или бравурные оперные арии тут будут намного уместней и эффективней.

 

Вполне вероятно, что кто-то посерьезней предложит вместо музыкального сопровождения включить кассету с записью каких-нибудь лекций о Торе. Конечно, каждый делает свой выбор, но я бы лично такой способ не рекомендовала. Во-первых, потому что далеко не всякий может одновременно сконцентрироваться на двух столь серьезных вещах, и Вы рискуете либо пропустить фундаментальную мысль из кассеты, либо не менее фундаментальный штрих в поисках квасного. А кроме этого, немного сомнительно, насколько словам Торы подходит роль «фонового сопровождения» даже такого важного действия, как уборка на Песах... 

 

Но помимо слуха у нас есть еще четыре основных чувства, с помощью которых мы также можем относиться к процессу уборки, скажем, с меньшим отвращением. Потратьте немного времени и средств на то, чтобы Ваш бытовой домашний инвентарь в лице швабры, веника, половых тряпок и т.п. был бы одновременно и как можно удобней для работы, и приятней с эстетической точки зрения. Выберите свою любимую цветовую гамму для ведер и тазиков, самые мягкие на ощупь тряпочки для вытирания пыли. А вместо привычного средства для мытья полов, от которого отдает гремучей смесью хлорки с керосином и «универсальной жидкости», своим «естественным» запахом отпугивающей даже тараканов, купите средства с наслаждающим Ваш нюх благоухающим ароматом сирени, ностальгической хвои или букета роз. Предупреждаю, что эффект может превзойти все ожидания, и вместо того, чтобы как обычно заткнув одной рукой нос, легко пройтись тряпкой по шкафчиками и кафелю, Вы вдруг начнете самым тщательным образом «вылизывать» все щели (что, в принципе, от Вас и ожидается в преддверье праздника Песах).

 

И не стесняйтесь вознаграждать себя в конце этого ежедневного утомительного процесса чем-нибудь вкусненьким. Тем более, что затрата калорий на ежедневную уборку примерно равнозначна утренней зарядке (на которую у большинства из нас почему-то всегда не хватает то ли времени, то ли еще чего-то). Вот только в том, что касается физической нагрузки, то, чтобы уборка шла Вам на пользу, а не во вред, не забывайте следить за осанкой, распрямлять плечи и как можно больше сгибать колени, а не спину!

 

А теперь дайте волю своей фантазии и самостоятельно подумайте о том, как бы сделать уборку более приятным и привлекательным занятием лично для Вас. Как говорится, если Вам не удается жить так, как Вам хочется, то сделайте все, что в Ваших силах, чтоб Вам захотелось жить, так как Вы живете!

Продолжение (бли недер) следует

04.03.2013 02:36

«Мертвым охотно прощают все, даже бессмертные творения», говорит герой одного из моих любимых произведений одного из моих любимых писателей. А так как к тому же бессмертная поговорка гласит, что повторение — мать учения, на свой страх и риск решила я перепечатать тут свою стародавнюю статью из безвременно почившего (сразу после моей статьи «Как не надо утешать скорбящих») журнала Черным по белому. Да, сразу оговорюсь, что текст приводится в авторской редакции, т.е. все ошибки, описки, опечатки — просьба относить на мой личный счет, а не на стоящих надо мной корректоров-редакторов и т.п.

Итак,

Разум и чувства, или несколько слов о пасхальной уборке

(Часть первая)

Кого из нас не охватывает дрожь при одной мысли о приближающемся празднике Песах? И самое обидное, что эта дрожь, как правило, связана не с духовным самоанализом, насколько мы действительно духовно готовы к Празднику Еврейской Свободы, а с такой, казалось бы тривиальной проблемой, как предпраздничнай уборка. И даже самые образцовые хозяйки где-то сразу после Пурима забывают о том, что радость месяца Адар призвана сопровождать нас, как минимум, до конца месяца, вдруг начинают испытывать чувство нервозности и некой угнетенности и планировать, как бы «посправедливей» разделить обязанности между мужем, детьми и, если позволит семейный бюджет, более-менее профессиональной домработницей.

Сама я, пожалуй, являюсь полным антиподом «фанатки» чистоты и уборки. Признаюсь больше, я обладаю уникальным талантом с одной стороны не замечать по жизни грязи, а с другой — видеть «внутренний» порядок вещей в самом беспорядке. Как-то, как раз в период предпасхальной уборки, я поделилась своими размышлениями со своим благоверным. Возьмем для примера, сам пасхальный вечер — лейл а-седер, в дословном переводе «ночь порядка». Да какой же тут порядок? Начинаем, вроде бы, все, как надо: кидуш, омовение рук, и вдруг — никаких благословений на «нетилат ядаим», а вместо привычного хлеба, точнее ожидаемой мацы, нам предлагают отведать малюсенький кусочек сельдерея или картошки, обмокнутый в соленую воду. Вот уже хозяин поднимает блюдо с мацой, как будто бы маня нас ее отведать, и… начинается торжественное чтение Агады. Вот в руки в очередной раз берется бокал с вином, приподнимается и… при громком перечислении каждой из десяти египетских казней содержимое по капельке отливается в специально приготвленные для этого сосуды. Какой же тут «порядок» — на первый взгляд это же просто вопиющий беспорядок! Но в том-то и дело, что при всем этом внешне кажущемся беспорядке, все строго регламентировано и движется по строго запланированному сюжету. Надо только научиться видеть истинный порядок в кажущемся беспорядке!

Внимательно, не перебивая, выслушав мои неоспоримые доводы, любящий муж отдал должное моим демагогическим способностям и в качестве награды вручил мне… швабру. Как говорится, «кесарю — кесарево»…

Эх, надо было вместо этого рассказать ему анекдот о том, насколько порядок противоречит естественному еврейскому восприятию: стоит раз в год начаться Седеру (порядку), как тут же вскакивает сынок и вопрошает: «Ма ништана?» («Что изменилось?»)

К чему же я, собственно говоря, клоню? К тому, с чего нам начать нашу пасхальную уборку. Спросите меня и я вам однозначно отвечу: с зеркала! Вы сразу же судорожно пытаетесь вспомнить, когда и как сюда мог прокрасться запретный хамец? Да вы только посмотрите на свое «кислое» выражение лица! Посмотрев правде (а заодно и себе) в глаза, скажите, кого вы на данный момент изображаете: затурканную египетскую рабыню или смиренную пасхальную жертву? А ну-ка попытайтесь улыбнуться! Улыбнуться, а не оскалиться! А то, признайтесь, куда Вы собираетесь полететь на своей метле?

Зачем нужны все эти прелюдии? Во-первых, затем, что Всевышний хочет, чтобы мы выполняли все заповеди в радости. Слышите? В ра-до-сти! А во-вторых, нас и так ждет не самая легкая физическая нагрузка, чтобы утягощать ее еще и с морально-психической стороны! С другой стороны, уверяю вас, что хорошее настроение может намного облегчить любой физический труд.

Продолжение (бли недер) следует

22.01.2013 05:20

Вот, совершенно неожиданно даже для самой себя вернулась в блогосферу. Надолго ли – зависит не только от меня. Планов – много. Главным толчком стала периодическая публикация, на мой взгляд, моего лучшего труда (я имею в виду – труда переводческого) – книги Уровень человека Сабы из Новардока. Захотелось поделиться своим особым отношением к этой книге, а также, возможно, кое-какими идеями в области перевода в целом. При условии, что у читателей на это найдется спрос, а у меня самой – силы и время. В любом случае, на данном этапе искренне рекомендую следить за публикацией этой потрясающей еврейской книги для тех, кто по-настоящему желает работать над собой, без всяких экивоков и поблажек.

 

А пока решила поделиться с вами идеями, так сказать, из совсем другой оперы. Одной из ярких гастрономических особенностей нашей традиционной семейной шабатней кулинарии является моя попытка и в этой сфере (как и во всех других) с переменным (надо отдать должное) успехом идти в ногу со временем. Я имею в виду – еврейский временем. Точнее – согласовывать меню с содержанием недельных глав или текущих праздников. Так, например, на шабат Толдот мы с удовольствием едим чечевично-томатную похлебку (без томатной добавки ее красный оттенок не достаточно оттенен), на шабат Ки теце салат с загадочным названием Гнездо глухаря, но больше всего мои домочадцы, конечно, любят шабат Ваера (не путать с Ваэра!) - не каждый день и, увы, даже не каждый год удается полакомиться отварным язычком с горчичным соусом.

 

Вы, наверняка, уже догадались, к чему я клоню? Итак, шабат ту би-шват, новый год плодовых деревьев. Делюсь в основном идеями, а не рецептами. Если будет особый спрос в каких-то конкретных рецептах – попробую (но заранее не обязуюсь) посвятить им отдельный пост.

 

Так вот. Салаты. Авокадо. Плод, благословение при а-эц. А какое оно полезное! Рецептов – множество от гуакамоле до израильской смеси с майонезом, луком и крутыми яйцами. Лично я люблю разминать авокадо с натертым яблочком (тоже, заметьте, фрукт), добавлять лук, тунец и консервированную кукурузу и сдабривать лимонным соком (лимон, ага!) и майонезом (самую малость).

 

Если уж упомянули яблоко, оно прекрасно сочетается и с варенной свеклой, и с фасолью (опять же я делаю икру из фасоли из яблоко 50:50, плюс репчатый лук, соленый огурчик и петрушка). А если упомянули икру и свеклу – есть замечательный рецепт свекольной икры с чесноком, майонезом и либо просто с черносливами, либо с орехами, либо с орехами, черносливом и еще другими сухофруктами по вкусу. Хотя лично я люблю сухофрукты и особенно курагу сочетать с тертой морковью. Заправляю гремучей смесью лимонного сока, растительного масла и… ромовой эссенции. Да, еще и посыпаю тертым кокосом.

 

Цитрусовые. Замечательно сочетаются с листовым салатом. И орехами. Хотя с чем орехи не сочетаются? Кстати, один из моих любимых салатов, что называется «с шиком» - орехи пекан, сырые шампиньоны и зеленый лук. С соевым соусом. И если упомянуты орехи пекан, то как же без классического Вальдорфа? Короче, простор для фантазии – попросту безграничен. И не стоит пренебрегать маринованными фруктами.

 

Рыба. Форшмак с яблоками – так и просится. Но я предпочитаю запекать свежую рыбу с солью-перцем в духовке, а затем поливать соусом из помидор-изюма-миндаля. Вечером подается горячей, утром (если припрятать, чтобы осталась) – холодной.

 

Гарнир. Цимес. И этим все сказано. Классический морковный. Или картофельный. Да и рис, и многие овощи (бататы, кабачки) и крупы (пшено, киноа) весьма неплохо сочетаются с сухофруктами.

 

Курочка. Запеченная с силаном – финиковым или, если очень повезет достать – фиговым, сиропом. Я сама достала такой фиговый сироп только один раз в жизни. По чистой «случайности» (если кто-то наивно верит, что таковые случаются в нашей жизни). Почему повезет? Да потому что в наше время это практически единственный способ насладиться вкусом инжира - одного из семи видов плодов, которым славится Земля Израиля – не нарушив по дороге запрет на поедание насекомых.  Да, гранатовый сироп к курочке тоже самое то. Но это уже будет совсем другое блюдо.

 

Говядина. Тушеная с оливками. Или в вине. Или в вине с оливками. Хотя, собственно говоря, кто мешает приготовить с вином и/или оливками и ту же курицу?

 

Ну, и на десерт – фруктовые салаты, пироги и кексы. Буря фантазии. Пиршество вкусов.

 

Так что приятного аппетита. И главное помнить, что все мы – плодовые деревья. Да, мы пришли в этот мир плодоносить. Своими праведными делами, воспитанием праведных детей. Чтобы наша еврейская жизнь была и сладкой, и полезной!

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4 5 6 7
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+