Поиск
Меир Мучник
Меир Мучник

Открываем Тору везде

08.12.2016 22:37

Разве идея «избранного народа» не расистская? Разве не напоминает об «арийском» народе? «А я знаю многих евреев, которые не являются такими уж праведниками, и/или многих хороших и порядочных неевреев!»

С этими вопросами я недавно столкнулся в очередной раз. Действительно, пресловутое понятие «избранного народа» слишком часто вызывает вопросы и становится предметом недопонимания. Так что весьма не помешает разобраться.

Евреями рождаются или становятся?

Тот, кто задал мне вопрос на этот раз, также прибавил: «Я понимаю, что Всевышний вполне мог избрать Авраама, а также Ицхака, Яакова и нескольких остальных праведных людей, но можно ли говорить, что весь народ вокруг нас является избранным? Быть может, стоит сказать, что в полной мере народ эту избранность оправдать не смог? Или тогда уж давайте говорить об избранности конкретных праотцов».

Что ж, давайте действительно начнем с праотцов. Почему они были избраны? Потому что были праведными? Праведными они, конечно, были – но не только они. Был и Ноах, были Шем и Эвер, в ешиве которых учился Яаков, но другие потомки тех людей (помимо еврейского народа) избранными не стали. Да и в современном мире, конечно, много хороших людей. Но избранными являются только потомки Авраама, Ицхака и Яакова. В чем же дело? Полный текст

17.11.2016 00:35

Как, впрочем, и все, что происходит на свете. Но бывает более очевидно, что здесь приложил руку Б-г. И не потому, что так хорошо все обернулось - еще не известно, что принесет избрание Трампа, он во многом непредсказуем. Просто по типу событие такое, что тут лучше обычного можно разглядеть руку Б-га - вне зависимости от того, пряник это в Его руке или кнут.

Воля избирателей или выборщиков?

Как известно, хотя Америка гордится своей демократией и убеждена в том, что ее надо привить всем на свете, сама ее система, строгого говоря, не совсем демократическая. На чисто демократических выборах побеждает тот кандидат, который наберет наибольшее число голосов избирателей. Но в Америке не так просто: сначала голосуют избиратели, и определяется, кто победил в каждом штате. А затем голосует Коллегия выборщиков (Electoral College): у каждого штата есть свое число «выборщиков», примерно пропорциональное количеству его населения, но не совсем - у малонаселенных штатов слегка более высокая пропорция. И все выборщики данного штата голосуют за того, кто в нем победил (есть и исключения).

В результате, хотя обычно результат получается тот же, бывает, что эта система играет злую шутку: большинство голосов избирателей получает один кандидат, но большинство голосов «выборщиков» - другой. И по закону побеждает именно последний! Полный текст

10.08.2016 23:57

Чем полезны олимпийцы?

Ими восхищается весь мир. Они главные герои проходящих сейчас очередных Олимпийских игр.

Что именно вызывает восхищение? Польза, которую они приносят всему миру?

Но кому какая польза от того, что кто-то там на стадионе так высоко прыгнул или так далеко метнул молот? Какая польза от того, что боксер на ринге так виртуозно набил морду сопернику или что поднял кто-то такую тяжелую штангу? От этого на свете стало больше еды? Продвинулась наука и техника? В моей личной жизни что-то стало удобнее?

Нет, ничего подобного. Он там бегает, а я продолжаю жить со всеми своими проблемами и неудобствами.

Может быть, моей стране в целом стало лучше?

Нет, хотя количество завоеванных медалей везде считается индикатором веса страны в мире, на деле-то никакой экономической или военной мощи это не прибавляет.

Так какая же от них польза?

Ну что ты, скажут все, спорт – это святое дело! Это стремление к достижениям. Девиз олимпийцев – «быстрее, выше, сильнее!» Полный текст

01.08.2016 13:37

Вечная любовь

Как может любовь ни от чего не зависеть?

Любви хотят все.

Но помимо вопроса, как ее добиться, есть и другой вопрос, ответ на который, похоже, знают еще меньше людей: как ее сохранить? Так, один журналист постоянно спрашивал людей, женатых на своих супругах много лет: как это Вам удается? Ведь после трех лет страсть проходит. И действительно многие браки потом распадаются, если не через три года, то через семи-восемь, а то и больше. Как же сохранить любовь?

Еврейская традиция, похоже, тоже этим озабочена. И в Поучениях Отцов (5:8) дает такой совет: когда любовь зависит от чего-то (тлуя бе-давар), то с исчезновением этой основы пропадает и любовь. Когда же она ни от чего не зависит (эйнатлуя бе-давар), то она вечна.

В теории, верно. Но как же может любовь ни от чего не зависеть? Ведь она всегда основана на чем-то: я люблю этого человека потому, что он добрый, умный, красивый. И если он перестанет таким быть, то действительно продолжать любить станет уже трудно. В качестве примера такой не зависящей ни от чего любви Мишна приводит дружбу (будущего на тот момент) царя Давида и принца Йонатана. Но ведь они наверняка дружили и любили друг друга потому, что оба были великими и праведными людьми, и ценили друг в друге те хорошие качества. И если бы один из них перестал быть хорошим, то, наверное, перестали бы дружить. Как же можно говорить, что эта любовь ни от чего не зависела? Полный текст

18.07.2016 17:42

Духовные стороны света

Зачем вечная Тора описывает расположение временных еврейских лагерей в пустыне?

В первой главе книги Бемидбар, которую мы сейчас читаем, Б-г указывает Моше, где именно должно расположиться каждое из двенадцати колен Израиля. Эти колена должны объединиться в лагеря, по три колена каждый, и расположиться  с четырех сторон света вокруг Скинии. Например, колена Йеуды, Иссахара и Звулуна образуют собой лагерь Йеуды, который располагается к востоку от Скинии. А колена Эфраима, Менаше и Биньямина образуют собой лагерь Эфраима, который располагается к западу от Скинии, и т. д.

Но зачем Тора занимается, казалось бы, чистой исторической статистикой? Какая теперь разница, где именно располагался каждый лагерь во время того сорокалетнего путешествия? Это же временное физическое расположение, уже давно канувшее в историю! А Тора – она о вечном и духовном.

Отвечают мудрецы (Мидраш Бемидбар Раба; Рамбан): это расположение лагерей соответствовало расположению ангелов вокруг Небесного трона. «Всевышний создал четыре стороны света, расставил вокруг Своего Небесного трона четырех [главных] ангелов, а на земле повелел Моше расположить таким образом еврейские лагеря вокруг Скинии».

Интересно: «Б-г создал четыре стороны света». По идее, запад и восток – понятия относительные. Полный текст

27.06.2016 13:50

Как можно приказать человеку верить?

«Я твой Б-г». Это изречение обычно трактуется как заповедь верить в Б-га.

Но разве можно приказать кому-либо во что-то верить? Можно заставить человека сказать, что верит, но в душе он продолжит считать, что «все-таки она вертится».

А если уже верит, то и приказывать нечего, и получается, что верит не потому что приказали, а сам, естественным образом. А в таком случае, вера и не является исполнением приказа, и невозможно получить за нее награждение.

А в случае конкретно веры в Б-га вообще получается порочный круг: если веришь, что есть такая заповедь, значит, уже веришь в Б-га и Тору, а если не веришь в Б-га и Тору, то и в существование заповеди не веришь! Ведь заповедью она может быть лишь в том случае, если ее дал Б-г в Торе.

Более того, кому давалась эта заповедь? Евреям на горе Синай, при величайшем в истории откровении Б-га, когда «раскрылись все небеса, и евреи увидели, что нет никого, кроме Него». «Лицом к лицу говорил с вами Б-г». И этим людям Он приказывал в Себя верить?! Когда кто-то говорит со мной лицом к лицу, я не верю в его существование - я о нем знаю, самым непосредственным образом. Полный текст

16.06.2016 13:57

Все ли можно принять на веру?

Все ли можно принять на веру?

Нет. Зависит от вероятности факта.

Почему, как мы обсуждали в прошлый раз, каждый верит, что был Наполеон, или что вырастившие его люди - действительно его родители?

Во-первых, потому что подобная информация легко вписывается в привычную ему систему фактов и понятий. А во-вторых, потому что ее прием позволяет ему сохранить свою идентичность. Ибо человек – это то, что он думает и делает. А также – член общества, которое думает и действует определенным образом.

«Знание» о родителях – аксиома, впитанная с детства. Да и у всех кругом родители, вот и у него тоже, он как все. О Наполеоне он узнает, если не от тех же родителей, то от учителей или из учебников и книг по истории – короче из источников, которым в его обществе принято доверять.

А вот если мне сообщат нечто, идущее вразрез с теми базовыми фактами, к которым я привык, я уже насторожусь. Потому что в таком случае принять новую информацию – это измениться самому: по-другому мыслить, по-другому видеть мир. Тем более, если, согласно этой новой информации и мышлению, я должен по-другому действовать. Это еще в большей степени изменение самого моего «я», а также изменение привычной рутины, что часто болезненно.

И в этом плане обнаруживается существенное различие между теми евреями, которые «религиозны с рождения», выросши в религиозном мире, и теми, кто возвращается к религии, выросши изначально в нерелигиозном мире (баалей тшува). Полный текст

02.06.2016 21:02

Принимаем на знание

— Не поверю в Б-га, пока ты мне Его не покажешь!

Так заявил мне один скептик. Что ж, претензия понятная, я и сам так в прошлом так говорил. Только доверчивые простаки принимают на веру то, что не видят. Умным же подавай доказательства. Но теперь я также знал, что ответить:

— А я не поверю в Наполеона, пока ты мне его не покажешь!

Нет, серьезно, откуда ты знаешь, что он существовал? Ты его видел? Или беседовал с человеком, который его видел? Или провел научный эксперимент, который подтвердил его существование в прошлом? А кто из ныне живущих видел Юлия Цезаря? Или Александра Македонского? Да и Гитлера или Сталина из тех, кто сейчас живет, уже почти никто не видел. Разве что Ленин, вон, в Мавзолее лежит. Хотя кто сказал, что это он?

Да ты что! Все знают!

А откуда все знают? Полный текст

30.03.2016 22:32

С чего начинается молодость? 

Начало какого месяца знаменует наступление весны: Адара или Нисана?

Такой вопрос мне задал AdikTz после того, как в предыдущей статье зашла речь о временах года, физических и духовных.

Хороший вопрос. 

Тора (Шмот 12:2) четко говорит: «Этот месяц [Нисан] для вас глава всех месяцев, первый он для вас из всех месяцев года». Почему Нисан первый? Явно потому, что в нем произошел наш Исход из Египта, который мы отмечаем в Песах. Это стало началом нашей истории, «рождением» нашего народа. Неудивительно, что Тора называет Нисан «месяцем весны» (Дварим 16:1). Именно отсюда мудрецы выводят, что время от времени (как, например, в этом году) надо добавлять к двенадцати лунным месяцам года тринадцатый - Второй Адар, чтобы Нисан продолжал выпадать именно весной. 

Из этого следует, что весна начинается с Нисана: ведь именно Исход стал началом цикла нашей жизни.

Но в предыдущих статьях мы пришли к выводу, что радость Адара - это радость наступлению весны: после долгой зимней тьмы и спячки - рассвет и пробуждение, после долгого холода - потепление. И в духовной жизни тоже: «размораживание» деятельности, служение Б-гу с новой энергией, а также «размораживание» личных отношений между людьми и переход от холодных колкостей к теплым объятиям. Все эти процессы продолжаются в Песах и кульминируют в Шавуот, приходящийся уже на начало лета. К этому этапу мы должны достигнуть высшего уровня единства и готовности служить Б-гу, и тем самым заслужить дарования Торы.

Но тогда получается, что весна - процесс пробуждения и начала сезона - начинается уже с Адара. В таком случае, именно он должен стать первым месяцем. Почему же Тора говорит, что первый месяц - это Нисан? Полный текст

15.03.2016 22:29

Времена года: физические и духовные.

В предыдущий раз мы задались вопросом, как именно надо больше «радоваться» с наступлением Адара. И привели пока что два объяснения: 1) надо стремиться к большему единству и радоваться дружбе и братству между евреями. 2) надо с бо́льшей радостью и энтузиазмом служить Б-гу и в целом стремиться к «ускорению». Оба процесса начинаются с наступлением Адара, а затем продолжаются на пути к Песаху и далее, к Шавуоту.

Но в обоих случаях оставались вопросы: почему именно в Адар надо напиваться? И неужели в Ав, когда надо «меньше радоваться», следует уменьшать степень единства и убавлять бодрость и энтузиазм в служении Б-гу?

А также есть ли у разных трактовок общий знаменатель, более обобщенная идея радости?

Известно, что весь физический мир отражает духовный, ибо «Б-г смотрел в Тору и творил мир». Вот и цикл природных времен года отражает цикл еврейского духовного года, с его этапами и праздниками. Полный текст

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+