Поиск

Тора для детей

Влияние окружения. Шмот

«Они не поверят мне» (4:1). «Кто хочет эти деньги?» — потряс учитель купюрой в 200 шекелей перед своими учениками. Как и следовало ожидать, все быстро подняли руки вверх, и каждый кричал: «Я, я!» Кто ж не любит деньги?..

Спустя нескольку секунд, учитель смял эту купюру пальцами так, что она стала выглядеть как затертый носовой платок. И вновь он обратился к учащимся: «Кто хочет эту скомканную купюру?» Все руки вновь взлетели кверху, и класс огласился криками: «Я, я!»

Учитель бросил купюру на пол, потоптал ее ногами, испачкал землей и обратился к классу: «Ну что? Вы и теперь все еще заинтересованы получить эти деньги?»

«Конечно! О чем речь?» — отозвались ученики в один голос.

Учитель возвысил голос и высказал важный вывод: «Вы видите! Деньги остаются ценными, даже когда они скомканы и испачканы. Вы поднимаете их с пола, стряхиваете грязь, расправляете, и купюра возвращается к своей первоначальной стоимости.

Такова же и еврейская душа! Она драгоценна, как жемчужина! Даже если еврей упал в бездну, а его душа осквернилась грехами, ее ценность по-прежнему велика, а грязь остается только снаружи… Еврей восстанет из праха, раскается, омоет душу слезами, внешняя грязь сойдет, и откроется ясность и чистота».

Когда Всевышний просит Моше вызволить народ Израиля из Египта, Моше возражает: «Они не поверят мне». В чем же состоит его аргумент?

Гаон-каббалист раби Яаков Абухацера в книге «Питухей Хотам» объясняет, что Моше Рабейну утверждал перед Всевышним следующее: «Как Ты можешь приказать мне возвестить евреям, что настало время их избавления, когда они погружены в 49 врат нечистоты Египта? Как можно ожидать, что они поверят в конец страшного рабства и начало новой духовной эры?»

Поэтому Всевышний ответил ему: «Ты прав. Однако знай, что глубоко внутри они верующие, дети верующих, а вся их деградация обусловлена внешними причинами — влиянием Египта. Если хотя бы на краткое время отделить их от этой связи с Египтом (на время десяти казней), ты тотчас увидишь, как они возвращаются к своему корню и святости».

В доказательство этого Б-г дал ему три знамения, общая черта которых — в том, что бедствие приходит в результате выведения предмета за рамки его привычного использования.

В первом знамении Б-г спросил Моше: «Что это у тебя в руке?» Тот ответил: «Посох». Моше бросил посох, который держал в руке, на землю, и он превратился в змею. Что привело к этому? Посох вышел за пределы своего «места» и был брошен на землю.

Во втором знамении Б-г приказал Моше положить руку за пазуху. Это было ее местом, а когда он вытащил ее оттуда, она была покрыта проказой и стала белой, как снег. Вернувшись же обратно, рука вновь стала здоровой.

В третьем знамении Б-г сказал Моше взять воду из реки, и как только он пролил ее на сушу, она превратилась в кровь.

Во всех этих чудесах Всевышний показывал, что место является определяющим фактором. Когда кто-то отходит от своего корня, это меняет его к худшему.

Так, — заканчивает свое объяснение раби Яаков, — сыны Израиля спаслись из египетского изгнания. В этом им помог разрыв с негативным окружением и новое воссоединение с их духовной ступенью. То же самое произойдет и в будущем: когда мы отделимся от дурной среды, немедленно настанет наше вечное избавление!

По словам Рамбама (Илхот Деот 6:1) сила окружения и общества, в котором пребывает человек, — это решающий фактор, влияющий на его жизнь. Поэтому каждый должен постараться изо всех сил попасть в хорошую среду. Вот что он пишет: «Природа человека — следовать в своих мыслях и поступках за близкими и друзьями и вести себя по обычаям сограждан. Поэтому человек должен объединиться с праведниками и всегда сидеть рядом с мудрыми, чтобы учиться их поступкам и отдаляться от грешников, бредущих во тьме, чтобы [случайно] не перенять их поведение… И также, если находишься в городе, обычаи которого дурны, а жители его идут неправедным путем, пойди в место, жители которого праведны и идут хорошим путем. Если же все города, о которых знаешь или слышал слухи, ведут себя нехорошо, как в наше время, или если не можешь пойти в такой город, где есть хорошие законы, из-за военных действий или болезни, то лучше сиди в одиночестве, как сказано: “Будет сидеть одиноко и молчать” (Эйха 3:28). А если жители настолько злы и греховны, что не дают тебе жить в городе, если не смешаешься с ними и не пойдешь по их обычаям, то уходи в пещеры и пустыни, но не следуй пути грешников».

Рассказывают о гаоне раби Ихезкеле Левинштейне, что ему как-то раз понадобилось остановиться в Тель-Авиве. В тот вечер он должен был читать лекцию перед узким кругом учеников. Они ждали, но рав не спешил появляться. Они уже стали волноваться — уж не приключилась ли с ним какая-то беда? Пошли к нему домой, и увидели, что он сидит и учится, словно никуда и не собирался.

«Уважаемый рав, — удивились они, — разве сегодня не должно быть Вашей лекции?»

Раби Ихезкель ответил им: «Знаю, дорогие мои, знаю. Но, к сожалению, мне сегодня пришлось побывать в Тель-Авиве, и это вызвало у меня определенный спуск. Я теперь уже не нахожусь в том состоянии, которое требуется для изложения того, что я хотел вам передать».

Для тех, кто слышал эти слова, они прозвучали как более важное нравоучение, чем вся предполагавшаяся лекция. Они поняли, насколько нужно остерегаться влияния окружения.

Еще об этом учителе рассказывают, что после второй мировой войны он жил в Америке, и ему было трудно снести атмосферу погони за материальными ценностями, господствовавшую там. Он привел пример: когда видишь пьяницу, наслаждающегося вином, это еще не толкает тебя к тому, чтобы пить самому. Но когда входишь в трактир, и запах вина бьет тебя в ноздри, устоять бывает трудно. Вот почему он поспешил переехать в Израиль, где сам воздух, как говорят мудрецы, делает человека мудрее (Оцротейну).

Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Памятка

Прежде чем задать вопрос консультанту...

Дорогие друзья! Спасибо за доверие, которое вы нам оказываете, обращаясь за советами, основанными на взгляде Торы и еврейских мудрецов на семейную жизнь. Чтобы ответы наших семейных консультантов были более эффективны, просим обратить внимание...

Прежде чем задать вопрос консультанту...

Дорогие друзья!

Спасибо за доверие, которое вы нам оказываете, обращаясь за советами, основанными на взгляде Торы и еврейских мудрецов на семейную жизнь. Чтобы ответы наших семейных консультантов были более эффективны, просим обратить внимание, что:

1.

Ответы на вопросы даются на основе информации, полученной из текста вопроса и ваших анкетных данных. Чем меньше информации поступает от пользователя, тем более общим будет ответ, что может сделать его менее пригодным в вашей конкретной ситуации. Пожалуйста, укажите: возраст, место жительства, семейный стаж, количество детей, профессии супругов, к какой общине принадлежите и т.д.

2.

Нет универсальных рецептов. Обстоятельства каждой семейной проблемы индивидуальны и не всегда могут быть учтены в рамках краткой переписки, поэтому все советы следует применять с учетом обстоятельств, которые известны только вам самим.

3.

Если вы полагаете, что данный вам ответ неприемлем или он вас не удовлетворяет, напишите нам снова, но при этом уточните данные и подробней опишите ситуацию. Возможно, надо искать другие пути решения.

4.

Ответы наших консультантов в тех случаях, когда это необходимо, не могут заменить профессиональную помощь религиозного психолога. Поэтому, если вы находите в ответе на свой вопрос совет обратиться к семейному консультанту или психологу по месту жительства, не игнорируйте его!

5.

Часто за советом обращается только один из супругов, который понимает, что нужны какие-то изменения, в то время как противоположная сторона в этом участия не принимает. При таких обстоятельствах совет может быть обращён только к тому, кто спрашивает. И хотя это не всегда может решить корень проблемы, тем не менее, стоит к нему прислушаться.

6.

Все пользователи имеют право на сохранение анонимности и на отказ от публикации своих вопросов.

С уважением, Редакция раздела «Семья»

Рубрикатор материалов раздела ЕВРЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Здесь вы можете найти ответ на свой вопрос среди опубликованных ранее материалов. Выберите подраздел и тему. Темы располагаются в алфавитном порядке.
Бар мицва Бат мицва Безопасность Братья и сестры Внимание к ребёнку Внутренний мир Воображение Воспитание в духе Торы Воспитание самостоятельности Гиперактивность Грудное вскармливание Дети от первого брака Детская агрессия Детский сад Дисциплина Доверие Доверие к детям Домашнее обучение Домашние животные Зависимости Игры с родителями Избалованность Имена детей Истерики Компьютер и СМИ Конфликт между воспитателями Кражи Кризисы в воспитании Критика Кружки Личный пример Ложь Любовь к ребенку Мать-одиночка Методики воспитания Мировоззренческие вопросы Молитва и благословения Наглость Наказание Насилие Непослушание Общение с детьми Организация быта Отношение к деньгам Отношения со сверстниками Отчуждение Первенец Плач Питание Плохие привычки Плохое поведение Подарки Поддержка Половое воспитание Помощь родителям Поощрение Пополнение в семье Последовательность Правила хорошего тона Приучение к порядку Проблемы со здоровьем Проведение досуга Развитие речи Ревность Риталин Самооценка Совместное проживание детей Ссоры и драки Субботы и праздники Страхи Туалетные вопросы Укладывание спать и сон Установление границ Физическое развитие Черты характера Чрезмерная строгость Чтение для детей Чувствительный ребенок Школа
Последнее в «Семье»
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+