Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Истинная жизнь с точки зрения фараона отличается от ее еврейского восприятия

«И сказал Паро Яакову: сколько лет жизни твоей (йемэй шнэй хайеха)? И сказал Яаков Паро: дней жизни моей (йемэй шнэй мэгурай) сто тридцать лет…» (Берешит 47:8).

Мы видим, что Яаков ответил не совсем так, как фараон спросил. Фараон спросил о днях его жизни (хайеха), а Яаков ответил о «проживании моем» (мэгурай). В чем смысл этого различия?

Ответ нам поможет понять следующая история.

Богатый еврей по имени Моше был хасидом святого Бааль-Шем-Това[i]. Во время одного из его визитов к праведнику ему поручили заехать на обратном пути в соседнюю деревню, где жил ученик Бешта, чтобы передать тому сердечное приветствие от учителя.

Моше был тронут доверием, которое ему оказали. Он был уверен, что этот ученик — местный раввин или, по крайней мере, выдающийся знаток Торы. Но когда он приехал, оказалось, что ничего подобного…

Выяснилось, что этот самый «ученик» святого Бааль-Шем-Това был всего лишь простым меламедом, обучавшим маленьких детей в хедере[ii]. Моше нашел его в простой избе, тот сидел на неотесанном бревне, окруженный детьми, и учил их Торе.

— Ты — Бер, ученик Бааль-Шем-Това? — спросил его Моше.

Услышав имя своего великого учителя, меламед выпрямился и с почтением произнес:

— Верно, он мой господин и учитель!

— В таком случае меня попросили передать тебе от него сердечное приветствие, — сообщил Моше, выполнив, таким образом, свою задачу.

Однако затем он не смог сдержать удивления:

— Но я не понимаю, — продолжил Моше, — как может быть, что любимый ученик Бааль-Шем-Това, которому праведник просил передать личное приветствие, живет в такой жалкой избушке и никто в деревне не считает его кем-то особенным? Я ведь вообще с трудом отыскал твой дом.

А раби Бер вместо ответа предложил ему:

— Может быть, расскажешь мне, чем ты сам занимаешься и где живешь?

Моше был рад ответить на этот вопрос во всех подробностях:

— Я живу в большом городе и, слава Б-гу, у меня нет недостатка ни в чем. У меня хорошая жена и воспитанные дети, гостиница, которой я владею, приносит приличную прибыль. У меня просторный дом, удобная кровать, прислуга… Мне в самом деле всего хватает! — закончил он удовлетворенно.

Тогда раби Бер задал следующий вопрос:

— Тогда, может быть, изволишь сказать, где ты собираешься ночевать сегодня?

Моше, не понимая, к чему клонит собеседник, простодушно ответил:

— Еще не знаю. Думаю, остановлюсь в первой же попавшейся гостинице.

— Да разве это возможно? — удивился раби Бер. — Чтобы человек, занимающий такое высокое положение, как ты, останавливался в обычной гостинице?

Моше принялся объяснять, как объясняют маленьким детям:

— А что поделать? Я ведь сейчас в дороге, а в дороге не придают большого значения условиям ночлега. Но уже через несколько дней я буду в своем благоустроенном доме.

Услышав это, раби Бер произнес:

— Ты всё правильно говоришь, дорогой еврей. У меня точно такая же ситуация: я нахожусь в дороге! Весь наш мир — не более, чем дорога к миру Будущему. Вот почему меня вовсе не беспокоят условия жизни в дороге. Ведь я знаю: когда доберусь до Будущего мира, меня будет ждать огромное богатство, которое я скопил за дни своей жизни здесь.

Отметим: тот ученик был не кем иным, как знаменитым раби Дов-Бером, Магидом из Межерича[iii].

Это пример того, как еврей должен относиться к своей жизни, осознавая, что она — всего лишь коридор к истинной жизни в мире Грядущем. Здесь и ответ на наш вопрос — как его дает Рабейну Бехайе[iv].

Фараон спросил Яакова, сколько лет тот прожил в этом мире, поскольку с точки Фараона жизнь в нашем мире — это и есть истинная жизнь.

Но Яаков знал, что это лишь коридор к жизни Будущего мира, и потому ответил: «Дней проживания моего сто тридцать лет». Он всего лишь «проживает» в этом мире как гость или переселенец, но не это его настоящий мир и настоящая жизнь. (Лэламедха)


[i] Раби Исраэль бар-Элиэзер Бааль-Шем-Тов (Бешт; 5458-5520 / 1698-1760; Подолия, Галиция, Волынь) — выдающийся знаток сокровенного учения и праведник; основатель хасидского движения.

[ii] Еврейская религиозная начальная школа.

[iii] Раби Дов-Бер бар-Авраам (Магид из Межерича, Магид а-Гадоль; 5464-5533 / 1704-1772, Польша, Подолия, Волынь, Галиция) — один из основателей хасидского движения, ближайший ученик Бааль-Шем-Това и его преемник в качестве лидера хасидизма. Многие ученики Магида впоследствии стали великими раввинами, праведниками, духовными лидерами евреев и родоначальниками известных хасидских дворов. Слово «магид» означает «лектор-проповедник», Магид а-Гадоль — Великий Магид.

[iv] Рабейну Бахье (Бехайе) бар-Йосеф ибн-Пакода (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ. Его основной труд — этический трактат «Ховот а-Левавот» — был завершен в 4840 / 1080 году.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше