Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, он сошел с лошади и преклонился перед ним (Александр редко преклонялся перед кем-либо, а возможно, никогда и не перед кем). Царь объяснил, что видел первосвященника во сне и счёл это добрым знаком. Поэтому Александр мирно включил Землю Израиля в свое растущее царство. В знак благодарности мудрецы постановили, чтобы еврейские мальчики, родившиеся в том году (333 до н.э.), получили имя «Александр». Оно до сих пор остаётся популярным еврейским именем (вариант: Сендер)
«Алтер» означает «старый» на идиш. По традиции, если ребенок рождался слабым, он получал имя «Алтер». Его давали как благословение ребёнку, желая ему дожить до старости.
«Биньямин» переводится как «сын правой руки», что значит — «сила». По другому мнению «сын правой руки» означает «любимый сын». Биньямин — родоначальник одного из 12 колен Израиля, младший сын Яакова (Берешит 35:18).
«Берл» — уменьшительное от имени «Бер» — «медведь» на идиш. Оно ассоциируется с силой; соответствует ивритскому имени Дов (медведь).
«Гершон» означает «изгнанный». Гершон в Торе — сын Леви (Берешит 46:11).
Слово «дар» означает «перламутр» (архаич.), а еще так назывался один из самых дорогих видов мрамора в Древнем мире: «…золотые и серебряные ложа (стояли) на полу из красного, синего, белого (дар) и черного мрамора» (Эстер 1:6). Это часть интерьера садового двора во дворце царя Ахашвероша. Имя Дар несет значение роскоши и аристократизма. Кроме того, «дар» означает «проживает», поэтому у имени есть также значение постоянства, стабильности.
«Игаль» означает «он избавит». Игаль в Торе — один из 12 разведчиков, посланных разведать Землю Израиля (Бемидбар 13:7).
«Ирмияу» означает «Б-г возвысит». Ирмияу — пророк, предупреждавший о разрушении Иерусалима, см. книгу Ирмияу.
Йосеф означает «(Б-г) добавит». Йосеф в Торе — один из двенадцати сыновей Якова. Братья продали его в рабство в Египет, где он позднее стал правителем, «правой рукой» фараона (Берешит 30:24). В соответствии с каббалистической традицией, Йосеф олицетворяет силу объединения, так как он объединил всех 12 братьев в Египте.
«Калонимос» — имя греческого происхождения, означающее «доброе имя».
«Кальман» — сокращённое от «Калонимос», имени греческого происхождения, означающего «доброе имя».
Моше — величайший пророк всех времен, возглавивший еврейский народ при выходе из Египта и получении Торы на горе Синай. Моше означает «тот, кого вытащили (из воды)» (Шмот 2:10), потому что, в более глубоком смысле, предназначение Моше было вывести еврейский народ из рабства. (варианты: Мойше, Моисей).
Имя Одед означает на иврите «поддержал», «подбодрил», «поощрил». В Танахе упоминается пророк Одед: «И взяли сыны Израиля в плен у братьев своих (йеудеев) двести тысяч жен, сыновей и дочерей… А там был пророк Господа, звали его Одед. Он вышел перед войском… и сказал им: Вот, Господь, Б-г отцов ваших, гневаясь на йеудеев, предал их в ваши руки… И теперь сынов Йеудеи и Йерушалаима вы думаете обратить в рабов и рабынь своих, а ведь этим вы берете на себя вину пред Господом… возвратите пленных, которых вы захватили из ваших братьев; ибо воспылал гнев Господа на вас…» (Диврей а-Йамим II 28:8-11).
«Палтиэль» означает «спасённый Б-гом». Палтиэль в Торе — вождь сынов колена Иссахара (Бемидбар 34:26).
Имя Тамир (טמיר) означает на иврите «возвышенный», «таинственный», «тайный», «неведомый».
«Цион» означает «превосходство». Слово «Цион» употребляется в Торе нескольлко десятков раз — для обозначения Иерусалима.
«Шалом» означает «мир». Шалум (производная форма) в Торе — царь Израиля (Млахим II, 15:13). Традиция говорит также, что «Шалом» — одно из имен Б-га.
«Шмарьяу» означает «охранил Б-г». Шмарья (сокращённая форма) в Торе — один из сторонников царя Давида (Диврей а-Йамим I, 12:6).
«Элияу» означает «Он — Б-г мой». Элияу в Торе — пророк, который поднялся на небеса живым и незримо присутствует на каждом обрезании и каждом Пасхальном седере (см. Млахим).
«Яир» означает «он будет светить». Яир в Торе — внук Иосифа (Дварим 3:14).
«Бат-Шева» означает «седьмая дочь». Бат-Шева в ТаНаХе – жена царя ДАВИДА (Шмуэль II, 11:27) и мать царя СОЛОМОНА (Шмуэль II, 12:24).
Батья означает «дочь Б-га». Батья была дочерью фараона. Она спасла младенца – Моше, вытащив его из Нила (Шмот 2:5). Варианты: БАТЯ, БАСЯ.
«Далия» означает «цветок» или «длинная ветвь». Вариант этого имени (ДЛАЙА) см. в книге Эзра 2:60.
Змира — женская форма имени Замир. Это имя обозначает «соловей». Так могут называть и человека с красивым голосом. В Танахе же это — мужское имя: «И сыновья Бэхэра: Змира и Йоаш…» (Диврей а-Йамим I 7:8). А еще слово «змира» означает подрезание побегов виноградной лозы (зморот).
«Идит» означает «избранная». Вариант: ЭДИТ.
«Кинерет»: одно из названий Галилейского моря – озеро Кинерет.
«Лиора» означает «мне свет». Это имя часто дают тем, кто родился в Хануку.
«Малка» означает «царица».
«Нурит» означает «лютик».
«Орна» – производное от ОРЕН, см.
«Рахель» означает «овца». Рахель в Торе – одна из четырех праматерей, жена ЯАКОВА и мать ЙОСЕФА (Берешит 29:16). Могила праматери Рахели находится в Бетлехеме. Согласно традиции, Рахель просит Всевышнего смилостивиться над её сыновьями – еврейским народом, является «заступницей» евреев.
«Рэйзел» – «розочка» на идиш. Варианты: РОЗА, РЭЙСЕЛ, РАИСА, РИСА.
«Симха» означает «радость».
Имя Тамир (טמיר) образовано от слова טמיר, которое означает на иврите «возвышенный», «таинственный», «тайный», «неведомый».
«Цвия» означает «газель».
«Циля» – «пребывающая в тени». В Торе – жена ЛЕМЕХА, см. Берешит 4:19.
Шарон – область в Израиле, известная своим особым плодородием (см. Мецудот Цион, Исайя 33:9). Варианты: ШАРОНА, ШАРОНИТ.
«Шира» означает «пение» на иврите.
«Шэйна» означает «красивая» на идиш. Вариант: ШЭЙНДЛ.
«Ярдена» – производное от названия реки Ярден (Иордан). Вариант: ЙОРДАНА.
Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.
Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?
Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.
Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?
В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].
Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.
У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.
В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.
Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима…
Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.
Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.
Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].
В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.
Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».
Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).
Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.
Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.
Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.
Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.
У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?
Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.
Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.
В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…
Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.
Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.
Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.
Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.
Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.
Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.
Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).
Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.
Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.
И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.
Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.
В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).
В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.
Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.
У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.
Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.
После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.
Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.
Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:
«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».
Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).
Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.
Отвечают на «аГомель» так:
«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»
Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).
Читать дальше
Толдот Йешурун
Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?
Рав Бенцион Зильбер
Имя, которое было дано во время обрезания, меняют только в особых ситуациях
Рав Реувен Куклин
Лея была большой праведницей, и Всевышний посылал ей всё, о чём она молилась...
Рав Бенцион Зильбер
Или дать ещё одно?
Рав Йегуда Брум
Очевидно, что нет запрета носить нееврейское имя...
Рав Реувен Куклин
C чего начать? Помогите, пожалуйста!
Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Какая недельная глава была тогда, когда он родился?
Виктория Фридман
Не могу назвать ребенка именем, которое кто-то пытается мне навязать...
Ципора Харитан
Это действительно так?
Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Я писала своё имя не так, как написано в Ктубе...