Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тому, кто раскаялся в совершённом преступлении, за которое полагается смертная казнь или истребление души, — раскаяние и Йом-Кипур приносят частичное очищение, а затем человека постигают страдания, которые завершают искупление»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 4
Испытание для Авраама было гораздо труднее, чем для Ицхака. От Ицхака требовалось лишиться жизни, а от Авраама — лишиться сына, самого дорогого, что было у него в жизни.

«И было, после этих событий Б-г испытал Авраама…» (Берешит 22:1). В этом стихе и далее говорится о повелении Всевышнего принести Ицхака в жертву, которое стало испытанием ДЛЯ АВРААМА.

Это удивительно. Ицхак ведь не был маленьким ребенком, которого можно связать против его воли. Представляется, что это должно было стать страшным испытанием прежде всего для Ицхака — как минимум не меньше, чем для Авраама.

Следующая история поможет нам разобраться в этом вопросе.

В местечке Шпола жил еврей по имени Йоселе, который зарабатывал себе на жизнь не самым почтенным образом. Он был вором. Его так и звали: Йоселе-вор.

Много раз праведник Дэр Шполер Зейдэ[i] разговаривал с Йоселе, стараясь уговорить его сменить род деятельности, и в конце концов это возымело эффект: Йоселе пообещал праведнику, что с этого дня не станет брать чужого.

«И всё же, — думал Йоселе, — из каждого правила есть исключения». Он смотрел на католический храм, который красовался в центре местечка, и думал: «Праведник уж точно не запрещал мне красть оттуда».

Йоселе хорошо подготовился, проверил все возможности проникнуть в здание и покинуть его. Затем взялся за дело, но что-то пошло не так. Его схватили, когда он уходил с награбленным…

Йоселе понимал, что судить его будут не за кражу, а за «осквернение святыни», а значит, приговор будет вынесен церковным судом, который уж точно не оставит его в живых. Терять ему было нечего, поэтому на суде он заявил:

— Я давно уже слышал от последователей вашей веры о силе и могуществе вашего бога. Поэтому решил проверить. Зашел в ваш дом молитвы и стал рассказывать перед изваянием бога о своих бедах и проблемах: нищете, голодных детях…

В какой-то момент мне показалось, что изваяние вообще меня не слушает. Но я отогнал эту мысль и продолжил изливать душу. Не получив ответа, решил подойти ближе и проверить, слышит ли меня ваш бог. Попробовал потрясти его: может, он спит и проснется. Но он вдруг упал передо мной на землю.

Тогда я сказал ему: «Как тебе не стыдно? Как же ты вводишь в заблуждение весь народ в течение многих лет?» А идол ничего не ответил. Тогда я сказал себе: а ведь я могу принести благо всему обществу, заодно и сам заработаю! Возьму идола со всеми украшениями, продам ювелиру и сделаю сразу два добрых дела: принесу деньги в дом и избавлю народ от заблуждения.

Так Йоселе закончил свою речь, которая, естественно, вызвала гнев присутствующих.

Судьи посовещались и приговорили дерзкого вора к казни через сожжение…

Настал день казни. Толпы народа собрались на площади, где всё было готово для костра. Стражники вели Йоселе под рев собравшихся, но сам он был безмятежно спокоен. Вдруг глашатай возвестил:

— Суд объявляет, что осужденному даруется помилование, если он примет христианскую веру!

Услышав это, Йоселе содрогнулся, словно его змея ужалила, и вскричал:

— Слушайте меня! Я, Йоселе-вор, за свою жизнь много грешил — воровал, грабил, отнимал чужое добро, но веру я никогда ни на что не променяю! Делайте со мной, что хотите, сожгите на костре, но от своей веры не откажусь!

Так Йоселе взошел на костер, читая «Шма Исраэль». Его душа отлетела на Небеса, на такой уровень, куда лишь души мучеников, казненных царством, могут попасть. Уровень, предназначенный для тех, кто освятил Имя Небес…

После случившегося евреи местечка спросили Шпольского Дедушку:

— Как может быть, что Йоселе, так низко опустившийся в жизни, творивший дурные дела, поднялся теперь на самую высокую ступень самоотверженности, освятив Имя Б-га? Как объяснить эту пропасть между одним его состоянием и другим?

На это Дэр Шполер Зейде ответил:

— Знайте же, что гораздо легче отказаться от всего, в том числе и от жизни, ради освящения Имени Б-га, чем жить, отказавшись от наслаждений этого мира! Человеку проще умереть ради Б-га, чем жить ради Б-га, жертвуя своими вожделениями.

Отсюда и ответ на наш вопрос — в соответствии с толкованием автора книги «Бейт а-Леви»[ii]:

На самом деле это испытание для Авраама было гораздо труднее, чем для Ицхака. От Ицхака требовалось ради освящения Имени Всевышнего лишиться жизни, а от Авраама — лишиться сына, самого дорогого, что было у него в жизни. И продолжать жить с этой болью!

Поэтому Тора считает жертвоприношение Ицхака испытанием Авраама. (Лэламедха)


[i] Раби Йеуда-Арье-Лейб бар-Барух Геронди из Шполы (Дэр Шполер Зейдэ, Шпольский Дедушка, 5485-5572 /1724-1811, Украина) — знаменитый хасидский праведник и наставник, принадлежавший к первому поколению хасидизма.

[ii] Раби Йосеф Дов-Бер а-Леви Соловейчик (Бейт а-Леви, 5580-5652 / 1820-1892; Белоруссия. Литва, Польша) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

 

 

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше