Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему именно сейчас братья начали сожалеть и признали свою вину за то, что продали Йосефа в рабство?

«И говорили они друг другу: точно мы виноваты из-за брата нашего; потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но мы не послушали; за то и нашло на нас горе это» (Берешит 42:21).

Здесь может возникнуть вопрос: почему именно сейчас братья начали сожалеть и признали свою вину за то, что продали Йосефа в рабство? Ведь известно, что изначально, когда Йосеф пришел к ним, они устроили над ним суд по Торе, согласно Закону, а затем проголосовали и постановили, что их брат заслужил смерть.

Быть может, теперь они поразмыслили над тем случаем снова и пришли к выводу, что приговор был ошибочным? В таком случае это никак не может быть связано с «мольбами» Йосефа. Братья должны были сказать: «Мы виноваты, поскольку вынесли ошибочный приговор».

Ответ на этот вопрос нам поможет найти следующая история.

Однажды в субботу человек, который постоянно читал свиток Торы в синагоге (бааль-корэ), не пришел. Без предупреждения. Дело было в ешиве «Тиферет Йерушалаим», которой руководил гаон раби Моше Файнштейн[i].

Зима была холодной, улицы засыпаны снегом, и чтец, как потом выяснилось, сильно простуженный, по предписанию врача остался дома. Не видя другого выхода, габай[ii] обратился к одному из учеников ешивы и просил его заменить в этот раз постоянного чтеца.

Поскольку лучшего варианта не было, парень согласился, хотя и не имел возможности как следует подготовиться к чтению недельной главы. И действительно, недостаточная подготовка давала о себе знать снова и снова: новый чтец неоднократно ошибался, а община спешила ему на помощь, подсказывая правильный вариант.

Парень краснел до кончиков ушей, но исправлял всё, что требовало исправления, как положено, и продолжал читать.

Всё это время гаон раби Моше стоял напротив бимы[iii], внимательно и с полным сосредоточением слушая чтение Торы. Он тоже замечал ошибки чтеца, но не спешил присоединяться к хору исправляющих.

Лишь один-единственный раз, когда была допущена ошибка, хоть и незначительная сама по себе, но такая, что не позволяет продолжить чтение, и никто из присутствующих ее не заметил, — раби Моше был вынужден указать на нее. Ученик поспешил исправиться и продолжил читать.

Когда молитва была закончена, ешиботники подошли к тому месту, где обычно сидел учитель, чтобы пожелать ему доброй субботы, как они делали каждую неделю. Но, к их удивлению, на этот раз раби Моше на месте не оказалось.

Никто не заметил, когда именно он успел покинуть бейт-мидраш (дом учения), но факт оставался фактом: учителя не было на его обычном месте и в зале тоже.

Прошло немало долгих минут, пока он «нашелся». Один из юношей увидел раби Моше во дворе ешивы, в уголке — рядом с учеником, заменившим чтеца. Рав говорил ученику:

— Пожалуйста, прости меня! Ты меня прощаешь?

А парень не понимал, из-за чего удостоился такого внимания. Почему учитель позвал его после завершения молитвы во двор побеседовать наедине?

— Раби, за что мне вас прощать? — удивлялся парень.

Раби Моше объяснил ему:

— Я прошу простить меня за то, что указал тебе на ошибку перед всей общиной и тем смутил тебя прилюдно.

— Но, раби, ведь этого требует Галаха (еврейский Закон)! Согласно закону, нужно исправлять чтеца, который ошибся во время чтения. Все так поступают, и это совершенно естественно! — пробовал возражать парень.

Однако раввина это не убедило, и он продолжил:

— Ты прав, согласно Закону я должен тебя поправлять. И всё равно хочу попросить у тебя прощения. Хоть я и должен был сделать тебе замечание, мне следовало произнести его шепотом, так, чтобы никто этого не заметил. Если бы я в достаточной мере чувствовал твои переживания, я, несомненно, действовал бы иначе и поправил бы тебя другим способом.

Рав продолжал извиняться, пока парень не заявил однозначно, что прощает и извиняет учителя за любую крупицу обиды, которую тот мог ему нанести.

Только после этого раби Моше вернулся в бейт-мидраш к остальным ученикам, ожидавшим его, чтобы сказать «Гут Шабес».

Отсюда и ответ на наш вопрос. После встречи с Йосефом в Египте братья по-прежнему считали свой приговор правильным. Они всё еще были уверены, что приняли оправданное решение.

Поэтому они не сожалели и не раскаивались, что продали Йосефа в рабство. Ведь даже если дальнейшие события доказали, что Творец не желал его смерти, братья этого изначально знать не могли. А у судьи, как сказано, нет ничего, кроме того, что видят глаза его (Санхедрин 6 б).

Но братья думали, что, даже если на практике они действовали как подобает и в отношении самого судебного приговора к ним не может быть никаких претензий, с них всё еще могут взыскать за жестокость.

Ведь они находились на очень высоком духовном уровне. Поэтому им можно было бы вменить в вину то, что они не приложили достаточных усилий, чтобы прочувствовать страдание брата, который умолял их о пощаде.

После вынесения приговора у них не пробудилось милосердие, и неважно, что оно бы не привело к отмене приговора. Об этом братья и сожалели. (Лэламедха)


[i] Раби Моше бар-Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

[ii] Сегодня габаями называют всех членов «совета» синагоги. Но, строго говоря, это название относится лишь к тем, кто собирает пожертвования на синагогу и на нужды общины.

[iii]Бима — возвышение в зале синагоги ближе к центру. На нем находится стол, куда кладут свитки Торы при чтении.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше