Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9
Когда бедный просит, чтобы ему помогли, заимодавец должен представить себе противоположную картину: что было бы, если бы ты сам был бедным, нуждался в помощи других людей, в ссуде?

«Если деньгами ссужаешь народ Мой, бедного у тебя…» Что значит «бедного у тебя»? Ведь бедный — не «вместе» с тем, кто дает ему в долг, не «у него». Они на разных уровнях.

Ответ нам поможет понять следующая история.

Реб Гедалья и реб Нохум были самыми богатыми среди евреев Польши. Когда их детям устроили помолвку, все разделяли их радость. Евреи из города реб Гедальи чувствовали себя словно женихи на помолвке его сына, потому что тот был «их представителем».

А жители города реб Нохума чувствовали себя «командой» невесты. Дело дошло до того, что всякий раз, когда торговцы из этих городов встречались, они говорили друг другу: «Ты — со стороны жениха, а я — со стороны невесты» (или наоборот).

Повсюду обсуждалась свадьба детей этих влиятельных господ. Знающие люди вычисляли, каковы в точности расходы на свадьбу, жилье и мебель для молодоженов.

Но прошло несколько месяцев — и тучи сгустились над бизнесом р. Нохума. Сначала это были лишь непроверенные слухи, но в конце концов всей Польше стало известно, что р. Нохум лишился своего богатства.

Несмотря на эти печальные обстоятельства, отец жениха проявлял сдержанность и терпеливо ждал. Он не спешил предпринимать какие-либо шаги, не делал поспешных выводов. Даже когда слухи о финансовом положении отца невесты стали совсем мрачными, терпение р. Гедальи не истощалось.

Он продолжал ждать: быть может, отец невесты всё-таки удостоится помощи Свыше, сумеет выпутаться из проблем и вернуть свое состояние.

Но когда дело дошло до судов и р. Нохум был признан банкротом, его разорение стало свершившимся фактом. На его дом и имущество был наложен арест, практически всё ушло на удовлетворение требований многочисленных кредиторов.

С тяжелым сердцем написал р. Гедалья письмо р. Нохуму: он выразил тому свое огромное сочувствие во всех его несчастьях, искренне пожелал преодолеть кризис. А затем перешел к решающему моменту:

«Учитывая, что Вы никак не можете теперь выполнить обязательства, взятые Вами на себя в момент помолвки, нам остается только разорвать помолвку…»

Однако на удивление р. Нохум отказался! До сих пор у р. Гедалии преобладали жалость и сострадание к отцу невесты, однако этот неожиданный и странный отказ всё изменил.

Не видя выхода, р. Гедалья поехал к несостоявшемуся свату домой, чтобы обсудить всё с ним лично. Он предложил ему вместе поехать в Цанз (Новы-Сонч) и спросить праведника поколения, автора книги «Диврей Хаим»[i], что делать. Как тот постановит, так пусть и будет!

Однако р. Нохум отказался:

— Какой смысл ехать? Мне и так очевидно, что не нужно расторгать помолвку.

В итоге р. Гедалья поехал туда один.

В пятницу, за два часа до наступления субботы, р. Гедалья прибыл в Цанз. Несмотря на усталость с дороги, он попросил сразу провести его в личные покои праведника. Поскольку помощники раби Хаима знали его и помнили его широкую благотворительность, они не стали возражать.

Раби из Цанза уже слышал всю эту историю — слухи облетели всю страну. И всё же он внимательно выслушал слова р. Гедальи. Когда тот закончил, праведник сказал:

Вам улыбнулась великая удача, реб Гедалья, что ВЫ пришли ко мне! Стоит благодарить за это Творца. Но сейчас не лучший момент, чтобы это обсуждать, ибо суббота уже наступает. Видит Б-г, на исходе субботы я укажу вам конкретно, что следует сделать…

Радуясь, р. Гедалья вышел от праведника, слова о «великой удаче» звучали в его ушах снова и снова. Всё сложится к лучшему!

На исходе субботы праведник совершил Авдалу (обряд отделения святого от будничного) над бокалом вина и сразу же сказал:

— Не медлите! Поезжайте к отцу невесты, зайдите в его дом и ясно и определенно заявите: поскольку его постигла такая участь и он не может выполнить прежде взятые на себя обязательства, их — обязательства — следует изменить. Помолвка остается в силе, а все расходы вы, реб Гедалья, возьмете на себя.

Несколько минут р. Гедалья сидел, словно громом пораженный. У него закружилась голова, и он даже схватился за стол, чтобы не упасть.

— Что это значит? — пробормотал он в растерянности.

Но праведник не ответил, а лишь улыбнулся.

— Естественно, я сделаю всё, как вы велите… — сказал р. Гедалья, придя в себя. — Но почему вы изменили свое решение в течение субботы? Вы ведь говорили что-то о моей большой удаче…

— Я и не менял решения. Накануне субботы вы просто меня не поняли, — спокойно объяснил праведник. — Я лишь сказал, что удача улыбнулась вам в том, что именно ВЫ пришли ко мне, а не отец невесты. Представьте себе, с каким бы лицом сейчас вы сидели, если бы, не дай Б-г, обанкротились вы, а он приехал бы ко мне за разрешением расторгнуть помолвку. Так что радуйтесь своей доле и благодарите Б-га, что это вы удостоились сюда приехать.

Из этого рассказа можно извлечь урок: когда от человека требуется дать деньги и поддержать бедняка, он должен представлять себе, каково было бы, если бы ситуация была обратной — если бы он сам нуждался в ссуде или даже подаянии… Так ему будет легче почувствовать состояние бедняка и оказать помощь.

Отсюда и ответ на наш вопрос — согласно подходу Сабы из Кельма[ii].

Тора не зря говорит «Если деньгами ссужаешь народ Мой, бедного у тебя…» Когда бедный просит, чтобы ему помогли, заимодавец должен представить себе противоположную картину: что было бы, если бы ты сам был бедным, нуждался в помощи других людей, в ссуде? Как бы ты себя чувствовал?

Помоги ближнему, ощущая, что его беда касается и тебя лично. Это и означает «бедного у тебя». (Лэламедха)


[i] Раби Хаим бар-Арье-Лейб Хальберштам (раби Хаим из Цанза, Диврей Хаим; 5557-5636 / 1797-1876, Польша) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.

[ii] Раби Симха-Зисл бар-Исраэль Зив (Саба из Кельма; 5584-5658 / 1824-1898; Литва, Латвия) — выдающийся мыслитель и педагог, один из зачинателей этического движения Мусар.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше