Поиск
Мойше Штейнберг
Мойше Штейнберг

Домик в пустыне

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных
27.06.2016 10:22

К нам в синагогу (Кармиэль, КЕРЕН АМИ) вчера приезжал рав Кушнир.

Человек 70 взрослых, плюс пару десятков совсем юных подтянулись, послушали и посмотрели.

Уверен, что прониклись услышанным и теперь станут лучше служить Б-гу.

Спасибо Толдот Йешуруну за помощь и поддержку.

Спасибо раву Ашеру.

Спасибо Б-гу.

 

06.09.2015 15:38

Друг или Учитель

Нужен, конечно, и тот, и другой.

Кого нужно сделать – раввина, кого приобрести – друга. Друг обходится дороже. Что подразумевает под собой должность раввина? – связка "учитель - ученик", она не предполагает легкость отношений, но безусловно требует взаимного уважения и доверия.

Друг, от слова "дорогой", есть живое участие и взаимопомощь. За такую редкость стоит заплатить.  Любовь обладает исключительной способностью сжимать пространство (в талмудическом первоисточнике – сжимает плоть). Смыта дистанция, размыты границы? И прорастает на некогда нейтральной полосе море цветов общих чувств и сопереживаний.

Мы всегда – ученики Б-га. И, как и положено прилежным ученикам, впитываем и сохраняем впитанные нами смыслы. Пытаемся им соответствовать и сокрушаемся, когда попадаем впросак и в прокол. Но так бы и оставались в этом малоперспективном положении беспросветной разрухи, если бы не дружба. Ядидут нефеш.

Я стремлюсь к моему возлюбленному другу, Он – ко мне. Несмотря на ошибки, на взаимные неудобства и обиды.

Элуль – точка возврата.

 

Чтобы не занимать всегда незаслуженное первое место, помещаю тут. Тому, кому пригодится - на здоровие:

Моим ученым друзьям

23.09.2014 18:40 редактировать | удалить

Мы, евреи, все люди ученые. Образованные, так сказать. Все до одного.

 

Так неужели позволительно столь незаурядным умам как наши прикидываться простаками и наколдовывать удачу, поедая морковку с фаршированной рыбой?

 

А раз вопрос выставлен так же яростно, как просроченный счет за воду (о которой мы никак не допишем по причине творческого переучета), то следует процитировать в осторожно вольном переводе пару-тройку отрывков из Хидушей Агадот на Орайот, Беер Агола и может быть, других произведений Маараля.

 

Каламбур – не преступление, и, начав с образованности, перейдем к образам.

 

Знаки, знамения по объяснению Рамбана на Лех леха 12:6 служат креплением обещанных благ к этому миру. Добавлю, что не к уже историческому миру, а к его наступающей форме.

 

А от имени Маараля в Хидушей Агадот (Орайот гл. 4, 60:1) надо добавить, что наикрепчайшее соединение с идеей в этом мире происходит тогда, когда она становится частью нашего материального тела. И вернейший способ – с помощью тщательного пережевывания пищи. Разумеется, лучше это делать, когда они обе кашерны – и идея, и еда.

 

Таким образом, яблоко в меду, конечно, не способно само по себе привязать к человеку удачу и благословение, но зато уж если было добро заложено в программу следующего года, то поев кусочек тыквы в Рош Ашана, наш предусмотрительный еврей гарантировал себе реализацию положительных для него планов Небес. Если, понятное дело, таковые имели место быть на Небесах…

 

Что же, по мнению Абайе (трактат Орайот 12:1), нам надо есть для достижения полнейшего счастья в этот знаменательный вечер?

 

Тыкву, фасоль, лук-порей, свеклу да финик. Можно есть и их родственников, лишь бы свойства похожими оставались.

 

Тыкву (קרא) для чего? Чтобы вырасти, духовных достичь высот. Ну а кому возраст позволяет, то и физических.

 

Фасоль (רוביא) для чего? Чтобы плодов прибавилось и умножилось, например, детей. А может, и добрых поступков, или имущества какого полезного… В общем, чтоб по окончании наступающего года с чистым и спокойным сердцем наблюдать результаты своих трудов.

 

Лук-порей (כרתי) для чего? Чтобы наши ненавистники были выбриты с поверхности Земли острой косой. И чтоб после них все осталось чистым и гладким.

 

Свеклу (סלק) для чего? Чтобы убрал Всевышний подальше от нас  наши грехи. Да так, чтоб у нас не осталось даже соблазна посмотреть на их детские фотографии.

 

Финик (תמר) для чего? Чтобы праведники расцвели прямо у нас на глазах, как об этом поэтично писал Царь Давид.

 

Но толкуя в таком ключе высказывание мудрецов, Маараль указывает на еще один подход. Он будет напоминать первый, но захватит покрепче.

 

Сейчас секунду посмакуем, и начнем…

 

Полезнейший совет мы находим в Ваикра Раба 29:7. Нам рекомендуется упоминать в молитвах Рош Ашана заслуги наших праотцев Авраама, Ицхака и Якова. Укрывшись за их широкими спинами, мы сможем избежать строгого суда. Так подсказывает нам мидраш от имени Б-га.

 

Но разве грамотно помолившись в синагоге и подсев к праздничному столу, еврей отпускает мозги погулять?! Как можно в такой день забыть о Суде?! Ведь ясно, что рассматривая зачастую принятие пищи как повод для произнесения благословений, наше с вами иудейство как бы предполагает самым естественным поведением для нас, что впервые расположившись у тарелки, мы вспомним о заслугах Авраама.

 

И чтобы благословение Творца дышало в человеке, чтобы пища весь наступивший год шла впрок, необходимо поступить именно так. А сделать это поизысканней поможет тыква – плод исключительных размеров и сытности. Авраам, по выражению мидраша, был великаном среди гигантов. В нем проявилось благословение качеств человека. Ну, значит, намек напрашивался.

 

Ицхак был первым из бесконечно многих потомков Авраама. С него началось геометрическое умножение во сто крат. В нем – благословение числа плодов. Так, вслед за качеством, мы просим о количестве. И чтобы вспомнить о его заслугах понагляднее, мы будем есть бобовые – их очень много!

 

Лук – штука острая, как сабля янычара. Рубить с плеча вреднющую поросль зависти и прочей мерзости необходимо при помощи заслуг Якова, который смог стать Исраэлем, победителем ангелов и людей. Ему это удалось благодаря особому, высшему благословению, которого он удостоился и к которому мы надеемся подсоединиться.

 

Понятно, что как спелый финик остался сладким фиником, так и цадик остался цадиком и продолжает просить, чтоб добрый Б-г дал ему силы и удачу держаться праведного пути.

 

А вот прогнать свои грехи подальше необходимо для баалей тшува. В определенном смысле, их достоинства даже обходят значимость праведников.

 

И так мы просим за первым ужином нового года, чтоб наша жизнь в этом материальном до гастрономичности мире была связана с заслугами наших великих праотцев и достойнейших современников. И эта связь обязательно послужит оправданием нам и защитой на требовательном суде 5775 года и всех обещанных нам последующих лет!

 

Ктива ве хатима това!

28.06.2015 03:33

Этот этюд был записан и опубликован около года назад. Просмотров было много и потому я подумал, что раз повторение — полезная привычка, то давайте, повторим!

Банально хоть, но у нас допускается жизнеутверждающее обсуждение очевидностей — частный человек и всякое общество заражены и заряжены ценностями, на которых воспитывались и вырастали.

Вольноотпущенный, даже с гордо поднятой на воле головой, продолжает болеть своим прошлым, рабской редакцией свободы выбора: делаем только то, что прикажут, и только тогда, когда не делать невозможно. А самостоятельно рабы не строят, они воруют цемент и кирпичи.

Для нового поколения, для тех, кто готовился войти в Эрец Исраэль, было особенно важным освободиться от рецидивов рабского отношения к жизни, от норм и ощущений, еще свойственных ушедшему поколению их великих родителей. Тех, кто хотя действительно выстрадал и вымолил свое освобождение, но не заслужил взойти в свою землю и построить святую страну святого народа.

Вот и получается, что критической воспитательной задачей на пороге «обетованной, желанной» стало обретение народом умения служить Б-гу не из-под палки, а стремясь к Нему всем сердцем, любя и доверяя.

Для закрепления пройденного, для подтверждения, а затем и для превращения теории в практику, необходим опыт. Со смертью Мирьям пропала скала-колодец, исчезла вода. Жажда в пустыне, пусть и в тени Облаков, на любой взгляд есть испытание не из легких. Пройди евреи его лучшим образом, возможно, привилось бы нам скорое понимание указаний и принятие увещеваний. И, вполне вероятно, что не понадобилась бы палка, что била собаку, а та бы не кусала кошку и т.д., как в песне бы не пелось…

И вот, по всему поэтому, Мойше Рабейну и его брат Аарон аКоэн аГадол, отправляются к нашим предкам с решающей педагогической миссией. И, как и следует учителям, они оснащены посохом, как указкой.

Ежу под камнем понятно было, а тем более умудренным евреям, разместившимся посреди тех камней, что наступил выдающийся воспитательный момент. Имя Мойше имеет буквальное значение «вытягивающий из воды». Полезно обратить внимание: «из воды», а не «вытягивающий воду». При том, еще и с обязательной приставкой: наш учитель — Рабейну, так что был он преподаватель, а не ирригатор. (Особые отношения МР с водной стихией, которые имеют давние «берейшитовские» корни, обсуждаться пока не будут).

Требовалось передать пропавшей скале Волю ее Творца, рассказать, приказать, уговорить ее, наконец, — пусть станет неисчерпаемым колодцем живой воды, как было при жизни Мирьям. А когда скала, камень без капли сердца и разума, услышит и исполнит заповедь, противную самому ее естеству, какой же мощи урок получат Бней Исраэль! От такой ясности не убежишь — нас любят, поэтому с нами разговаривают. И мы, разумные, любим в ответ, а потому делаем то, о чем нас попросили сразу, не дожидаясь угрозы, или того хуже, более жестких методов воздействия и воспитания.

Итак, если поставлена задача с помощью воды воспитать народ, то есть произвести Киддуш Ашем в глазах евреев, то надо этого добиться во что бы то ни стало. Ультимативность ситуации подчеркивалась посохом. Ведь если для дворцовых церемоний земного царя скипетр принимает лишь символическое значение, а указка в руке ментора послушно соответствует своему названию, то посох М Р был слишком известен своими неординарными свойствами, а потому приказ Б-га обязательным образом взять его с собой придавал ожидаемой беседе со скалой интригующую многоплановость и усложнял возможность точного прогнозирования того, как разовьются события. Никто и не думал забывать об исключительном впечатлении, которое произвел на камень один-единственный удар примерно сорок лет тому назад. Тогда из него в первый раз потекла вода, и думалось многим, что именно благодаря инерции того насилия продолжала течь до недавних пор.

Представляется, что это мнение могли разделять и М Р с Аароном тоже. А иначе, зачем брать с собой посох, когда разрешено только разговаривать? И, между прочим, если он имел одно символическое значение, то почему сработал?

Никто не спорит, сказали ясно, что убеждать надо с помощью речи, но, похоже, ясно и другое, что всегда с нами рядом должна обозначаться внушительная и назидательная опция крепкой палки. М Р и Аарон поняли, что есть две идеи, и обе с Небес. Первая, что с упрямцами, конечно, надо долго разговаривать, а вторая, что ради их собственного блага сопровождать разговор необходимо откровенным намеком на свои властные возможности (посох). А когда нет продвижения, когда ну просто никак не идет, то надо применить силу. Тогда незадачливым слушателям непременно разъяснится насколько грамотнее изначально прислушиваться к словам. И на будущее все равно приобретается полезный и оптимальный урок, несмотря на то, что достигнут не оптимальным методом.

Но люди не так поняли.Они поняли, как люди обычно понимают: что предварительные разговоры были всего лишь вопросом вежливости. Фальшь!

Урок извлечен был неверный: видим, мы учили да выучили — даже кремень отлично понимает палку, а мы-то тем более! Б-жественные цели будут обязательно достигнуты и при подавлении человеческой воли (два удара — и все готово!). Люди не будут слушать ни просьбы, ни указания. И правда, зачем бороться с собственной дуростью, когда и так все само разрешится, только надо подождать, еще поупрямиться, а потом 2 легких щелчка по каменному лбу и вот он, отложенный, но долгожданный результат.

А надо было показать что сила — есть, что вот она — посох, тот самый, который 40 лет назад дал воду. Он никуда не исчез, не потерялся, но им специально ни за что не пользуются именно для того, чтобы показать насколько Б-г хочет, чтоб мы его слушали, а не изгибались под Его ударами. И надо было уговаривать скалу на износ, до реальной опасности для жизни, как когда-то с погружением в море. Тогда М Р молился, пока Нахшон не погрузился в воду до ноздрей, а здесь, похоже, следовало убеждать камень, пока во рту не закипит, пока евреи не упадут от жажды.

Стыдно так говорить, но это часть Торы, и мы обязаны учиться: М Р и А аК не выполнили доверенную им задачу. Выполнили в значительной степени — напоили весь народ, упрекнули, там, где следовало упрекать. Но не до конца, не в полной мере. Не по своей вине, конечно, их не поняли. Но Учитель — не поэт, недопустимо для него учить «в стол», с него требуют оценки учеников!

Получилось, что понимание Б-жественной воли евреями осталось чуть замутненным, не улучшилось, не прояснилось в большей степени, чем до смерти Мирьям. Никто не мог теперь предположить, что ее роль была не только в убаюкивающе нежном нашептывании над колыбельками младенцев, но может быть и со своим колодцем, с этой чудесной скалой, она тоже управлялась с помощью добрых слов… Неубедительным осталось утверждение, что даже неживая природа слушается всего лишь речи пророка, а тем более, слов самого Б-га. И великое, свободное поколение без пяти минут жителей Эрец Исраэль не увидело воочию насколько любовь и доверие к Б-гу приближают к Нему больше, чем самый пронизывающий страх перед Ним. И так самое главное осталось недоказанным, а там, где нет полной ясности, наверняка не хватает света. Меньше святости, потому что не хватает четкости понимания. А это очень плохо, и от этого очень грустно…

Как говорит один мой добрый знакомый, дело такого порядка: мера за меру. Так обычно разворачиваются события в этом подчиняющемся божественному порядку мире.

То желанное, что должно было произойти и не случилось, оставляет оскомину на губах истории. Люди чувствуют такой недостаток, как чувствуют сместившийся диск позвоночника. Обнаруженный недостаток в творении толчет в мелкий морской песочек наше доверие к самому Творцу. Происходит обесценивание доверия и уважения. На лашон акодеш такой процесс называется хилул Ашем. И мерой за меру, противодействием, равным, по своей вредности, действию, станет лишение прав на совершение Киддуш Ашем. «Наградой» за преступление — преступление. В случае наших великих учителей таким поражением в правах стала конечная для них остановка у границы Эрец Исраэль. В чем здесь особая беда, ведь все, по сути дела, смертны?

Ответ, как и многое из того, что здесь сказано, я услышал от раввина нашей синагоги р. Биньямина Акарми, долгих ему лет: есть место такое грозное в Талмуде, где эмигранты из Эрец Исраэль сравниваются с идолопоклонниками. Страшный хилул Ашем, когда еврей служит идолам или объявляет себя атеистом. В подобной степени ужасно, когда он абсолютно лишен возможности исполнить заповеди, или хотя бы их часть, а заграницей, ну кто бы мог представить, мы так многого лишены… Б-г сказал тебе делать одно, а ты живешь иначе, да ты никак решил слушать кого-то другого?!

Не было ничего для наших великих Пастырей более дорогого и важного, чем дожить до исполнения воли Творца в полной мере, вширь и вглубь всей Торы — в Эрец Исроэл. И не было грубее разочарования, чем заповедь так не вовремя умереть. Непроисшедший Киддуш Ашем, стал случившимся ударом по Его славе, а несовершенные М Р и его братом заповеди стали этому удару продолжением и развитием.

Вот, похоже, и все. Картина ясная, как популярная поляна. Но на грустном нельзя заканчивать. Нельзя-нельзя, никак недопустимо. Поэтому позволю себе воспользоваться идеей, подсказанной мне щедрым хозяином дома в Балтиморе, где я недавно гостил. Идея следующая: в святых книгах написано, что так называемый «каль ва хомер», то есть тот способ вынесения умозаключений, когда предполагается, что раз что-то простое обладает каким-то качеством, значит, более сложное тем более несет в себе это свойство, пробуждает первую из 13 мер милосердия. Другими словами и коротко, избегая каббалистических нюансов: занимаясь Торой, обсуждая, например, функцию каль ва хомер «покорность скалы — послушание народа», мы пробуждаем милосердное отношение к себе со стороны Небес. Отодвигаются куда подальше строгий суд и жесткие наказания и даже ошибки наших учителей вечно спасают нас.

Мы благодарны им.

19.03.2015 12:32

Безопаснее всего рассуждать о вечном. Совесть не болит, а повторение - признанная мать-героиня.

Хочу вернуться к кусочку мишны, где говорят о спорящих сторонах.

Утверждает тана, что и того, и этого надо рассматривать, как преступников. До вынесения приговора, конечно. А после - обоих рассматривать наоборот, как праведников, а по другой версии, как оправданных. При условии, что приняли постановление суда.

Оба утверждения удивительны - что значит относиться к людям, как к преступникам? А где тут место для предыдущей мишны, где нас так призывали судить каждого более чем снисходительно, ища ему оправдания и понимания?! И как могут быть оба правы после вынесения вердикта, ведь один-то точно станет неправым?! В политической коннотации, мы очень надеемся, что левым он точно не захочет становиться...

Но если обойтись без шуток, вопросы серьезные.

Хорошо посмотреть в Дерех Хаим, там все разобрано в деталях. Я позволю себе привести только часть идеи: судье не известно - кто перед ним: люди, которые искренне ищут справедливости, то есть суда по Торе, Воли Б-га. Или, может быть, как минимум один из них - манипулятор, игрок, хищник. По-нашему - раша. С ударением, само собой, на второй слог. Злодей. Спор ради спора, ради победы - не ради справедливого суда.

А тот, кто с таким вместе пришел, говорит Маараль, основываясь на трактат Швуот, такой же как и первый. Во всяком случае, нам очень стоит этого опасаться.

Нам очень стоит этого опасаться.

Где найти  того судью, кто рассудит по Торе обе стороны?! Да так, чтоб они приняли решение суда, как принимают Волю Творца. И даже проигравший был бы оправдан, стал бы победителем, праведником,  а не злодеем...

А в споре - все в проигрыше.

Шаббат - Шалом !!!

 

01.03.2015 07:23

А нас застала тишина

так тихо

так тихо в книгах перед бурей

не помним лиха

Ах,

всем каhалом запоём-запляшем –

Пурим

а вдруг, - поднимет

взрыв и плач и

на смех курям?!

Не дай нам Б-г! А дай нам сил

а дай нам воли.

Снять шоры резво растоптать раздвинуть шторы

Открой окно. Гляди-дыши как пахнет морем

как горы кошками гнуты – здесь горы Торы

смелей глаза хоть вверх, хоть вбок – пытливей взоры

впивайся ими к небесам

куда ни кинь – дорога там!

К кашерным курям!

Вы рассмеялись – вот и Вам

Весёлый Пурим!

2001.

 

 

03.10.2014 08:25

Гмар хатима това!

Тороплюсь - шофар позвал в Рош Ашана, а сейчас уйма людей придет на зов.

Так празднично поститься умеют не только в Кармиэле, но здесь это получается особенно.

Шана това у метока!

кому охота - просмотрите мой стишок с прошедшего года. может, еще послужит разок...

http://toldot.ru/blogs/mshteinberg/mshteinb_1750.html 

23.09.2014 18:40

Мы, евреи, все люди ученые. Образованные, так сказать. Все до одного.

 

Так неужели позволительно столь незаурядным умам как наши прикидываться простаками и наколдовывать удачу, поедая морковку с фаршированной рыбой?

 

А раз вопрос выставлен так же яростно, как просроченный счет за воду (о которой мы никак не допишем по причине творческого переучета), то следует процитировать в осторожно вольном переводе пару-тройку отрывков из Хидушей Агадот на Орайот, Беер Агола и может быть, других произведений Маараля.

 

Каламбур – не преступление, и, начав с образованности, перейдем к образам.

 

Знаки, знамения по объяснению Рамбана на Лех леха 12:6 служат креплением обещанных благ к этому миру. Добавлю, что не к уже историческому миру, а к его наступающей форме.

 

А от имени Маараля в Хидушей Агадот (Орайот гл. 4, 60:1) надо добавить, что наикрепчайшее соединение с идеей в этом мире происходит тогда, когда она становится частью нашего материального тела. И вернейший способ – с помощью тщательного пережевывания пищи. Разумеется, лучше это делать, когда они обе кашерны – и идея, и еда.

 

Таким образом, яблоко в меду, конечно, не способно само по себе привязать к человеку удачу и благословение, но зато уж если было добро заложено в программу следующего года, то поев кусочек тыквы в Рош Ашана, наш предусмотрительный еврей гарантировал себе реализацию положительных для него планов Небес. Если, понятное дело, таковые имели место быть на Небесах…

 

Что же, по мнению Абайе (трактат Орайот 12:1), нам надо есть для достижения полнейшего счастья в этот знаменательный вечер?

 

Тыкву, фасоль, лук-порей, свеклу да финик. Можно есть и их родственников, лишь бы свойства похожими оставались.

 

Тыкву (קרא) для чего? Чтобы вырасти, духовных достичь высот. Ну а кому возраст позволяет, то и физических.

 

Фасоль (רוביא) для чего? Чтобы плодов прибавилось и умножилось, например, детей. А может, и добрых поступков, или имущества какого полезного… В общем, чтоб по окончании наступающего года с чистым и спокойным сердцем наблюдать результаты своих трудов.

 

Лук-порей (כרתי) для чего? Чтобы наши ненавистники были выбриты с поверхности Земли острой косой. И чтоб после них все осталось чистым и гладким.

 

Свеклу (סלק) для чего? Чтобы убрал Всевышний подальше от нас  наши грехи. Да так, чтоб у нас не осталось даже соблазна посмотреть на их детские фотографии.

 

Финик (תמר) для чего? Чтобы праведники расцвели прямо у нас на глазах, как об этом поэтично писал Царь Давид.

 

Но толкуя в таком ключе высказывание мудрецов, Маараль указывает на еще один подход. Он будет напоминать первый, но захватит покрепче.

 

Сейчас секунду посмакуем, и начнем…

 

Полезнейший совет мы находим в Ваикра Раба 29:7. Нам рекомендуется упоминать в молитвах Рош Ашана заслуги наших праотцев Авраама, Ицхака и Якова. Укрывшись за их широкими спинами, мы сможем избежать строгого суда. Так подсказывает нам мидраш от имени Б-га.

 

Но разве грамотно помолившись в синагоге и подсев к праздничному столу, еврей отпускает мозги погулять?! Как можно в такой день забыть о Суде?! Ведь ясно, что рассматривая зачастую принятие пищи как повод для произнесения благословений, наше с вами иудейство как бы предполагает самым естественным поведением для нас, что впервые расположившись у тарелки, мы вспомним о заслугах Авраама.

 

И чтобы благословение Творца дышало в человеке, чтобы пища весь наступивший год шла впрок, необходимо поступить именно так. А сделать это поизысканней поможет тыква – плод исключительных размеров и сытности. Авраам, по выражению мидраша, был великаном среди гигантов. В нем проявилось благословение качеств человека. Ну, значит, намек напрашивался.

 

Ицхак был первым из бесконечно многих потомков Авраама. С него началось геометрическое умножение во сто крат. В нем – благословение числа плодов. Так, вслед за качеством, мы просим о количестве. И чтобы вспомнить о его заслугах понагляднее, мы будем есть бобовые – их очень много!

 

Лук – штука острая, как сабля янычара. Рубить с плеча вреднющую поросль зависти и прочей мерзости необходимо при помощи заслуг Якова, который смог стать Исраэлем, победителем ангелов и людей. Ему это удалось благодаря особому, высшему благословению, которого он удостоился и к которому мы надеемся подсоединиться.

 

Понятно, что как спелый финик остался сладким фиником, так и цадик остался цадиком и продолжает просить, чтоб добрый Б-г дал ему силы и удачу держаться праведного пути.

 

А вот прогнать свои грехи подальше необходимо для баалей тшува. В определенном смысле, их достоинства даже обходят значимость праведников.

 

И так мы просим за первым ужином нового года, чтоб наша жизнь в этом материальном до гастрономичности мире была связана с заслугами наших великих праотцев и достойнейших современников. И эта связь обязательно послужит оправданием нам и защитой на требовательном суде 5775 года и всех обещанных нам последующих лет!

 

Ктива ве хатима това!

 

 

 

 

   

 

14.09.2014 03:34

Я подумал: здрасьте.

И решил, что временно хорошо помолчать о сложных материях.

Творчество может надоесть даже самым преданным поклонникам.

К тому же, в конце года принято прикрываться на переучет.

Вот краткий перечень:

У нас в Кармиэле выросла премилая литовская община: йешива гдола, йешива ктана, колели, хейдер, школы и т.д. А самый главный раввин города очень радушен к новым аврехам.

Синагога же наша, домашняя, "бе анъага русит харедит", тоже подросла – раввин есть знатный и знающий, уроки дает глубоко и часто. Не русский, правда.

Гости бывают. Сказать, что часто – обидятся. Сказать, что редко – неправда. А я человек сознательно не врущий.

Русские делают бар мицвы и отмечают йорцайты. Из молитв (к нашему искреннему сожалению) предпочтение отдают Каддишам. Мы помогаем и с этим.

Насчет тшувы и тфилы в более широком формате – пока что скромничают, зато со цдакой разобрались и помогают всем. Честь им и хвала.

Один очень достойный господин дает уроки по Торат Асод, другая очень достойная дама дает уроки по Парашат Ашавуа. Очень достойные господа и дамы (соответственно) посещают эти занятия. 

Конечно, есть много русских аврехов. Кирувят от души, Вольфсон им в помощь.

Я сам тоже по субботам за третьей трапезой говорю на великом-могучем. На разные темы, но всегда зажигательно.

Здесь не север, мы южнее Дамаска. Переезжайте сюда, пожалуйста, без отмазки.

Спасибо за внимание.

Ктива ве хатима това. Элуль 5774.

 

 

 

04.09.2014 04:18

Соединение №3

К сожалению, так вышло, что я задержался с продолжением. У кого-то мысли - скакуны. У меня - улитки. Прошу за это прощения, но все-таки мы движемся. Слава Б-гу! 

Поведение Мордехая, такое решительное и бескомпромиссное, вызывало едкие вопросы. У кого из напуганных современников не проскакивал упрек: Аман – гордец, а ты-то сам покорнее?! Без всякой агрессии отвечает за него Талмуд: если это на самом деле необходимо для служения Б-гу, Мордехай был готов быть перемолотым в фарш да в пудру, и не только врагами, но и родными братьями.

Привести доказательства? Пользуйтесь, пожалуйста, старым правилом: помня, кто был его друг, узнаем наверняка, каким было подлинное лицо героя нашего исследования.

Царица Эстер была ему другом и партнером. И если Талмуд характеризует Мордехая, как человека способного на полное самоуничижение, в порошок, в прах и пепел, ради достижения близости с Б-гом, то Эстер подкрепляет такую характеристику своей личностью. Ее скромность, самодисциплина и, в особенности, ее преданное и бережное отношение к тайне,  идеально соответствуют значению ее имени – сокрытая, этакая царица-невидимка.

Свет ее спасительной власти проявляется неожиданно и мощно в самый темный и безнадежный момент. Она подобна утренней звезде, айелет ашахар, которая долго прячется за спиной ночи. А когда уже уходит на покой луна и пропадают ее коллеги, ночные звезды, и становится совсем холодно и страшно от темноты, вдруг вспыхивает она, и так ярко! Вдруг проясняется, и упрощается мир. Детям малым очевидно – скоро взойдет настоящее солнце!  

Показательное противостояние Мордехая и Эстер с Аманом было победной контратакой скромности и сдержанности на гордость и честолюбие. Такое непременно случается, наши побеждают!

Для тех, кто не устал, еще намек. Имя Аман можно рассматривать как сочетание двух арамейских слов: а (הא) – тот самый, и ман (מאן) – кто, что. Недаром во многих языках так звучит название всего человеческого рода. Чтобы уничтожить Амана, надо хорошо понимать, кто он есть, что является его стержнем. А указателем для решения этой задачи служит его собственное имя (или одно из имен)  – то есть, он СВЕРХЧЕЛОВЕК, он сама человеческая сущность. Точнее, он так думает.

Между прочим, простейшая гематрия Амалека – рам (רם). Что означает – возвышенный. В главе Экев и в главе Шофтим, и в других местах использует это слово Тора для упреждения болезни гордостью. А ман, "а человек", как протянула бы моя покойная бабушка на "чистом" идише, страдает самой уродливой стадией заносчивости. Успешный удар по его амбициям может сломать ему хребет. Что и происходит, когда непокорность Мордехая раз за разом лупит что есть силы по имиджу Амана, заставляя того терпеть и сдерживать себя, а ведь для гордеца нет переживания разрушительнее.

Игра слов, может быть, но обратное звучание – мар (מר) не только созвучно имени Мордехая, но и несет собственный урок. С одной стороны, означает "горечь" или (реже) "капля". С другой – господство и право на владение: господин Мордехай – мар Мордехай. Не надо патентованных моралистов, чтобы представить себе взаимосвязь этих идей. Ведь тот, кто понимает, что является не более, чем каплей в море истории отношений человечества и Творца, кому горько от бед и испытаний и кто сочувствует чужой боли, как своей собственной, именно он достигнет подлинного величия, честно заслужив почетных званий "мар" и "рам" одновременно.

Пришло время вернуться обратно.

Мы позволили себе рассмотреть борьбу спасителей еврейского народа с нашим злейшим врагом как схватку полярных человеческих качеств: высокомерие против скромности. Ну что ж, победило сильнейшее. Но ведь имело место намерение перенести понимание Пурима на другой конфликт – на удивительное сравнение М Р и Амана.

 

очень надеюсь, что завтра продвинемся дальше.

 

 

02.09.2014 05:27

Мне разонравилось называть составные части этого произведения отрывками. Мы не рвем, мы соединяем. Звеньями называть было бы совсем по-пионерски, и посему нарекаю все продолжения соединениями. 

 

Соединение № 2.

 

Следуя объяснению Маараля, поступим так: исходя из наглядных, как бы выпуклых взаимоотношений между современниками, попробуем проникнуть поближе в их сходство с М Р или, наоборот, в противопоставление ему.

Но прежде всего – чем полезен намек для изучения и так доступного для осязания и прочих способов ознакомления предмета? Разве не тем же, что и запах, который оповещает о сущности, о подлинном внутреннем наполнении, опережая и логический, и физический анализ?

Тора – книга космическая и земная одновременно, но при этом, ни у кого нет сомнений, что ее духовная составляющая первична. Точнее и честнее было бы сказать, что не только первична, но и единственна, но об этом нельзя рассуждать без тщательной артиллерийской подготовки.

Человек, когда он действительно разумный, – создание сложное и многослойное, впрочем, как и любая стоящая идея. Столько с ним разного приключится, так по-разному он поведет себя. Как понять – кем же, каким же он на самом деле будет, когда мы частенько не представляем себе даже кем же он на самом деле был? Намек на некую персону в Книге смыслов призван однозначно определить то главное, ради чего он будет призван в этот мир, какую неподражаемую и незаменимую роль он сыграет, или уже успел сыграть. Выходит, что четкое понимание мудрецами Торы одной ситуации, словосочетания, пересчета численного значения букв, выраженное таким же недвусмысленным (для мудрецов) указанием-намеком, служит настолько же точному, насколько и лаконичному определению смысла самых тонких вещей и положений. 

Но мы изучаем Тору, мы не заняты декларацией справедливых, но пустых лозунгов – в таком случае, в чем же польза от намеков на М Р и Амана?

В приближении к смыслу.

Где "пахнет" Аманом? В неприглядном виде Адама на первом в истории судебном заседании. В смерти, которая теперь неминуемо настигнет его и его потомство. В проклятии, в позоре и стыде. Неприятный запах. В чем проглядывается "образ" Амана – в змее, измене, в зависти. Отталкивающий вид. Слух о нем мерзкий идет – бессовестный соблазнитель, хитрый лжец. Картина гадкая. Сомнение (сафек на иврите) – в гематрии равно Амалеку. Намек известен – он будит недоверие к Б-гу. Недаром Творец обращается к Адаму с вопросом: "Не ел ли ты?" Как будто намекая – ты ли это тот, которого я создал?! Здесь сама форма обращения указывает на корень проблемы – ты стал во мне сомневаться. Это грешно. Так вопрос "Амин" на самом деле равен "Аману".

Еще один аспект: от Амана исходит угроза смерти. Противостоит ему Эстер, скромная по самым требовательным правилам конспирации и от того прекрасная и желанная настолько, что все ее просьбы принимаются и исполняются без промедления. Противостоит ему Мордехай, чье имя ассоциируется в том же отрывке Гмары с первым и главным элементом душистых материалов, бесамим, входящих в состав кторета, порошка для воскурения на золотом жертвеннике в Храме.

В чем особенность именно такой конфронтации?

Намек, конечно, только намек! 

И Гмара спешит с намеком: имя Мордехай, как сказано уже, напоминает о тщательно истолченном порошке растительного происхождения – мар дахи, или мирра дахья в разных арамейских версиях перевода Торы. Использовалось исходное растение и в составе порошка для воскурения, и для других наиважнейших целей (трактат Критот, 6:1, Рамбан на Шмот 25:6). Свойства той смеси известны: физическое – поднималась отвесно вверх, к небесам, метафизическое – прогоняла прочь ангела смерти.

 

спасибо. мне очень дорого то, что Вы это прочли. сБп, до завтра.

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+