Поиск
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье (Лев) Кацин

Диалоги о насущном

15.01.2017 13:41

 

В чем секрет успеха? В настойчивости и целеустремленности? Или в умении видеть скрытый потенциал? Потрясающая история освобождения сына отказника от службы в советской армии. И еще более потрясающий вывод этой истории

05.01.2017 09:28

 

Почему одним людям мы верим, а другим — нет? Беседа о недельной главе Торы «Ваигаш». Программа Льва Кацина «Диалоги о вечном» Радио Дэвидзон, в Нью-Йорк.

29.12.2016 17:13

 

Уроки праздника Хануки, которые помогут человеку привнести свет в свою жизнь. Как евреи удостоились чудесной победы, чуда света Миноры. Как Иосеф сумел преодолеть великое испытание своей жизни.

22.12.2016 13:15

 

Зажжение Ханукльной свечи как символ еврея, который согревает окружающих светом своей души. Опасность только внешней улыбки. Как важно научиться искренне и доброжелательно относиться к каждому человеку.

15.12.2016 13:32

 

Как вести себя в сложной ситуации, или с тяжелым человеком? Рассказ о том, как моя мама, благословенной памяти, спасла сына отказника от советской армии. Чему учит нас урок нашей недельной главы Вишлах, рассказывая о встречи Яакова с Эсавом. Минора — символ миссии еврея, бесстрашно рассеивающего тьму светом своей души.

01.12.2016 14:59

Почему любящий отец Авраам проявил силу и изгнал Ишмаеля? Почему сильный Ицхак, проявил любовь и хотел благословить Эйсава?

Какой урок можем извлечь из этого мы в нашей жизни?

 

01.12.2016 10:54

Даже если мы не можем изменить ситуацию, то мы все равно можем изменить себя и свое отношение к ситуации. Исправление себя, своих мыслей — ключ к изменнеию своих слов и поступков.

11.03.2014 18:42

 В Нью-Йорке скончался реб Мотл, который был примером для подражания для многих московских евреев. Реб Барух Мордехай Лифшиц, зц"л, или просто реб Мотл, как его называли друзья, ушел 4-го Адара 5774 года (6-го марта 2014 года) в возрасте 97 лет. Многие годы реб Мотл был шойхетом Московской хоральной синагоги. В течение десятков лет он с риском для жизни прилагал неимоверные усилия для поддержания еврейской жизни в Москве и во всей России: был не только шойхетом, но и моэлем и хазаном в Хоральной синагоге на ул. Архипова. В числе потомков р. Мотла есть раввины и посланники Любавичского Ребе,  известный преподаватель Торы и раввин Дов-Бер Хаскелевич приходится ему зятем. В память о реб Мотле публикую статью, которая была навеяна его рассказом, который мне довелось от него услышать в 2007 году. Пусть Всевышний утешит его родных и близких, среди всех тех, кто скорбит о Сионе и Иерусалиме...

 

Палец спас жизнь!

Реб Мотл, реб Барух Мордехай Лифшиц, зц"л. 

- Где вы брали силы? — спросил я легендарого московского моэля и шойхета реб Мотла Лифшица, который пережил все ужасы ГУЛАГа.


- Человеческий разум не в состоянии представить кошмар той жизни, — начал свой рассказ реб Мотл. — В самые тяжелые минуты я просил Всевышнего, чтобы Он дал мне силы.

Как-то нас вели на работы, и заключенные пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Я же тихонько напевал хабадские нигуним — хасидские мелодии, и это придавало мне силы…

- Вы родились в религиозной семье?

- Я родился в 1916 году. Мой отец был хасидом Чернобыльского ребе. Когда я подрос, он отвел меня в хедер в Киеве изучать Тору. Вскоре нашего меламеда арестовали. Власти разрушили еврейскую жизнь. Из-за страха многие евреи не ходили в синагоги и не обучали Торе своих детей. В это вермя Любавичские хасиды основывали подпольные синагоги и иешивы, и я стал участником движения ХАБАД. В 1928 году ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон вырвался из застенков НКВД. Сначала он поселился в Риге, затем в Варшаве, откуда руководил подпольной еврейской жизнью в СССР. Хасиды организовали тайную переписку с ребе.

Однажды я послал ему письмо с вопросом, идти ли мне в армию. Ребе посоветовал, чтобы я объявил себя верующим. Отпустил бороду, хотя в те времена бородатому человеку было опасно даже идти по улице. На призывном участке меня спросили, готов ли я служить в армии. Я ответил, что наша религия обязывает защищать отечество. Тогда они освободили меня от службы, сказав, что верующему оружия не доверят.

Днем я работал сварщиком, а вечерами занимался с друзьями изучением Торы и хасидизма. Нашей подпольной иешивой руководил рав Биньямин Липман.

В 1939 году, когда мне было 23 года, я «нашел» невесту и отправил ребе письмо с просьбой о благословении. Ответ еще не пришел, а я уже поехал к отцу невесты, чтобы назначить день помоловки. В ту же ночь меня арестовали, обвинив в переписке с «агентом польской разведки» — Любавическим Ребе, в помощи женам и детям репрессированных евреев, в подпольном изучении Торы. Следователи требовали, чтобы я раскрыл другие тайные иешивы, но я отвечил, что ничего не знаю. Наш раввин рав Биньямин Липман погиб в подвалах НКВД, я же получил три года лагерей. Так я оказался на лесоповале в Красноярском Крае.

Работая на лесоповале, я решил больше не нарушать субботы. Когда всех выгоняли на работу, я спрятался в бараке. Меня нашли и посадили на 6 суток в карцер. В это время отправляли заключенных на Колыму. Прямо из карцера меня бросили в набитый до отказа вагон для скота. Повернуться было невозможно. К нам относились, как к животным. «Как счастив я, и как хороша моя доля! — говорил я себе словами молитвы. — Других заключенных арестовали за уголовщину, а я страдаю за Тору!»

Так целый месяц нас везли по Сибири, не сообщив, куда едем. Во Владивостоке мы пересели на корабль «Дальстрой» и шесть суток плыли до Колымы.

Узнав, что врач лагеря — заключенный еврей, я скзал ему: «Я еврей и соблюдаю субботу». «Приходи в пятницу, дам тебе освобождение от работ», — ответил он. Какое-то время мне удавалось не нарушать шаббат. «Коммисия интересуется, почему ты болеешь только по субботам», — сказал однажды врач, извиняясь.

Стояли страшные морозы, но охранники выгоняли заключенных на работы: «Если будет 50 градусов, вас вернут в бараки, пока только — 49 с половиной».

Однажды я заметил, что большой палец ноги почернел. Пошел к врачу, а тот говорит: «Нужно отрезать». Взял и по живому отрезал. Я кричал до хрипоты от боли. В глазах потемнело, и я «увидел» свою покойную мать. Несколько дней провел в стационаре, в палате, в которой был снег. Палец не заживал. Доктор сказал, что нужна еще одна операция. Когда спустя несколько недель я вышел из больницы, то, к моему ужасу, увидел, что лагерь опустел. Из 15 тысяч заключенных зиму пережили около трехсот человек!

Тогда я воскликнул: «Борух Хашем!» — «Балгословен Всевывшний!». Больной палец спас мне жизнь! Арест в 1939 году спас от мобилизации в 41-м. Карцер за соблюдение шаббата и Колыма спасли от штрафбата, в который отправили всех заключенных красноярского лагеря.

После освобождения в 1945 году я вернулся в Киев, и узнал, что все родные и близкие остались в Бабьем Яру. Поехал во Львов и там женился. Где бы я ни жил, агенты КГБ пытались сделать меня своим осведомителем. Приходилось переезжать из города в город. Узнав, что в Москве открылась иешива, я стал учиться на моэля и шойхета, а потом многие годы работал в московской синагоге, делал обрезания, резал скот для кошерного мяса. Ребе не разрешал мне покидать евреев Москвы. В 1992 году, когда я подготовив себе замену, ребе благословил меня на переезд к дочери и ее мужу, раву Хаскелевичу, в Нью-Йорк.

Итак, в чем же реб Мотл черпал свои силы?

В вере!

Когда Всевышний обратился к Моисею с законом о шмите (седьмой год отдыха земли, когда запрещались сельскохозяйственные работы), Тора почему-то подчеркивает, что это произошло «на горе Синай». Какая связь между шмитой и горой Синай, на которой евреи получили скрижали Торы?

Для того, чтобы принять Тору, нужно было выйти из Египта в пустыню и идти к горе Синай по «незасеянной земле». А чем питаться? Полагаться на Всевышнего! Тот, кто проявил веру, удостоился есть манну в пустыне и принять Тору.

Соблюдая шмиту, евреи не засевают земли в седьмой год. А чем питаться? Полагаясь на Всевышнего, евреи удостаивались благословения, обещанного в Торе. Урожая шестого года хватало на три года: на питание шестого и седьмого и посев восьмого.

Между шмитой и Торой есть глубокая связь: седьмой год, так же, как и седьмой день шаббата, евреи посвящают изучению Торы. Но изучать Тору может лишь тот, кто обрел веру, научился «есть манну» — изучать Тору, перестав беспокоиться о завтрашнем дне.

Мидраш утверждает, что евреи, соблюдающие шмиту и принимающие Тору, подобны «посланникам Всевышнего, героям сил» (Псалом 103:20).

Если человек осознает, что он послан в этот мир Всевышним для исполнения своей миссии — нести людям добро и свет Торы, то он обретатает силы, которые помогают ему преодолеть все препятствия.

 

 

25.11.2013 21:28

Скоропостижно скончался рав Пинхас Бобровский.

Ему было 38 лет, он оставил жену, четырех детей и маму, которой с такой любовью пел на своих концертах лирическую еврейскую песню «Аидише мамэ»…

Известие о кончине рава Бобровского прозвучало как гром среди ясного неба.

Молодой, полный энергии раввин и наставник молодежи, прославленный исполнитель еврейской песни рав Пинхас Бобровский умер?

Этого не может быть! Я отказывался в это верить. Да и сейчас мне очень трудно об этом писать…

Почему Всевышний забрал его таким молодым?

Есть вопросы, ответы на которые расположены в другом измерении.

Есть вещи, которые недоступны пониманию людей, ограниченных рамками пространства и времени.  

Мы, например, привыкли измерять человеческую жизнь понятным всем нам мерилом времени.

Но разве проведенное в этом мире время действительно отражает достижения человека?

Два человека могут прожить одно и то же количество лет, но при этом один может попусту потратить свое время,

а другой — реализовать свой духовный потенциал, сформировать себя, изменить к лучшему судьбы окружающих его людей…

Дорогой реб Пинхас, хоть ты и прожил всего 38 лет, но сколько успел сделать за это короткое время!

Сколько душ тебе удалось согреть теплом своей души!

Скольких людей удалось вдохновить светом Торы!

Сколько сердец слушателей удалось зажечь искрометной, исходящей из глубин твоего сердца еврейской мелодией!

Подобно царю Давиду, служил ты Всевышнему не только душой, но и всем телом, всей своей сутью, потрясая зрителей своим живым безудержным танцем!

Уверен, что того количества света и тепла, которым ты осветил и согрел души людские за свою короткую жизнь, хватило бы на жизни многих и многих людей!

К тебе тянулись ученики московской  иешивы «Охалей Яаков», даже когда ты

сам делал лишь первые шаги в изучении Торы.

Тебя уважали и любили друзья в израильской иешиве «Кфар ХАБАД» и в нью-йоркской иешиве «Новоминск».

Тебе удалось создать «Дархей Авосейну» (Элит Академи), школу для детей русскоязычных иммигрантов, а затем и динамичную молодежную общину в Бруклине.

Твой дом был всегда открыт для людей, и каждую субботу за твоим столом сидели десятки молодых людей, которые вдохновлялись твоими словами Торы, наслаждались твоими песнями, и что самое главное, лишь в твоем доме, в твоей синагоге, они сами чувствовали себя как дома.

Ты обладал любящим сердцем, являясь для всех нас источником света и тепла — настоящим ханукальным чудом.

В течение многих лет в это время праздника Хануки ты радовал своими песнями читателей на концертах газеты «Еврейский Мир». Сколько раз твоя улыбка украшала первую страницу нашей газеты, сколько музыкальных выступлений ты провел по радио и телевидению для жителей Нью-Йорка.

Однажды ты спел телезрителям песню «Йошка форт а век» — «Йошка уезжает».

«Это грустная песня о том, как близкие провожают мальчика Йошку, которого забирают кантонистом в царскую армию на 25 лет, — объяснил ты. — Этой песней отпускали евреев на свободу в Израиль или в Америку из советского рабства».

Сегодня мы провожаем тебя, дорогой Пинхас. Думаю, что если бы ты только мог, то спел бы нам песню, которой бы утешил своих родных и близких, укрепил и согрел их души.

Твой голос будет всегда звучать в наших сердцах, а твоя улыбка будет согревать наши души.

Пусть твоя душа вознесется к Всевышнему на Небеса, и пусть будет она защитником твой семьи, твоей общины и всего народа Израиля!

И пусть близкие твои не знают больше горя, а в семье будет еще много-много радостей…

Как помочь семье рава Пинхаса Бобровского, благословенной памяти?

Для этой цели создан интернет-сайт ZichronPinchos.com

Вы также можете послать чек по адресу:

Zichron Pinchas

11 Maplewood Terrace

Lakewood, NJ, USA 08701

Zichron Pinchos is non-profit fund. All donations are tax-deductable.

31.07.2013 17:53

Моя, благословенной памяти, мама, Лиора Гамбург, была бесстрашным человеком и обладала великой силой слова. Однажды один из друзей нашей семьи Семен Ф-штейн обратился к маме с просьбой спасти его сына от армии.
После того как СССР ввел войска в Афганистан, отношения с Западом испортились, и власти почти полностью прекратили выпускать евреев. Между тем многие семьи, ожидавшие выезда, оказались в трудной ситуации — без работы и средств к существованию. Особенно отчаянным было положение семей с сыновьями призывного возраста.
К детям отказников в армии относились как к предателям, делая их службу невыносимой. Даже после двух лет мучений им угрожал новый отказ — из-за «секретов», которые они узнали, копая ямы в стройбате. За отказ служить давали три года тюрьмы, после которых человек все равно был обязан идти в армию.
Что же делать? Каждая семья делала свой выбор. Кто-то шел в армию, кто-то — в тюрьму, кто-то — в больницу, ломая себе ноги, чтобы отложить призыв хотя бы на время.
Я до сих пор не знаю, почему семья Ф-штейнов обратилась к моей маме с просьбой о помощи. Может быть, они думали, что у нас есть связи с мировым сионизмом, миф о могуществе которого распространяли антисемитские СМИ. Или, может быть, узнав о беде наших друзей, мама откликнулась и предложила им помощь.
Так однажды в холодный зимний день 1980 года мама отправилась в московский военкомат.
– Кто занимается призывниками? — спросила мама у стоявшего в дверях солдата.
– Майор Иванов.
– Он хороший человек?
– Хороший…
– Можно с ним поговорить?
– Пожалуйста, — ответил солдат и проводил маму в его кабинет.
– Здравствуйте, товарищ майор! Мне сказали, что вы хороший человек.
– Кто вам это сказал?
– Солдат у входа.
– Я вам не верю и не буду с вами говорить!
…Мама хотела начать беседу с майором с чего-то хорошего, но не учла, что на этом денежном месте брали взятки. Майор воспринял слова «хороший человек» как намек на то, что мама знает о его «одолжениях», которые он делал, конечно же, за хорошую мзду. Майор решил выяснить, по чьей рекомендации она пришла. Мама не ответила, и он отказался с ней говорить. Казалось, попытка спасти сына друзей провалилась в самом начале.
Тогда мама вспомнила книгу Владимира Альбрехта «Как вести себя на допросе», в которой известный правозащитник писал, что на допросах в КГБ нужно говорить правду. Нет, не всю правду, подвергая себя и друзей опасности, но и не обманывать, чтобы не запутаться во лжи.
– На вашей стороне сила, а на моей — правда, и я не буду ослаблять себя ложью! — воскликнула мама.
– Хорошо, что вы хотите?
– Семья Ф-штейнов ожидает разрешения на выезд в Израиль, однако их сына исключили из института, и он получил повестку. Пожалуйста, отложите его призыв!
– Зачем мне это делать?..
– Если вы поможете еврею, то вам поможет Б-г!..
Разве это аргумент для майора Советской армии? Однако чудо произошло, и майор без всяких денег отложил призыв на полгода. Семья Ф-штейнов давно живет в Детройте, некоторое время назад они приезжали в Нью-Йорк, благодарили маму за спасение сына…
Итак, давайте задумаемся, что может сделать человек для обретения такой силы слова, чтобы к его словам прислушивались и его просьбы выполняли?
Думаю, многие согласятся, что гораздо проще просить за других, чем за себя. В этом случае просящий не чувствует себя униженным. И конечно же, человек должен верить в то, о чем он просит. Просьба человека будет услышана, лишь если она действительно искренна, ибо как сказали мудрецы, «слова, исходящие из сердца, — проникают в сердце».
И еще: просящий не должен трепетать перед человеком, заискивать перед ним или пытаться манипулировать им.
Но как же преодолеть страх или трепет перед человеком? Лишь еще более сильным страхом — трепетом перед Небесами!
Теперь, возможно, нас не удивят слова рава Хуна, одного из мудрецов Талмуда, который сказал: «Каждый, кто обладает трепетом перед Небесами, его слова будут услышаны», как сказано (в самом конце книги Экклезиаста): «Конец всему услышанному: перед Всевышним трепещи и Его заповеди соблюдай, ибо в этом весь человек». Эти слова царя Соломона рав Хуна понимает как урок всем нам: тот, кто обретет трепет перед Всевышним, удостоится того, что его слова будут услышаны!
Впрочем, рав Авраам Моше Рабинович, ребе из Сколья, обращает внимание на удивительный факт: в Торе мы не найдем заповеди, то есть обязанности, трепетать перед Всевышним, а лишь просьбу об этом: «А сейчас Израиль, о чем же Всевышний просит тебя? Только трепетать перед Всевышним» (Дварим, 10:12).
«Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами!» — утверждает Талмуд. Всевышний наделил человека свободой выбора, однако эта свобода не абсолютна. Человек не выбирает времени и места своего рождения, своего тела, даже способностей своего разума. Многие материальные факторы предрешены на Небесах и определяют судьбу человека. Однако лишь сам человек определяет свой духовный облик, делает свой моральный выбор между добром и злом, в котором, собственно, и выражается его трепет перед Небесами.
Теперь нам становится ясно, что, поскольку вопросы трепета перед Небесами находятся в сфере свободного выбора человека, Тора и не может обязать его трепетать перед Небесами, а лишь обращается к нему с просьбой об этом.
Впрочем, как человек относится к другим, так относятся и к нему, говорят мудрецы Талмуда (Сота, 9). То есть тот, кто выполняет просьбу Всевышнего, удостоится того, что и его просьбы будут услышаны как людьми на земле, так и Всевышним на Небесах!
В своей книге «Амира Неима» рав Рабинович вспоминает слова своего отца. Почему Всевышний обратился к Моисею с просьбой о том, чтобы евреи взяли золотые и серебряные сосуды перед выходом из Египта? Египтяне изнуряли евреев рабским трудом, топили в Ниле их детей. Почему они должны были давать этим ненавистным еврейским рабам свои драгоценности?..
…Виленский Гаон объяснял, что эта просьба была частью великого замысла Исхода — заманить египтян в воды моря. Фараон хотел перехитрить евреев, сделав их рабами, но ему удалось перехитрить лишь самого себя.
Ничто не толкало египтян преследовать евреев и бросаться за ними в воды моря, кроме их собственной жадности к золоту и серебру. Между тем заработанные рабским трудом драгоценности использовались потом для строительства Храма в Синайской пустыне…
Впрочем, есть и другая, тонкая причина, из-за которой Всевышний не приказал, а попросил евреев попросить золото и серебро у египтян. Выполняя просьбу Всевышнего, евреи заслужили, чтобы и их обращенная к египтянам просьба была услышана!
Тот, кто от любви и трепета к Всевышнему выполняет Его просьбы, удостаивается того, что и его просьбы будут услышаны на Небесах. В «Поучении отцов» говорится, что если ты подчинишь свое желание Его желаниям, то и Он сделает Свое желание твоим желанием.
Более того, Всевышний относится к нам так, как мы относимся к людям. Потому не будет преувеличением сказать, что тот, кто с любовью и уважением относится к людям, стремясь удовлетворить их желания и  просьбы, удостоится того, что и люди будут относиться к нему с любовью и уважением, стремясь удовлетворить его желания и просьбы.

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+