Поиск
Александр Красильщиков
Александр Красильщиков

Простые чудеса

06.01.2017 05:49

 

 

 

Перевод Торы на чужой язык стал одним из горчайших событий в истории человечества. Почему? А потому, что когда Тора существует на языке, которым была написана Творцом и передана Моше, она - словно молот, разбивающий скалы. Каждая из её фраз "выдерживает" сразу несколько различных объяснений и практически невозможно свести её к какому-то одному "удобному" знаменателю, без того, чтобы сквозь него не просвечивал другой дополнительный смысл. И из-за этого, поневоле, хочет человек или нет, ему приходится обратиться к вложенной в уста Мудрецов Торы, Устной Традиции, во всём её богатстве, глубине содержания и загадок. Только на оригинальном, Святом Языке, Тора обретает изначальную многоплановость и многосложность, заложённую в неё Создателем.

 

И это чудесное свойство пропадает, как только Тору пытаются воспроизвести чужим слогом. Это происходит по одной простой причине. Переводя Тору на любой из языков, приходится выбирать некую общую упрощённую линию перевода, свойственную этому языку. Вся многослойность смысла, вся многомерность и прозрачность оригинала пропадают напрочь, и эта упрощённая "заторможенность" наносит ни с чем не поправимый урон настоящему смыслу текста Торы.

 

А это, в свою очередь, приводит к "примитивизации" восприятия, иллюзии, что любой человек может вот так, с места в карьер, решить, что субъективное, сиюминутное впечатление и есть "истина" и построить на этом любое заблуждение. Тора, её восприятие и понимание основываются на всё той же Устной Традиции, передаваемой от поколения к поколению Мудрецами по цепочке от Моше Рабейну. Тору учат по её собственным законам, и произвольное  обращение с ней, любая вольность и упрощение, сразу меняют вектор познания: от истины - в сторону противоположную ей. И ничто так не способствует ошибке, как перевод.

 

По книге раби М.М. А-Коэн Шапиро "Ярхей Кэдем"

16.12.2016 08:47

Картинки по запросу миры

 

Камнем преткновения для многих служит выражение Торы, описывающее создание Человека[1]: "И сотворил Всесильный Адама по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его".

 

Понятие "целем" - "образ" требует разъяснения. Впрочем есть ещё один похожий отрывок[2]: "Сделаем Адама по образу нашему, по подобию нашему...".

(Про множественное число в этом предложении - отдельный разговор, на этот счёт есть целый ряд объяснений: тут и мера скромности Творца, словно советующегося с ангелами, с которыми человек в родстве, чтоб не завидовали, тут и объяснение сущности человека, соединяющего в себе материальное с духовным и ещё, и ещё... Но когда дошло до дела - "И сотворил Всесильный Адама..." - Он, Единственный, творил.)

 

Но вот что нас интересует, так это сами термины: "по образу" и "по подобию". Сказать, что облик человека - олицетворяет, не дай Б-г, образ Творца, - значит погрешить против истины, ведь пророк Ишайя на этот счёт выразился без обиняков[3]: "Какое подобие соорудите Ему!" Нет, тут на прямики не пойдёшь.

 

А суть вот в чём: есть в человеке нечто, некая суть, что свойственна Творцу. Такой подход, например к слову "подобие" можно проиллюстрировать отрывком из Псалмов, где бедняк жалуется[4]: "Уподобился я пустынной сове..." - речь не о том, что человек покрылся перьями и отрастил крылья, нет - просто ощущает себя одиноким и блуждающим в темноте, как пустынная сова.

 

Так и слово "целем" - "образ" - отражает тождество некоторому качествуТворца, которое мы попробуем определить.

 

Ответ кроется тут же, в самом отрывке: "По образу Всесильного...". У Творца несколько Имён, но Тора выбрала здесь именно это - Элоким - Всесильный, и не случайно. О чём говорит это Имя? Оно указывает, на то, что Он - владетель и источник всех существующих сил: природных, надприродных, каких хотите.

 

Человек, скажем, способен построить дом. Он сооружает его из дерева или камня, но материал для строительства человек берёт из того, что уже существует, что уже сотворено. Положив кирпич в стену, человек удаляется, - и не он удерживает стену от падения, не он скрепляет раствором кирпичи, не он даёт устойчивость постройке. То есть, человек лишь пользуется материалами и силами, существующими в мире, которые не он создал.

 

Всевышний же, сотворивший всё из ничего, с самого начала мира продолжает поддерживать и творить без перерыва все существующие силы и материальные объекты, ибо без этого всё исчезнет в мгновение ока, как будто никогда и не было. В этом и заключена суть Имени Элоким - Всесильный - владетель всех без исключения сил. Любая частная сила в любом из существующих миров - всё это Он, дающий им импульс и значение непрерывно. Они всегда подчинены Ему, Он один волен их направлять, менять и упорядочивать, как того пожелает.

 

Вот этому качеству Творца есть подобие у человека. Всевышний придал человеку власть, пусть и ограниченную, над силами и мирами. Как же человек может осуществить эту власть? Да всем, что в нём есть: и физическим действием, и словом, и образом мыслей - всё влияет на мир, всё придаёт направление силам, действующим вокруг, предметам, окружающим его.

 

Доброе направление мыслей, доброе слово, праведное действие меняют мир к добру, и не только этот, видимый нам мир, но и вышние миры, духовные вселенные, придавая им дополнительную святость и духовный свет.

 

Но и наоборот, дурные поступки, несправедливые слова, грязные мысли разрушают, не дай Б-г, равновесие миров, затмевают свет и губят души людей.

 

 

По книге "Нефеш а-Хаим" раби Хаима из Воложина.

 

 

 


 

[1] Берешит,9,6

 

[2] Берешит,1.,26

 

[3] Ишайя,40,18

 

[4] Теилим, 102,7

18.11.2016 06:09

Картинки по запросу ‫השמדת סדום‬‎

 

Что только не делали жители Сдомской долины, чтобы отвадить чужаков. Например, было специальное судебное постановление, чтобы в каждом из городов сделать особые кровати. На вид – кровати, как кровати, но с секретом. А использовали их так. Несчастного пришельца хватали шестеро мужей, укладывали на ложе и, в зависимости от роста, растягивали в длину или ширину. Пытка была столь болезненной, что человек был близок к смерти. Само собой, слухи об этих подвигах напрочь отсекли желание посещать Сдом. Министерству туризма, если такое когда там и было, делать было нечего. Люди, всеми правдами и неправдами, избегали посещать «гостеприимные» города. А столь оригинальное отношение к чужакам диктовалось чистым эгоизмом. Сытые жители Сдома и окрестных городов не желали делиться своим благополучием с кем бы то ни было. Всё нужное для жизни у них было под рукой, а давать другим, считали они, себе дороже.

Особенно жестоко поступали с бедняками и теми, кто осмеливался этим беднякам помогать. Причём, делалось это весьма остроумно. Беднягу, появлявшегося в пределах городов Сдомской долины, не прогоняли. Напротив, его снабжали серебром и золотом. Правда, на многих монетах значилось имя бывшего владельца. Но смысл этого выяснялся только потом. Бедняк входил в один из городов, и только тогда понимал, в какую ловушку угодил. По всей стране объявлялось о строжайшем запрете выдавать или продавать ему какие-либо продукты питания.  День за днём, бедняга бродил от дома к дому, пытаясь купить или выпросить еду – везде его встречали равнодушные, злорадные лица.  Границы закрывались на замок, и человек умирал медленной мучительной смертью. У покойника забирали золото и серебро, возвращая, согласно меткам, владельцам. Одежду и вещи присваивали наиболее ловкие и сильные граждане. Голый, ограбленный труп закапывался под ближайшим кустом и каждый испытывал удовлетворение от исполненного долга. Так в Сдоме и Аморе искоренили бедность. Человек, бывший не в состоянии себя обеспечить, подлежал истреблению. Главным законом, правившим в Сдоме и четырёх его городах-побратимах, был трезвый, рациональный подход ко всему, что касалось личной и общественной выгоды. Выбранная политика принесла городам непревзойдённое благополучие, завершившееся… полным уничтожением.

 

Как раз в тот год, когда случилась война между царями Эйлама и коалицией Сдома, когда Лот, вместе со всем имуществом был спасён стараниями Авраама, - как раз тогда родилась у Лота первая дочь, названная Палтит. От слова «лефалет» - «избегать, спасаться» - в честь чудесного спасения от плена и рабства. Выросла Палтит, дочь Лота, вышла замуж.  И всё бы хорошо, если бы не один случай. Как-то, в Сдом, на свою беду, забрёл нищий. Конец этих несчастных один – скорая голодная смерть. Но, на этот раз – осечка вышла. Живёт себе бедняк среди благородных горожан. Живёт день, живёт неделю, месяц, и хоть бы что – живёхонек, и помирать как бы и не собирается. И указ поступил – никаких ему поблажек, и всё прочее, а он жив, да ещё, видать, поправляется. Чудеса, да и только. А дело просто объяснялось. Палтит с нежным сердцем оказалась. Увидела она бедняка при последнем издыхании, не выдержала, накормила его и напоила. А потом, по секрету, и дальше снабжала всем, чем надо. Знала, что рискует, знала, если выведают - не пощадят, но натуру свою унять не могла. Бывало, идёт по воду, хлеба в кувшин положит, зальёт из колодца водой, а, проходя мимо нищего, тихонечко хлебушек извлечёт, да скрытненько накормит. Так поступала много раз. И человек жил, всем на удивление. Но люди в Сдоме дотошные. На мякине их не проведёшь. В чудеса не верят и в дураках оставаться не желают. Серьёзные люди, сознательные. Заподозрили: не иначе подкармливает кто, не мешает проверить, да и пресечь. Устроили слежку. С трёх сторон наблюдение выставили.  А Палтит, как всегда с кувшином прошла, и как ни скрытно всё делала, засекли её, милую, всю конспирацию разглядели. Выскочили с трёх сторон, схватили вместе с кувшином и хлебом. С поличным поймали. Повели на суд преступницу. Судьи только диву давались: такая испорченность, такое безоглядное попрание закона Содомского! Вердикт вынесли быстрый и беспощадный: сжечь негодницу в назидание всем. Народ ликуёт и поёт, всем обществом дрова собирает, кострище воздвигает, и Палтит, праведную Палтит, бросает в пламя …

Однако, добродетель, как птичка быстрая, разносится порой, не уследишь.… Вот и в соседнем со Сдомом городе Адма, подобный случай произошёл. Жила там девушка, дочь богатых родителей. Тоже бедняка пожалела, накормила, да увидели люди. Схватили, поволокли к судье. Какой, мол, ей приговор? А судья с фантазией оказался. Не просто казнить назначил, а приказал обвалять в меду с ног да головы, да в осиное гнездо засунуть. Набросились на неё осы всем скопом, живого места не оставляют.… Кричит, болезная, кричит. Да кто же в рациональной Адме на такие вещи внимания обращает. Поделом ей, срамнице, не подрывай устои Сдомские. Но стон её не пропал. Взлетел высоко-высоко.  И чашу терпения опрокинул.

 

Из книги "До Потопа и после".

 

 

 

09.10.2016 12:43

 

 

    В современном иврите слово «софер» означает – писатель. На Святом языке – Сойфер – это переписчик Священных Текстов. Нет не просто переписчик,  а человек творящий Святость, вносящий в жизнь каждого мало-мальски традиционного еврея Небесный свет, дающий возможность исполнить некоторые наиболее важные заповеди:Тфиллин, Мезуза, чтение Сефер Тора.

    Как понимать всё это? Попробуем объяснить.

    Само понятие «переписывание текстов» вручную в наше время типографских и издательских чудес слышится более, чем архаично. Зачем, спрашивается, брать шкуру животного (как правило, телячью), замачивать её в известковой воде, сушить, мять, шлифовать, растягивать – и всё это для того, чтобы допотопным пером нанести на неё письмена. Более того, все действия должны производиться с заранее ясно высказанной целью, высказанной – в буквальном смысле этого слова! Перед началом обработки кожи, и перед началом письма, если создают Сефер Тору – говорят, что все действия производятся во имя Святости Сефер Торы или Тфиллин, если цель – написание строго определённых отрывков из Торы (их всего четыре), или же Мезузы, которая представляет собой небольшой кусочек Клафа(обработанной кожи) лишь с двумя выдержками из текста Торы.

    «Что за отсталость?! – спросите вы, – не проще было бы выбрать красивый шрифт, прочную и гладкую бумагу, набрать на компьюторе соответствующий текст (да и не помешало бы добавить чего-нибудь вдохновляющего из классиков) да и раз и навсегда напечатать грандиозное издание – каждому по экземпляру-  комплекту. И приятно, и красиво.

     Но останется одна маленькая проблема. Это будут не Сефер Тора, не Тфиллин и не Мезуза, а лишь их красочные типографские подобия. Почему? Потому, что, если вы правы, то же самое можно сказать и про самолёт. Зачем плавить металл, заливать в форму, штамповать, красить, укомплектовывать электроникой, системой навигации, да и лётчика учить управлять всей этой техникой, чтобы не разбился при первом же полёте. Зачем? Нарисуйте на картоне, сделайте дырку на месте кабины и…и…летите!

    «Глупости, - скажете вы, - и не похоже совсем. Здесь технологический процесс, ведущий к созданию великолепной машины, предназначенной для полёта в заоблачные выси, а там…»

    А я скажу в ответ – там тоже самое, тоже технологический процесс для создания изумительного аппарата, способного поднять нас к небывалым духовным  высотам.

    «Эге, - заметите вы, - здесь конструктор создал, инженер построил, лётчик испытал, ну а там – откуда я знаю, что всё сработает. Мезуза – не самолёт!»

    Ну, а я отвечу: «Вот тут то вы и ошибаетесь! Создатель всего сущего, да будет Он Благословен, сотворивший нас, хорошо знает каким образом поднять нас на тот духовный уровень, к которому стремится душа человека.

    Он дал нам Тору, письменную и устную, где, между прочим, подробно описал весь процесс создания Сефер Торы, Мезузы и Тфиллин. Он показал нам, как используя простые материалы, создать вещи, которые добавят нам духовности и защитят нас дурного начала. Каждый компонент, из которых складывается весь комплект средств необходимых для создания овеществлённой Святости, обладает своими, достаточно чётко определёнными свойствами. Например, к чернилам, которыми пишутся Тексты, предъявляются два основных требования: чёрный цвет и стойкость. Алаха подробно рассматривает вещества придающие чернилам эти необходимые качества (например, древесный уголь, отвар из желудёвых черенков, определённый вид смолы), недаром до сих пор находят Свитки Торы, которым сотни, а то и тысячи лет.

    Но, конечно, главной составлящей являются те самые буквы которые и образуют Священный Текст. Каждая из них, её форма, пропорции, размер, способ и порядок написания – подробно рассматриваются Еврейским Законом. Каждый орган буквы, каждая её деталь имеет своё как открытое, так и тайное значение, понятное лишь посвящённым. Происхождение каждой чёрточки, каждой точки и завитка уходит своими корнями в глубочайшие тайны Творения.

     Правила письма Священных Текстов очень сложны. Только человек, специально их изучивший, сдавший экзамен по Законам Софрута и получивший специальный допуск – Смиху, имеет право заниматься этим делом.

      Тут мы подходим к тому, без чего всё выше сказанное немыслимо. Немыслима без того, кто собственно говоря и придаёт Святость этим текстам – Сойфера.

    Сойфером может быть только еврей, глубоко верующий, строго соблюдающий все доступные ему заповеди и в совершенстве владеющий Законами еврейского письма. Ответственность его настолько высока, что отдалённо сравнить её можно разве что с ответственностью лётчика ведущего самолёт низко над горами. Всюду его подстерегает опасность, каждую секунду могут открыться неожиданные препятствия . Любое непродуманное или неумелое движение может привести к изменению положения самолёта, потере высоты и катастрофе!

    Так и недостаточно подготовленный Сойфер одним движением пальца, неосторожной мыслью или недостаточным знанием может необратимо испортить то гармоничное Творение, погубить целые духовные Миры, нарождающиеся под его пером, способные внести ещё и ещё Святости в прискорбный, затемнённый грехом Мир.

    Если же всё таки это случилось, и Мезуза или тексты для Тфиллин безвозвратно испорчены, духовный свет, в них заключённый, требует бережного отношения, подобно телу умершего еврея. Кусочки непригодного пергамента (клафа) аккуратно складываются в Генизу (Хранилище), служащую специально для этой цели, а потом хоронятся на Еврейском кладбище.

    В этом мире нас окружают не только материальные объекты – он полон также и духовных субстанций. Наши добрые поступки порождают доброе духовное поле, наши грехи будят силы зла. Добрый потенциал, заключённый в написанных по всем правилам Мезузах, Тфиллин, Сифрей Тора – средство данное Всевышним, чтобы раздвинуть тьму нашего дурного побуждения. Средство, которое охраняет нас и помогает выстоять в извечной войне добра и зла, только не забыть бы, что Мезуза должна быть прикреплена к косяку двери, как написано в Торе, Тфиллин – ежедневно повязываться на руку и на голову, как написано в Торе, ну а Сефер Тора предназначена открывать её, учить и знать записанное в ней Обращение к нам и волю Творца, который весь – Добро!

15.09.2016 08:52

 

 

Этим пугают детей в светском мире. Стоит религиозным заявить хоть что-либо о соблюдении еврейских Законов в "Еврейском" государстве, как ото всюду слышатся вопли: "Они хотят устроить здесь мракобесный Иран, они призывают к государству Алахи!" Впрочем, про "они" - отдельный разговор (кто же тогда те, кто кричат?), а вот упоминание "государства Алахи" меня всегда искренне удивляет. Имеется в виду, очевидно, что государство Израиль, в один прекрасный день, перейдёт на тотальное соблюдение Еврейского Законодательства, основанного на повелениях Торы и закреплённых в кодексе под названием "Шульхан Арух". Ну, что ж, как говорится, в добрый час!

 

Но за всем этим как-то забывается, что любое государство, будь-то Иран или США, по определению и есть государство "алахи", то бишь, "живущее по законам". В любом государстве есть законодательные институты, а также система, следящая за соблюдением законов, и карающая нарушителей. Есть демократии, а есть диктатуры. Но суть одна: кто-то издаёт законы, а кто-то их охраняет. Где закон бессилен, там - хаос и вседозволенность, не совместимые ни со свободой ни с безопасностью. Всё это ясно.

 

Законодательство любого, даже самого демократичного государства, осуществляет сверхзадачу - сохранение и благополучие самого этого государства. Благосостояние и здоровье граждан - лишь средство и "вынужденная" статья в бюджете. Государство постоянно балансирует между "забрать" или "выделить", а в стеснённых условиях всегда отдаёт предпочтение первому. Главное - чтобы выжило государство, всё остальное - второстепенно. Наука, культура и мораль, или отсутствие оных, служат только этой цели, не важно, в тоталитарном государстве или "демократическом".

 

По еврейским понятиям, государство - не самоцель. У евреев задача помасштабней, чем просто завоевать "независимость" и служить демократии - идолу западной культуры. Те, кто считает это достаточным, просто устал от своего еврейства, или люто его ненавидит. Мы прошли слишком долгий и извилистый путь, чтобы заснуть и умереть во сне, не дождавшись апофеоза и развязки. А ведь это то, что нам предлагают сторонники и поборники теории "станем, наконец, нормальным народом".

 

Мы сделали из "еврейского" государства фетиш, стыдливо прикрывая им нашу истинную цель - духовное (да и физическое тоже) самоубийство собственного народа. А что касается "государства Алахи" в еврейском исполнении, то вот по этому поводу маленький пример из прошлой недельной главы.

 

Она начинается с повеления: "Судей и стражников поставь себе во всех вратах своих, которые Г-сподь, Всесильный твой даёт тебе для колен твоих, и станут судить Народ судом праведным".

 

Один из комментаторов объясняет[1]: "Раби Элазар бен Шамоа говорит: "если есть стражники - есть судьи, если стражников нет - нет и судей". Другими словами - если нет (возможности назначить) стражников, нет обязанности исполнять заповедь (назначения) судей. И получается, если народ не слушает судей, а судьи не способны настоять на своих решениях, нет обязанности назначать судей. Но если народ внимает судьям, даже без стражников, то обязаны назначить судей, и именно они будут называться "судьями и стражниками"".

 

Таким образом, никто не собирается надевать на хилонимных "цепи" Закона. Это их задача осознать, что еврею существовать без еврейской Алахи - словно жить без сердца...

О чём же тогда сыр-бор? - Да, мы не собираемся навязывать другим то, что они принять не способны, но и себя подчинить чужим законам мы не дадим. Но это уже несколько другая тема.

 

 


 

[1] אור החיים,דברים,טז,יח

13.07.2016 21:09

 

Ох, уж эти миллиарды лет! Как они будоражат воображение. Даже те, кто готовы признать правоту и достоверность картины Творения, описанной в Торе, всё же спотыкаются, пытаясь совместить "миллионы лет", что у всех на слуху, с Шестью днями, в которые Всев-ний вместил все перипетии становления мира. Космогония и геоморфология вместились в два дня. Для формирования геосфер понадобился один день, а ещё два дня оказалось достаточно для возникновения  биосферы,  осуществления биогенеза, а также созидания человека. Седьмой день - особый.

 

И расхождение то какое. Тут - дни, а там - миллиарды лет. Ну как такое совместишь. Да ещё радиоуглеродный метод, да разбегающиеся галактики, да палеонтология, да геологические слои, да эрозия почвы, да "Хаббл", да невероятные расстояния до ближайших галактик, а до дальних? Ужас! Куда бедному еврею податься, когда любой мелюзга, доросший до школьного учебника, сразу выплюнет в упор: "милиа-а-а-рды лет!"

 

Помнится, в юности, на заре Тшувы, этот "вопрос" меня здорово мучил. Ну, всё ведь хорошо, да вот куда "миллиарды"-то девать? Мучил меня этот вопрос, мучил, да вдруг, в один прекрасный день, испарился, и как-то больше не воспрял. Что же случилось? Неужто, радиоуглеродный метод отказал, неужто "красное смещение" прекратилось, неужели динозавры с питекантропом  "уткой" оказались (простите за каламбур). Да, нет, дело не в этом. Просто купил иллюстрированную книжку, а там "Портрет старого еврея" Рембрандта.

 

 

Задел меня этот портрет за живое. Вдумчивые глаза, узловатые руки, одежда, в которой время и вечность.... И тут меня осенило. "Сколько же лет этому еврею", - спросил я сам себя. На вид так лет семьдесят, семьдесят пять,  за его плечами - целая жизнь, которую можно прочитать по деталям и чёрточкам, морщинам лица и седине. Годы и годы. Портрет живёт своей жизнью.

 

Однако, - подумал я, - сколько времени затратил художник, чтобы создать картину? Такому мастеру, как Рембрандт, понадобилось не слишком много. Дни, может недели, или месяц? Время смехотворное, по сравнению с тем, что по всем признакам, пережил персонаж. Так сколько же лет еврею? Дни, годы, или века, которые существует картина. Как мы измеряем? Для создателя картины - это дни, для еврея на ней - годы его жизни, а для нас, живущих теперь, стоящих извне - три-четыре века?

 

Всевышний - в первую очередь Творец. Мир - это Картина, написанная Им. Творец создал это произведение так, как хотел и в том виде, как пожелал. Это произошло 5773 года тому назад, когда сдвинулось с нулевой точки само время, и народилось то, что мы называем материей. Шесть дней Творцу потребовалось, чтобы определить "мизансцены", скомпоновать "декорации", расставить "мебель", дать указания второстепенным персонажам, расположить знаки и загадки для главного действующего лица, и, наконец, изобразить Героя, под названием "Человек".

 

Творцу вовсе не нужно было тратить миллиарды лет, чтобы начать Историю мира с нужного Ему момента. Достаточно, если юный, только народившийся мир, выглядел обжитым и старым настолько, чтобы дать необходимый простор для мысли и деятельности человека.

 

Свет, принимаемый телескопами от "древних" галактик, шёл к нам не миллиарды лет, а только 5773 года, он, как и всё остальное, начал свой путь с того места, где застало его Творение. Но астрономам этот свет видится, как будто шёл к нам миллиарды лет.

 

Учёные вовсе не обязательно ошибаются, говоря о колоссальных временных промежутках. Они просто экстраполируют получаемые данные пунктиром за точку начала времён. Разбегающиеся галактики выглядят, как последствия "Большого Взрыва", но этот "взрыв" - лишь иллюзия, призванная объяснить настоящее положение вещей, тогда как "разбегание" было уже в момент Творения. Другими словами, галактики и были созданы такими - "разбегающимися".

 

Радиоуглеродный анализ мог бы вполне работать. Только вот уже в момент Творения в породы были заложены искомые пропорции стабильных и не стабильных элементов (углерод 12 - стабилен, углерод 13 - не стабилен, его полураспад - "миллионы" лет, и в результате - опять стабильный углерод 14)

 

Запасы угля, нефти, да и других ископаемых не формировались "миллионы" лет, они были помещены там, где их отыскивают сегодня, уже в день Творения, 5773 года тому назад.... и т.д. и т.п.

 

Другими словами, "миллионы" и "миллиарды" лет  - величины условные, они не могут и не должны беспокоить верующего человека. Наука и религия, по сути своей, занимаются разными вещами. Наука по крупицам изучает окружающий мир, составляя вполне логичные схемы, которым нередко находится практическое применение. Наука позволяет лучше ориентироваться в этом мире и находит утилитарное применение его материальным ресурсам.

 

Тора же, или Б-жественное Знание, заключённое в ней - это послание Того, Кто создал этот мир, объясняющее смысл и назначение человеческой жизни, способы и пути, как улучшить его и самого себя. Так что, противоречий нет.      

 

23.06.2016 08:33

http://www.ravst.ru/img/ecology.jpg

 

У любого человека есть стремление "давать". Притом, что "главная" сила - "брать" не может полностью уничтожить эту маленькую искорку в человеке, ведь иначе мир бы попросту бы разрушился. Не женились бы, детей не заводили бы и не растили. Потому и постановил Творец вселенной, что останется чёрточка эта навсегда в человеке. Впрочем, влияние её ограничено, и проявляется она весьма избирательно. Её энергия обращена на"своих", самых близких - семью, родственников, друзей, а остальное человечество остаётся массой чужих и далёких, и с ними человек не церемонится, конкурирует, борется - словом, стяжает вовсю.

 

Однако есть одна странная особенность у свойства "давать". Тот, кого человек облагодетельствует, того и полюбит. Более того, тот, кого человек одарил, становится его неотрывной частью, как будто прилепится к нему. И оказывается, что чужим и далёким является только тот, кому вы ещё ничего не дали, кого пока не оделили вашей добротой и вниманием. Если человек начнёт заботится обо всех, кто рядом, все станут близкими, все любимыми, а "чужие" куда-то исчезнут, поскольку в каждом окажется ваша частичка, немножко от вашего "я".

 

Для человека, добравшегося до этой ступени, станет простой и ясной заповедь "возлюби ближнего, как самого себя" - то есть, в буквальном значении "как себя", без всяких оговорок и отличий, поскольку в душе своей ощутит, что "я" и "он", по сути - одно.

 

А что же происходит между мужем и женой? Любовь? В сущности, это чувство - самое удивительное среди душевных горений. Казалось бы, всё до предела ясно. В самом чувстве ничего особенного нет, оно относится к основным качествам человеческого существа, вложенным Творцом, дабы обеспечить продолжение человеческого рода, также как голод - для поддержания жизни тела. Но это странно, поскольку для того достаточно простого вожделения, а в придачу - родительский инстинкт для заботы о детях. А любовь, любовь то зачем?

 

Говорят, что любовь - порождение благодарности, испытываемой супругами друг к другу за помощь в осуществлении "естественных" стремлений. Но это - ошибка, ведь человеку свойственна не только благодарность, гораздо чаще - всё наоборот, человек быстро забывает сделанное ему добро. А любви, тем не менее, хватает.

 

Поэтому, позволим себе сказать, что любовь возникает вследствие восполнения мужем и женой друг друга. По отдельности они - неосуществлённые фрагменты и только вместе, дополняя и восполняя один другого, становятся человеком. И вот тогда то, подарив жене\мужу цельность, вы испытываете любовь. Вы даёте, и вы любите, а любовь порождает желание дать ещё больше.

 

Но почему, как это часто бывает, любовь кратковременна? Да в том то и дело, что большинство людей предпочитают брать, а не давать. Начальный порыв подогревался простым вожделением, а усиленный стремлением иметь потомство, он создал иллюзию любви. Но стоит улететь наваждению, как всё возвращается на круг. Природа человеческая берёт своё и требует брать и брать. Эта подмена происходит так незаметно, что человек просто не улавливает, когда всё перевернулось с ног на голову. Куда девается желание давать? Мы требуем, чтобы давали нам, мы ждём, чтобы удостоили нас, мы хотим, чтобы исполнили обещанное нам. И где уж тут любовь? Можно ли вообще, в таком случае, говорить о любви?

 

Да, конечно. Просто нужно быть настороже. Нужно выпестовать в себе эдакого "пса", который нюхом почует первые признаки вора по имени "давай-давай" и вцепится ему в горло, задушив в "зародыше". Каждый должен стать себе контролёром и стражем, чтобы не упустить момент и не потерять всё. Это возможно и это необходимо. А потом, если не соскочить с рельс, всё помчится чудесным порывом и загудит непрерывной и долгой любовью.

 

Впрочем, есть, кто решает проблему просто. "Не женись - и не заплачешь". Но эти "братцы" - законченные эгоисты . Они по определению не в состоянии избавиться от стремления брать и стяжать, как говорится: "бери от жизни всё, пока от неё ничего не останется". И даже тот "природный" минимум, требующий продолжить род, притуплен в них, не давая стать "дающими", хотя бы на час. Подобны им те, кто готов завести лишь "полтора" ребёнка и собаку. Не желают они вкладываться даже в собственных детей, чёртик стяжательства мешает.

 

И только подлинная связь между мужем и женой, питающаяся взаимным "дарением", перерастёт в настоящую любовь, крепнущую и сияющую до самых последних мгновений их жизни.

 

По книге раби Элияу Деслера "Михтав ми-Элияу" (Том 1,стр.37-39)

16.06.2016 08:56

 

 

Мы любим бросаться словами. Мы имеем честь их не выбирать. Мы пережёвываем их и смакуем. Наша крутость - иногда - производная жаргона. Мы укладываем слова в штабеля и схемы, мы уплотняем и сокращаем речь, мы упраздняем понятия и намертво пакуем их, чтобы окаменели и падали на оппонента, как бетонные блоки. И даже если закралась ошибка, даже если слова не ясны до конца, мы сверяем нашу жизнь с кривыми стенами избитых фраз, чтобы жить без горя.

 

Мы чётко разделяем понятия на "наши" и "не наши", мы верим друг другу, а главное - стереотипу, и решаем, что вот эти слова - "хорошие и правильные", а эти - "дурные и вредные". И в таком подходе есть логика, в таком взгляде - здравомыслие, если бы только всё это происходило сознательно и обдуманно. Но частенько - всё наоборот. Наша жизнь составляется как раз из домыслов и заблуждений.

 

Я бы хотел затронуть понятие "дискриминация". И сперва - вот общепризнанное его определение: "дискриминация [< лат. discriminate различение] - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям" и т. д.

 

Мы очень чувствительны к слову "дискриминация". Мы буквально взрываемся от негодования, когда видим это "недемократическое" проявление. Мы боремся за права. Мы возмущаемся и протестуем.... Современное общество настолько помешалось на этом "явлении", что готово вместить себя любую грязь, любую глупость, что бы только избежать подозрения в "соучастии" . Мы порой так увлечены борьбой с дискриминацией, что, решая проблемы "меньшинств", готовы принести в жертву элементарные права "большинства". Но я не об этом.

 

В детстве, уже осознав, что вся наша семья относится к "постыдному" племени "евреев", я был шокирован одним обстоятельством. Мы ничем внешне не отличались от других, и мои родители, и их родители родились или выросли уже при советской власти, и никаких еврейских "штучек" не знали и не соблюдали. Старшее поколение ещё немного говорило или понимало идиш, бабушка раз в год откуда-то доставала "еврейский хлеб" - мацу, значение которой не знал никто, ещё в шкафу у дедушки хранились старые пластинки с чудными мелодичными песенками на том же идише, ещё, помимо "что стоишь, качаясь...", на семейных застольях нестройно запевали "ломир алэ унэйнэ, унэйнэ...", но это было всё.

 

И только когда умер дедушка, я, впервые непосредственно участвуя в похоронах, с удивлением обнаружил, что есть ещё одно обстоятельство, резко напоминавшее, что мы другие. Оказалось, что евреи хоронят своих только на еврейском участке кладбища. Кладбище хоть и называлось насмешливо "Дружба", но от нееврейских могил, участок, где хоронили евреев отделялся широкой колеёй. Впрочем, такое положение наверняка устраивало и нееврейскую сторону.

 

И это в моих глазах выглядело, по меньшей мере, странно. Я видел какую-то "неловкую", я бы сказал, последнюю (куда уж последней) привязанность к чему-то, что уже улетело, перестало существовать, упорхнуло в прошлое, но всё ещё тенью незримо присутствует здесь. С одной стороны, в этом ощущалось горделивое усилие сохранить то, что уже давно потерялось, и даже память об этом стёрлась, а с другой - выглядело, как добровольная "дискриминация" самих себя, дань совести ушедшим поколениям, о которых я ничего не знал.

 

Это обстоятельство стало одной из побудительных причин, заставивших меня искать ответ на вопрос: что такое еврей и в чём сущность еврейства. Так, собственно, и начался мой путь к тшуве. Много позже, мне вдруг открылось, что в сущности большая часть нашей Традиции является такой "дискриминацией". Тора, ограничивая нас почти во всех областях повседневной жизни, по сути "дискриминирует" нас по сравнению с другими народами, населяющими землю.

 

Тора ставит еженедельный барьер нашей трудовой деятельности, имя которому - Шабат, а ведь другие народы вольны работать без выходных. Еврею, как известно, приходится быть весьма осмотрительным при выборе пищи, поскольку законы Кашрута въедливо и подробно разъясняют нам, что можно кушать, а к чему даже притрагиваться не смей, тогда как неевреям позволено есть всё, что душа пожелает. А если говорить о законах брака и отношениях между полами, то тут "дискриминация" и вовсе "разгулялась", препоны на каждом шагу, а ведь у других народов - гуляй - не хочу.

 

Выходит, что Творец во всю "дискриминирует" нас, а мы и ухом не ведём, дискриминируемся с удовольствием и радостью, хлебаем, да ещё просим. Впрочем, были среди нас и такие, что опрометью бежали от этой возвышенной дискриминации к другим народам, пытаясь стать "свободными и счастливыми", да к своему изумлению натыкались там на кое-что похуже. А если нет, то нам их жаль, но: "баба с возу - коню легче". И всё ж я не об этом.

 

Получается, что источник нашей силы и успеха в такой дискриминации. Мы, как это парадоксально не звучит, обладаем ни с чем не сравнимой свободой духа, во многом благодаря как раз этой благословенной "дискриминации". Впрочем, у нас это называется избранностью и святостью. А иначе, были бы мы народом Всевышнего? Ну-ка, ответьте!

02.06.2016 21:30

Целеустремлённые люди пользуются уважением. Люди стремятся к почёту, желают быть успешными, хотят занять достойную нишу в обществе. Люди ищут приличную работу, делают карьеру, летят к успеху, наживают состояние, приходят к власти, окружают себя престижными вещами и благополучием. Более того, стремление обеспечить себе "достойное существование" считается правильным и необходимым привить детям. А кое-кто даже провозглашает лозунг: "Целеустремлённость - это жизнь!" Но так ли это?

 

Целеустремлённость - своего рода голод. Когда человеку хочется кушать, все мысли и чувства направлены на одно - отыскать еду. Человек голоден к тому, что ищет. Но ведь стремление к еде - это не сама жизнь, но лишь одно из её проявлений. Чувство голода вложено в человека Творцом, чтобы напоминать о потребностях организма.

 

Большинство животных удовлетворяют голод и сыты до тех пор, пока снова не возникнет потребность подкрепить тело. За исключением свиньи. Уж эта всегда устремлена на еду и насытиться не способна.

 

В жадном человеке таково стремление к деньгам, оно неутолимо, оно всегда. В сущности все материальные человеческие устремления - это ненасытный голод, как не пытайся их удовлетворить, они растут всё больше. Недаром об одном популярном предмете сказали наши Мудрецы[1]: "Насыщаешь его - он голоден, заставляешь его голодать - он сыт".

 

Но вот в чём загвоздка: к свинье Творец терпим и милостив, ведь еда для неё - повсюду и всегда, свинья с удовольствием пожирает всё, даже то, чем другие пренебрегают. И в этом, если хотите, Б-жье чудо, ведь кто ещё своим непомерным аппетитом так рьяно чистит для нас землю. Свинья не испытывает неудобств от своего нескончаемого голода, всегда находится чем его ублажить. Сказать по правде, мало у кого жизнь - столь явный праздник и успех.

 

А вот у человека - совсем не так. Как правило, как раз то, к чему он стремится больше всего, от него далече. Какую надо борьбу пережить, сколько требуется сил и жертв, прежде чем человек достигнет хотя бы части желанного. И бывает живёт много лет, а всё ещё в пути, и половины не достигает. И об этом сказали Мудрецы[2]: "Человек покидает этот мир и лишь половина вожделений в руке его..."

 

Хуже того, люди не в меньшей степени, чем насущными потребностями, озабочены страхом перед будущим. Их уже теперь волнуют вещи, которые могут оказаться необходимы лишь через много лет, до которых они, быть может, ещё и не доживут. Человек готовит будущность своих детей, он трудится, как заведённый, он крутится, как белка в колесе, снедаемый страхами о временах и обстоятельствах, которые вовсе не обязательно наступят. Человек страхует себя от всех мыслимых и немыслимых несчастий, от случайных потерь, возможных краж, от банкротства и "чёрного" дня. Заботы человека, его желания и голод постоянно множатся и тяжелеют до того, что ноша становится нестерпимой.

 

Все эти "подготовительные" заботы и стремления так поглощают человека, что не оставляют ни минуты, ни возможности воспользоваться тем, что уже у есть в руках, что могло бы скрасить сегодняшний день, чуточку умерить всегдашний голод, утишить заботу.

 

"Ну, что ж, - скажете вы, - это и есть жизнь, так мы живём, и разве можно иначе?" Ответ: конечно же можно, но об этом, даст Б-г, в другой раз.

 

По книге раби Элияу Деслера "Михтав ми Элияу", том 1, стр.39

 

 

 

 


 

[1] Санедрин,107,1

 

[2] Коэлет рабо, 1,13

31.03.2016 09:11

 

 

Один мой не слишком  "соблюдающий" знакомый задал как-то весьма нелицеприятный вопрос: "Почему это вы, религиозные, так настаиваете на  б-гоизбранности евреев. Почему вы приписываете себе некую исключительность, словно вы лучше и значимее других". Вопрос этот, как ни странно, застал меня врасплох, тем более, что человек этот не относился к ненавистникам "харедимных", и, насколько мне было известно, имел религиозных детей и внуков.

 

Я не ответил ему, поскольку знал, что общепринятый ответ он знает. Он знает об Исходе из Египта, он знает о Синайском откровении, он знает о заповедях Торы, он знает о Союзе с Творцом, он знает об особой ответственности евреев за происходящее в мире, и, тем не менее, вопрос для него всё ещё открыт. Чтобы ответить, я должен был понять, что подвинуло его спросить. Поэтому в тот момент вместо ответа только развёл руками.

 

Собственно, что такое вообще "избранность"? Мы часто выбираем. Мы выбираем фрукты на базаре, сорт вина, доски для ограды, инструменты для работы и т.д. Мы выбираем друзей для общения, мы выбираем спутника жизни, мы выбираем место для жилья, мы выбираем путь по которому идём. Избранным для нас является то, что наилучшим образом соответствует критериям, которые мы ищем в избираемом предмете. "Избранность" - если взглянуть в корневое значение этого слова - вполне может оказаться понятием без "мистического" и "чванливого" оттенка этого слова.

 

Таким образом, если мы говорим, что нас "избрали", то не потому, что мы лучшие, просто мы, наверное, наиболее соответствовали определённым критериям Творца. Он нас выбрал, как выбирают слугу, как выбирают работника, как выбирают друга, как выбирают невесту! Он нас выбрал, и дело с концом, о чём ещё говорить?!

 

Но и этот ответ удовлетворит далеко не всех. Хотя бы потому, что из самого вопроса кричит сомнение: "А действительно ли мы те, за кого себя выдаём?" Имеем ли мы право в нынешних условиях, в нынешнем состоянии нашего духа, нашего облика и образа жизни всё ещё называть себя Б-гоизбранным народом?!

 

Я бы сформулировал вопрос иначе: "Во что мы себя превратили, что сотворили с собою, что самая очевидная и древняя истина так жутко и безжалостно требует подтверждения?!"

 

Да, в этом суть вопроса.  Нас преследовали, нас презирали, нас боялись, но никто и никогда не сомневался, что это мы когда-то поднятые из жуткого рабства, наперекор всем ветрам истории, каким-то невероятным образом оставались всё тем же народом, который когда-то, в глухой тьме духовных извращений, ответил на призыв Творца и принял на себя миссию свидетельствовать, о том, что Он есть, и Он здесь, и есть Суд, и есть Судья!

 

Наша избранность нужна остальным народам не меньше, чем нам самим. Ведь любой человек, который пытается честно и праведно пройти по жизни нуждается в некоем светоче, некоей константе, в духовной опоре и примере.

 

Однажды, в первый год нашего пребывания в Израиле, в англоязычной газете "Jerusalem post" появилось объявление, в котором новые репатрианты из России приглашались придти по определённому адресу, чтобы получить "Библию с переводом на русский". Самым интересным в этом объявлении была подпись - "Джонсон". В среде русских ешиботников возникло опасение, что речь идёт о христианских миссионерах, пытающихся словить пару-тройку еврейских душ. Решили проверить. Поскольку я тогда был в ешиве самым свежим репатриантом, послали на разведку меня. Я и сам был заинтригован и отправился в тот же день. Искомый адрес привёл меня в уютный старый район Йерушалаима, полный зелени и старо стильных коттеджей, моды тридцатых годов. В одном из них меня встретила симпатичная пара, муж и жена среднего возраста, явно неевреев, принадлежащих, скорее всего, к младшему дипломатическому персоналу одного из западных консульств. Общаться  с этими людьми мне было трудно, поскольку ни иврита, ни английского я не знал. Они молча и дружелюбно меня оглядели, попытались что-то спросить, но без успеха. Жестом указали на фрукты в вазе, но я отказался. Тогда они переглянулись, улыбнулись и, сняв с полки три книги, вручили мне. Это был "самый обыкновенный" недавно вышедший из печати ТаНаХ с русским переводом. Издание было мне знакомо, оно включало в себя то, что и должен включать в себя весь набор еврейской письменной Торы: Тора - Пятикнижие, Невиим - Пророки и Ктувим - Писания. Никаких подозрительных добавок, никаких странных брошюр не было. На том, казалось бы и всё. Я собрался уходить, но не тут-то было. Мужчина жестом задержал меня и что-то сказал по-английски. "Ага, - подумал я, - вот теперь и будет главное".  И это было действительно так, но не то, что я думал. Мужчина на секунду взял у меня Хумаш, открыл его на заложенной странице и указал мне слова русского перевода, специально выделенного в тексте, вот он[1]:

 

"Смотри, учил я вас уставам и законам, как повелел мне Г-сподь, Б-г мой, что бы вы поступали так в Cтране, в которую входите вы, что её унаследовать. Храните их и исполняйте, ибо это является мудростью вашей и разумом вашим в глазах народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: "как мудр и проницателен этот великий народ"".

 


[1][1] Дварим,4,5-6.

 

 

,

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+