Поиск
Гавриэль Фельдман
Гавриэль Фельдман

Костер в ночном лесу

19.04.2016 01:38

Как известно, с самого своего рождения христианство было озабочено "еврейским вопросом" и  пыталось его решать. И хотя евреи, как правило, в христианство не переходили, это не мешало христианам продолжать в том же духе: гонения и посулы, кнут и пряник.

 

А потом наступила эпоха гуманизма с либерализмом, принесшая с собой ассимиляцию и разрушение многовекового еврейского уклада. И пусть Папа Римский объявил, что еврей может удостоиться "Спасения", даже если он остается евреем и не верует в Иисуса, и поэтому миссионерская деятельность католической церкви в еврейской среде сворачивается, - есть и другие, хитро назвавшиеся "евреями за Иисуса". Это те, кто с утроенной энергией будут втираться к евреям в доверие, стараясь выдать  себя за "своих" - за братьев-евреев, и тащить этих людей, мучимых духовным голодом, в церковь, маскируемую под общину т.н. "мессианских евреев".

Однажды в Москве рядом с Хоральной синагогой я встретил двух "евреев за Иисуса", которые щедро одаривали своими промоматериалами людей у входа в метро, а тех, кто не сильно торопился, пытались брать в оборот. Я не выдержал и дал им журнал "Мир Торы", ввиду чего у ребят случился системный сбой. Однако они быстро перезагрузили систему и с одухотворенным видом спросили, кем лично для меня является Иисус. Честно ответив на этот вопрос, я пожелал им найти Истину и попросил парней все же не выбрасывать подаренный журнал, а посмотреть его на досуге, и показал, где там указаны мои контакты, на случай если вдруг у них появятся вопросы относительно прочитанного.
Спустя пару недель стало понятно, что журнал если и выбросили, то не сразу: позвонила какая-то женщина из этой самой организации и попросила о встрече. Я пригласил в синагогу. Встреча была короткой: в течение 15 минут женщина увлеченно играла роль  христианской святой, а я объяснял, насколько мог корректно и уважительно, почему евреи, в массе своей, никогда не торопились и никогда не будут торопиться в объятия христианской религии. Кстати, по ходу разговора стало понятно, что тех, кого мы с Вами могли бы назвать евреями с т.з. алахи, в движении "евреев за Иисуса" довольно мало. В частности, моя собеседница даже не пыталась притворяться еврейкой.
С тех пор прошло года два. И вот оно - продолжение истории: мой адрес электронной почты зачем-то был занесен в базу адептов этой секты, в результате чего я получил любопытное письмо, приуроченное к Песаху. Оно адресовано "дорогим братьям и сестрам в Йешуа", а подписано именем некоего Игоря Барбанеля, названного "координатором проектов".
А теперь причина, по которой я все это рассказываю. Из письма следует, что в 2016 г. "евреи за Иисуса" запланировали провести "три больших евангелизации": в С.-Петербурге с 29 мая по 11 июня; в Одессе с 14 по 27 августа (этот проект посвящен 25-летнему юбилею «евреев за Иисуса» в СНГ) и в Москве с 18 сентября по 1 октября.
Там также сказано, что с этой целью будут набраны команды миссионеров "как из еврейских, так и из нееврейских верующих из местных церквей и мессианских общин"; будет разработана отдельная "стратегия для каждой из этих евангелизаций"; будут выбораны и напечатаны "евангелизационные трактаты" ; ведется подготовка к проведению "особенного служения в С.-Петербурге на Шавуот", на которое они будут "особенно активно приглашать евреев через звонки и раздачу приглашений".
"Мы благодарны вам за соучастие с нами в святом труде спасения еврейского народа!", - пишет координатор Барбанель в конце письма. Увы, пример католиков совершенно не вдохновляет евангелистов, прячущихся за вывесками "евреи за Иисуса" и "мессианский иудаизм".

В общем, будьте бдительны и предупредите знакомых в Питере, Одессе и Москве - тех, кто не в курсе. Объясните им, почему нам в другую сторону, и пригласите в нормальную еврейскую общину, члены которой ждут истинного и праведного Машиаха.


 

 

16.11.2015 07:22

 

О зверских убийствах во Франции, совершенных нелюдями из «Исламского государства», мы узнали день спустя, как только вышел Шабат: 130 мертвых, 350 раненых. К этому времени вся мировая пресса многократно отписалась по этой теме, практически вытеснившей из эфира, с первых страниц газет и из соцсетей все остальные информационные поводы. Теракты, ставшие самыми кровавыми за всю историю Франции, получили неофициальное наименование «парижского 11 сентября», по всему миру прошли акции солидарности с парижанами.

Эта атака не стала еврейско-ориентированной, как в Тулузе, в парижском супермаркете «Гипер Кашер» и отчасти при расстреле редакции Charlie Hebdo (карикатуристы издания придерживались леворадикальных взглядов, насмехались над всеми религиями, в т.ч. над иудаизмом, но среди них были «грязные евреи», и это, конечно же, «усугубило их вину»). Тем не менее, если верить арабским СМИ, о евреях думали и в этот раз: концертный зал «Батаклан», в котором погибло 87 человек, принадлежит еврею, который недавно репатриировался в Израиль.

Тема исламистской экспансии во Франции обсуждается давно и очень активно. 7 января, в день атаки на Charlie Hebdo вышел роман «Покорность» живого классика французской литературы Мишеля Уэльбека о грядущем мирном превращении Франции в исламскую республику, а 18 ноября должна была состояться премьера художественного фильма Николя Бухриефа “Made in France” о подготовке теракта в Париже. Тем не менее, случившаяся трагедия застала парижан врасплох.

По всему миру сейчас задаются двумя извечными "русскими" вопросами:

«Кто виноват?» Как могло случиться подобное во Франции - в стране, столь милостиво распахнувшей двери перед переселенцами с Востока? Неужели прежние сигналы ничему не научили? Почему французские службы правопорядка не могут найти около 200 человек, уже повоевавших на стороне исламистов в Сирии, а потом спокойно вернувшихся во Францию? Почему ряды сторонников и боевиков "Исламского государства" постоянно пополняются, причем вступают в них не только мигранты из Северной Африки и с Ближнего Востока, но и «этнические европейцы», и в том числе французы?

«Что делать?» Как защититься? Как предотвратить будущие атаки? Какие выводы из произошедшего необходимо извлечь?

Ответы предлагаются самые разные, но суть, увы, одна: начинается межцивилизационная война, некоторые даже поспешили объявить ее «войной Гога и Магога», и, в любом случае, многое теперь изменится. Мы согласны: изменится многое. Но не все.

На протяжении долгого времени новые цезари играли в мировое господство: разделяя и властвуя, смешивая в однородную массу красивые гуманистические идеи и банальные экономические интересы, они принимали активное участие в «большой игре» на Ближнем Востоке. Крупные игроки подкармливали и приручали джихадистов всех мастей и оттенков, чтобы использовать их для устранения чужих вассалов. Потом выяснилось, что в точные расчеты закралась ошибка: исламские радикалы начали выходить из-под контроля. Тут же возникла новая идея: использовать и поддерживать хороших, «умеренных» террористов в борьбе против «неумеренных». Но пока серьезные дяди разбирались, кто хороший исламист, а кто совсем плохой, и можно ли построить демократию в отдельно взятой арабской стране, пришла пора платить кровью ни в чем неповинных людей.

К сожалению, насилие в Старом Свете только начинается. Левый либерализм, политика мультикультурализма и прочие красивые теории привели к тому, что мусульманская община Европы растет стремительно и даже при наличии у руководства стран ЕС политической воли будет невероятно сложно взять ее под контроль. ИГ объявило, что будет продолжать теракты во Франции вплоть до прекращения ее участия в международной коалиции, собранной США, которая бомбит позиции ИГ в Сирии. Накануне парижских терактов боевики "халифата" обнародовали видеообращение, записанное на русском языке, в котором пообещали пролить в России море крови: российская авиация тоже бомбит ИГ, хоть и не вместе с западной коалицией. Теперь, беря на себя ответственность за убийства, отморозки из ИГ предупредили, что на очереди Лондон, Рим и Вашингтон.

Десятки миллионов людей покрасили свои профили во французский триколор и начали использовать “хэштеги” #Je suis Paris. Почему мы не спешим к ним присоединяться? Не потому, что нам не жалко погибших во Франции, и не потому что, нас не волнует убийство невинных людей. У нас свои причины. Несколькими часами ранее в ту же самую пятницу, у поселения Отниэль к югу от Хеврона террористы расстреляли машину с израильскими номерами. Рав Яаков Литман из Кирьят-Арбы вез семью в гости на Шабат. Эта Суббота должна была стать особенной, ведь через несколько дней его дочь Сара собиралась выйти замуж. Рав Яаков был убит выстрелом с дальней дистанции. Его восемнадцатилетний сын Натанель попытался связаться со службой спасения, но был застрелен в упор. Шестнадцатилетний брат Натанеля «отделался» легким ранением. Вдова рава Литмана и трое дочерей, включая Сару, чудом уцелели. И вы думаете, что кому-то, кроме евреев, есть до этого дело?

Долгоиграющее «11 сентября» продолжается в Израиле уже не первый месяц. В любой точке страны, в любое время дня и ночи на еврея могут напасть. Его могут убить лишь за то, что он еврей, и это преступление не только не будет осуждено – арабы назовут его подвигом, актом героизма. Духовные лидеры европейской социал-демократии, правозащитные организации и обыватели на московских кухнях сумеют гладко объяснить, что это нормально: не обеляя террористов и не оправдывая их методы, конечно, но все же… Хотя нет, именно оправдывая. Впрочем, их всех можно понять. Ведь для того, чтобы пнуть проклятых сионистов, не обязательно верить на слово «объективным данным», поставляемой информационными спонсорами «интифады», такими как «Аль Джазира», «Маан» и RT – эти данные можно брать и у евреев: Амира Хесс напишет в «Аарец», что ЦАХАЛ убивает невинных палестинцев, а потом подкладывает им оружие, а Исраэль Шамир расскажет читателям «Комсомольской правды» о том, что сионистская военщина ведет отстрел палестинских детей, а русский пассажирский лайнер, взорвавшийся над Синайской пустыней, очень даже может быть, сбили израильские ВВС.

Просвещенная Европа не станет защищать каких-то там израильтян. Потому что иммигранты-мусульмане и их дети – важная часть европейского социума, а израильские евреи – оккупанты, они сами напросились. Другое дело – «нормальные» парижане, которые, наоборот, ни в чем не виноваты. Ах, да: Франция участвует в бомбардировках позиций «Исламского государства», но это же где-то там, в Сирии, а Сирия далеко. Ну что ж, теперь она близка как никогда.

Правительство Израиля – «единственной ближневосточной демократии» - выражает соболезнования и говорит о борьбе с общим врагом, который стремится уничтожить «демократический мир». Некоторые ошибочно думают, что евреи теперь радостно потирают ручки, радуясь неизбежной реакции Запада и надеясь на поддержку, которую Запад окажет Израилю. Зря думают. Мы не столь наивны. 10 ноября Европа ввела обязательную маркировку товаров, произведенных за «зеленой чертой», т.е. в Иудее, Самарии и Восточном Иерусалиме. На этих товарах больше нельзя писать, что они сделаны в Израиле. Удивительное совпадение: это случилось ровно через 77 лет после Хрустальной ночи, с которой началось «окончательное решение еврейского вопроса».

Еще раз: мы соболезнуем и сочувствуем жертвам этого чудовищного преступления и их близким, хотя прекрасно понимаем, что это не взаимно, ведь мало кого волнуют убийства каких-то там израильтян. Недавно «Антидиффамационная лига» представила итоги масштабного исследования, проводившегося по ее заказу в 100 государствах мира. Удалось выяснить массу всего интересного об отношении к евреям в мире. Приведем лишь несколько примеров. Только 54% опрошенных что-то слышали о Холокосте. Среди палестинцев, чья пропаганда уже давно и практически на безальтернативной основе ретранслируется крупнейшими мировыми медиа, 88% все равно упорно верят в то, что евреи контролируют мировые СМИ. Исследование показало, что 26% жителей планеты придерживаются антисемитских взглядов. Это более миллиарда человек. При этом 70% респондентов никогда не встречали евреев лично.

В Западной Европе 24% населения полностью разделяет все «классические» антисемитские предрассудки. Это означает, что невероятные усилия, прикладываемые множеством организаций и произраильских активистов на пропагандистском фронте, и немалые деньги, выделяемые на раскрутку позитивного имиджа Израиля и его защиту от нападок, не способны снизить градус ненависти к евреям, да и вообще практически ничего не дают.

Рациональный Эйсав и фанатичный, иррациональный Ишмаэль борются между собой, при этом оба они, как и прежде, люто ненавидят Яакова. Уже сейчас раздаются голоса, утверждающие, что в парижской трагедии виноваты евреи. Очень скоро этих голосов станет больше. На этой войне мы одиноки, и, как поется в известной хасидской песне, «Не на кого нам положиться, кроме как на Святого, Благословен Он».

09.11.2015 12:55

Уважаемые!
Предлагаю Вашему вниманию статью моего тестя - рава Александра Айзенштата, опубликованную летом в журнале "Мир Торы" № 41.
Это "ликбез" специально для тех, кто хочет разобраться в главной проблеме, с которой снова и снова сталкивается еврейский народ.

 

Рав Александр Айзенштат
Рав Александр Айзенштат. Фото: А.Рудаков


 

Еще сравнительно недавно еврейское общество было сугубо религиозным: даже вероотступники были очень религиозными людьми. Не только евреи, но и другие народы являлись носителями религиозного сознания. Современного «западного» общества, в котором религия низведена до узкого набора каких-то сугубо утилитарных функций, не было нигде в мире. Однако противостояние между невеждами и знатоками Торы, которое наблюдалось внутри еврейского народа две тысячи лет тому назад, все же можно уподобить противостоянию между светскими и соблюдающими евреями, которое продолжается два последних столетия.

Наиболее остро нынешнее противостояние ощущается в государстве Израиль, где его принято объяснять специфической израильской ситуацией (учащиеся ешив не служат в армии, многие религиозные мужчины посвящают лучшие годы своей жизни изучению Торы и не заняты «созидательным» трудом, религиозные женщины рожают слишком много детей, и из-за этого львиная доля бюджетных средств уходит на льготы и пособия, и т.д. и т.п.). Однако истина состоит в том, что корень этого противостояния не имеет никакого отношения к израильской политике и экономике – это очень старая песня, и поется в ней, на самом деле, совсем о другом.

 

Невежды против мудрецов

Талмуд, говоря о еврейском народе, квалифицирует малообразованного в Торе еврея как «ам а-арец» (дословно «народ земли»). В этом есть нечто подобное слову «гой», когда оно употребляется в отношении одного человека, ведь слово «гой» многократно упоминается в Писании и означает «народ», в том числе - очень часто - еврейский народ. Негативная коннотация возникает при использовании этого слова лишь в случае обозначения с его помощью одного, отдельно взятого нееврея: идея в том, что когда словом «народ», подразумевающим массы, толпы, сообщества людей, называют одного, отдельно взятого человека, то тем самым сознательно игнорируют его индивидуальность. То же самое с термином «ам а-арец»: одного человека называют «народ земли». И хотя понятно, что абсолютно любой человек – личность, обладающая индивидуальностью, с точки зрения Торы любой человек должен представлять собой нечто выдающееся в духовном плане, а в противном случае его индивидуальность не имеет принципиального значения, до такой степени, что его называют словом «народ», хотя речь идет об одном человеке.

Устная Тора изобилует множественными упоминаниями об антагонизме, который существовал между амей а-арцот и талмидей хахамим. Написано в Талмуде: «Сказал раби Акива: когда я был ам а-арец, я думал: кто бы мне дал талмид хахама – я укушу его как осел. Сказали ему ученики: учитель, скажи «как собака». Ответил он им: нет, как осел, потому что собака впивается в плоть, но осел дробит кости» («Псахим» 49б), и там же сказано, что «велика ненависть невежественных людей к мудрецам Торы – больше, чем ненависть народов мира к евреям». Важно учитывать, что когда мудрецы Талмуда говорят «ам а-арец», они всегда имеют в виду соблюдающего еврея: человека, который ест кошерное, молится, не работает в Шабат и исполняет все остальные заповеди. Так в чем проблема и откуда ненависть?

Этот конфликт отдаленно напоминает конфликт между богатыми и бедными: ведь бедные не то что не любят деньги – у них просто нет этих денег, но виноваты в этом, скорее всего, не они сами, а те, у кого есть деньги. Тора является сутью и целью существования еврейского народа, и амей а-арцот ощущали свою обделенность в плане Торы, понимали, что сильно отличаются от мудрецов, стремившихся постичь Тору в максимальной степени, достигая при этом предела человеческих возможностей. Тора была очень важна для амей а-арцот, но для мудрецов она была смыслом жизни. Ам а-арец крепко, двумя ногами стоял на земле, и духовности в его жизни было отведено почетное место. Талмид хахам жил, служа Творцу и его целью было постижение Воли Творца во всех деталях, дабы прилепиться ко Вс-вышнему. Сам факт существования талмид хахама где-то по соседству становился для ам а-ареца упреком, обвинением: ведь получается, что ам а-арец - какой-то неправильный еврей, если есть вот этот, другой еврей – такой весь из себя святой. Естественно, это провоцировало защитную реакцию ам а-ареца. Он начинал обвинять талмид хахама в ханжестве, в том, что тот лишь прикидывается хорошим, а на самом деле он не более чем двуличный дармоед. Был и другой вариант – насмехаться, записывать мудрецов в категорию «странненьких», обиженных Б-гом людей.

 

Светские против религиозных

В наше время мы наблюдаем несомненно иную картину конфликтов и расколов внутри еврейского народа, однако в ней есть определенное сходство с той ситуацией, в которой оказался наш народ два тысячелетия назад. Несмотря на то, что евреев можно классифицировать по различным параметрам, выделив в их среде великое множество групп и подгрупп, для прояснения нашей темы можно условно разделить наш народ на 3 основные категории: евреи, которые соблюдают заповеди, евреи, которые не соблюдают Тору, но идентифицируют себя как несомненную часть еврейского народа, в какой-то степени активную. Они проявляют себя в различного рода сферах, которые как-то связаны с условной «еврейской идеей»: Израиль, еврейская «культура», может быть даже соблюдение отдельных заповедей, воспринимаемых скорее как обычай… Третья категория – полностью ассимилированные евреи, которые являются евреями лишь номинально. К ней относится множество людей, которые, увы, даже не знают о том, что они евреи.

Большинство светских евреев в государстве Израиль относится ко второй категории. Однако не только в Израиле, но и в крупных городах США и Европы, где существуют большие еврейские общины, возникает антагонизм между евреями соблюдающими и несоблюдающими, подобный тому, который существовал в древности между невеждами и знатоками Торы. Отношение светских евреев к религиозным тем негативнее, чем больше вокруг религиозных, подобно нееврейскому антисемитизму, который обычно сильнее там, где живет много евреев, и слабее там, где их почти нет.

Я вовсе не хочу сказать, что все светские поголовно ненавидят религиозных – разумеется, это далеко не так. Но тем не менее, факт состоит в том, что многие соблюдающие евреи довольно часто сталкиваются с бытовым еврейским антисемитизмом.

В Израиле я работаю в иерусалимском районе Гиват Царфатит, там же проживают со своими семьями некоторые из моих детей. Поскольку мои дети росли в харедимном районе, они практически не сталкивались в быту, в повседневной жизни со светскими людьми, и уж тем более со «светским большинством». Но в Гиват Царфатит все наоборот – это светский район, в котором только начинают селиться религиозные: община растет, но пока что соблюдающих там очень мало и они все друг друга знают. В магазине и на улице мне часто приходится ловить на себе недоброжелательные взгляды, и несмотря на то, что район населяют не только евреи – там живет довольно много арабов и этот район далеко не самый безопасный в городе - активисты органов местного самоуправления говорят в присутствии немногочисленных религиозных не об опасности, исходящей от арабов, а об ужасе нашествия харедим.

 

Европейский антисемитизм

В современной европейской культуре антисемитизм критикуется как некий порок, аберрация сознания, которую объясняют предрассудками, социальными факторами и экономическими причинами. Но на самом деле корень европейского антисемитизма лежит в самой сути отношения христианского мира к евреям, которые отказывались принимать христианство. В предыдущих статьях мы уже обращали внимание на то, что евреи, которые все же принимали христианство, бесследно растворялись, утрачивали свою идентичность. Лишь те, которые вопреки давлению продолжали придерживаться еврейской традиции, сумели уцелеть как евреи, сохранить память поколений - это общеизвестный факт. Нежелание упрямцев отдаться на милость "победителей", стремившихся монополизировать область духовного, не могло, наверное, не вызывать у тех самую жгучую ненависть: ведь евреи, по сути, продолжали жить так, как будто нет никакого христианства, как будто к ним это учение не имеет отношения. Т.е. ненависть христиан к евреям понятна, она в каком-то смысле «оправдана». Но что произошло с европейским антисемитизмом в новейший исторический период, в просвещенной секулярной Европе, где принятие христианской догматики уже не является чем-то безусловно необходимым для того, чтобы считаться человеком? Антисемитизм никуда не делся, просто теперь он называется иначе. Например, "антисионизм".

Впрочем, менять вывеску не обязательно: есть те, кому вполне нравится и старая. Многие из них трактуют еврейскую историю совершенно не так, как было принято еще двести лет тому назад. Долгое время евреи «ветхозаветного» периода признавались «некогда Б-гоизбранным народом», а Иудейское царство времен правления Давида и Шломо рассматривалось европейскими теоретиками государства и права как эталон, как идеальное государство. Теперь все чаще говорится о том, что еврейская Библия придумана людьми (т.е. является обманом), что вера в Б-га и Его Тору не имеет под собой никаких логических оснований - то ли это плод дебильного фанатизма, то ли изощренная подделка под «истинную традицию» (поклонение силам природы и языческим божествам). Дальше начинаются версии появления евреев: может быть это анти-люди, родом с южного материка Гондвана, ведущие свою подлую войну против гиперборейцев - нордической расы выходцев из Арктогеи, а может евреи – это продукт смешения людей и рептилоидов из других миров, принимающих человеческое обличье и порабощающих нашу планету1.

Вообще, это очень характерная черта, роднящая еврейский антисемитизм с нееврейским - представление о религиозных евреях как о «не-людях», принадлежащих к какому-то другому миру2. В израильской прессе постоянно муссируются слухи о том, что выпускники ешив не имеют образования в области физики и химии и вообще малограмотны во всем, кроме Торы, что «досы» - это паразиты на теле общества. При этом замалчивается тот неудобный факт, что все больший процент светского населения по каким-то непонятным причинам остается малообразованным не только в Торе, но и во всех областях знания (существует статистика, согласно которой только 50% учителей математики, работающих сегодня в израильских школах, закончили ВУЗ), что множество светских людей, по самым разным причинам, а то и в отсутствие каких-либо причин, не работает, не платит налоги и не служит в армии. Аналогичным образом, европейские евреи являлись важнейшим элементом в развитии экономики, науки и культуры стран пребывания, но при этом обвинялись антисемитами в развале, разграблении, саботаже, шпионаже и прочем вредительстве. Быть может, кому-то кажется, что это ничем не похоже на претензии, предъявляемые к религиозным в Израиле, потому что религиозное население состоит не из Эйнштейнов и Ротшильдов, не создает прибавочную стоимость, не защищает страну и не двигает науку за горизонт, но не стоит забывать, что духовность Торы всегда, и в наше время в не меньшей степени, чем в Храмовую эру, остается стержневой идеей для еврейского народа, для еврейского национального самосознания, поэтому отрицание роли религиозных евреев в обеспечении существования всего нашего народа выглядит по меньшей мере странно. И более того, в наших книгах написано, что города защищают праведники - евреи, верные Союзу со Вс-вышним. Они защищают всех может быть даже в большей степени, чем это делает армия. Во времена Талмуда мудрецы Торы не платили налоги, не участвовали в сборах на содержание стражи и укрепление городских ворот, потому что всем было понятно, что своим присутствием в городе они защищают город.

 

Современный еврейский антисемитизм

Глубокие социально-политические изменения, которые происходили в Европе, привели к появлению «нового человека», который отрицает Б-га. Усиливавшийся антагонизм по отношению к религии отразился и на еврейском обществе. Молодежь эмансипировалась, политизировалась и массово уходила от Торы в различные «измы», вслед за ней на выход из общины потянулись люди среднего возраста. Религиозный человек стал объектом насмешек и презрения. Один из величайших раввинов, выходцев из Польши, чья молодость пришлась на самое начало прошлого века, вспоминал, как учась ешиве он мечтал о том, что ему удастся жениться на какой-нибудь девушке без серьезных физических изъянов (не хромой и не горбатой) потому что выпускники ешив в качестве женихов абсолютно не котировались. "Исты" обвиняли религиозных не только в том, что они недостаточно порядочны, и не столько в том, что они паразиты (дармоедами тогда считали только "профессиональных" раввинов, однако недолюбливали или активно ненавидели уже всех религиозных без разбору, вне зависимости от рода их экономической деятельности) - соблюдающих обвиняли в местечковом шовинизме (или шовинистической местечковости), в темноте и замшелости, в том, что они стоят на пути прогресса и просвещения. Т.е. по сути основной проблемой было упорное сопротивление стремительно сокращавшейся соблюдающей части нашего народа желанию быстро увеличивавшейся светской части «быть как все народы», жить в свое удовольствие, без оглядки на Тору и ее заповеди. Сегодня проблема обострилась, потому что и в Израиле, и в диаспоре религиозные евреи рожают больше детей, чем светские, и кроме того, ежегодно какие-то светские люди возвращаются к Торе, т.е. динамика обратная. Соблюдающие евреи оказывают все большее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства Израиль, неуклонно растет их роль в экономических отношениях, поэтому появление темы "борьбы с религиозным засильем" было предопределено.

Еврейские антисемиты «успешно конкурируют» со своими европейскими коллегами. На крупнейших израильских информационных ресурсах постоянно появляются статьи и колонки тель-авивских антиклерикалов - поборников свободы и равноправия, которые бездоказательно атакуют и высмеивают не только религиозное общество, раввинов и алаху – но и сам Танах. Снимаются восторженные телесюжеты о выходцах из «ультрарелигиозных» кругов, которые перестали соблюдать заповеди. Это тем более удивительно и парадоксально, что критики традиции стоят на платформе просвещенного европейства, а вся европейская этика, в свою очередь, основана на Танахе.

Сущность ненависти, согласно Мальбиму ("Кармель"), состоит в том, что один человек не приемлет другого в такой степени, что не может терпеть его существование. Мудрецы «нанизывают» две ненависти - народов к евреям и амей а-арцот к талмидей хахамим - на один стержень: пока евреи называются евреями, на них «лежит» Имя Вс-вышнего. Это подразумевает определенную задачу, которая на них возложена: ненависть одних евреев к другим связана с тем, что первые, в отличие от вторых, не готовы эту задачу выполнять. С помощью той же самой идеи легко объясняется и то, почему сегодня многие светские ненавидят религиозных и вместо диалога предпочитают, по выражению рава Шимшона Давида Пинкуса, «сверлить дыру в днище нашего общего корабля».

 

Ненависть и вражда

Ненависть отличается от вражды. Люди, между которыми возникла вражда, не обязательно ненавидят друг друга. Ненависть может подразумевать, в числе прочего, и вражду, но это не обязательное условие. Обычно люди, между которыми есть конфликт, контактируют друг с другом, им есть что делить, поэтому вражда лечится размежеванием, но настоящая ненависть не лечится ничем. Ненависть народов мира по отношению к народу Израиля, равно как и ненависть светской части народа Израиля к религиозной его части, на самом деле, не связана с каким-то политическим или социальным конфликтом, хотя его упорно пытаются сюда «пришить». С бытовой точки зрения эта ненависть беспочвенна и алогична, но это неважно, ведь на самом деле, весь конфликт крутился и крутится вокруг самой сути вещей, вокруг смысла человеческого существования: даже при тяжелом положении еврейского народа избранность Вс-вышним является самой главной ценностью – предметом зависти, оспаривания и ненависти. И хотя каждый нееврей может стать евреем, а каждый еврей может удостоиться «короны Торы», ненависть не проходит.

Антисемитизм долго тлеет, прежде чем вспыхнуть по-настоящему: каждому мощному всплеску антисемитизма в истории предшествовал период вызревания, который требует времени. Антисемитизм подобен преющему торфу в болоте, легкому дымку над спящим вулканом – внешне все выглядит довольно мирно и спокойно, но если копнуть поглубже, то станет ясно, насколько обманчива картина. Многим из нас приходилось внезапно, спустя годы общения с человеком, слышать от него какую-то фразу, нечто такое, что переворачивало наше представление о том, которого мы еще минуту назад считали своим лучшим другом: «Да он же антисемит! Кто бы мог подумать?» К сожалению, нечто очень похожее иногда приходится наблюдать и со стороны некоторых наших светских еврейских друзей: в разговоре с соблюдающим человеком они могут позволить себе по-дружески пренебрежительно отзываться о Торе, насмехаться над раввинами, вдруг, буквально на мгновение, продемонстрировать полное отсутствие уважения к тому, что собеседник считает правильным и истинным. Как известно, лучший способ защиты – это нападение, поэтому такие поведенческие особенности многих наших несоблюдающих братьев понятны и естественны.

В отличие от вражды, ненависть не обязательно должна быть обоюдной. «Эйсав ненавидит Яакова», но Яаков не испытывает ненависти к Эйсаву. Евреи не испытывают ненависти к тем, кто ненавидит их. Соблюдающие евреи не относятся с ненавистью к светским и никогда не отвечают симметрично на их нападки, атаки и обвинения. Они продолжают постигать волю Творца, растить детей в духе Торы – в общем, тянут лямку служения, не только за себя, но и за «того парня».

Любопытно, что авторы различных конспирологических теорий и их поклонники не просто демонизируют религиозных евреев, а глубоко убеждены, что ассимилированных евреев не существует – все евреи, независимо от своих духовных и политических предпочтений, так или иначе служат своему кровожадному ложному богу. Другими словами, ненависть европейских антисемитов к евреям, «присвоившим» себе духовную исключительность, Б-гоизбранность, напоминает светской части народа Израиля кто такие евреи, в чем их предназначение – напоминает им все то, о чем они предпочли бы забыть.
Отнесем сюда же популярную в определенных исламских кругах фетву, согласно которой Аллах превратил евреев в обезьян, а тех, в свою очередь, в свиней и поклонников Шайтана.

27.10.2015 09:31

Иерусалимский Храм является темой многочисленных книг, статей, уроков и песен. Мы постоянно упоминаем о разрушении и просим о восстановлении Храма в молитвах. Мы постимся из-за того, что Храма все еще нет. Перед трапезой с хлебом мы омываем руки, чтобы коэны, предки которых служили в Храме, не забыли о том, что во времена Храма коэны обязаны были очищаться перед службой, омывая руки и ноги. В еврейских домах оставляют непобеленный участок стены, постоянно напоминающий о разрушенном Храме. Жениху перед хупой посыпают голову пеплом, а стоя под хупой он разбивает бокал - все это тоже в память о Храме. Человеку извне, даже вкусившему сладость Торы, бывает сложно понять, почему Иерусалимский Храм и тот факт, что он разрушен, играют в нашей традиции такую непомерную, гипертрофированную роль. Тем не менее, переоценить значение Храма невозможно.

Когда-то наши предки жили в постоянном окружении чудес, ведь у них был Храм, в котором отменялись привычные «законы природы». Мишна в трактате «Авот» (5:5) сообщает нам о десяти чудесах, постоянно происходивших в Храме. Никогда ни у одной женщины, приходившей в Храм, не случалось выкидыша от запаха мяса жертв. Это мясо никогда не портилось. Там, где его разделывают, никогда не видели ни одной мухи. У первосвященника не случалось семяизвержения в Йом Кипур (что потребовало бы срочной его замены из-за непригодности к служению). Дожди ни разу не погасили костер на жертвеннике. Дым всегда поднимался от жертвенника вертикально вверх, какой бы сильный ни был ветер. Хлебные приношения никогда не портились. В Праздники люди (несколько сотен тысяч человек!!!) каким-то образом помещались на храмовой территории, стояли там в тесноте, но всем всегда хватало места для поклона. Змеи и скорпионы и сейчас встречаются в Йерушалаиме, а тогда водились в избытке, однако не причиняли никому вреда.

Люди, остановившись на ночлег в городе, не жаловались на тесноту и скученность, несмотря на то, что чуть ли не все мужское население Иудеи приходило в Йерушалаим на праздники Песах, Шавуот и Суккот. А еще среди евреев встречались особые люди - величайшие праведники, удостоившиеся дара пророчества: к этим людям можно было прийти и задать вопрос, чтобы получить ответ, продиктованный Небесами. Это означает, что у евреев были не только свидетельства присутствия Всевышнего в их среде - у них был канал двусторонней связи с Ним. Для нас все вышеперечисленное - открытые чудеса. Для наших предков это было частью той действительности, в которой они жили. Все изменилось, когда был разрушен Храм: чудес сразу стало меньше и они перешли в скрытую плоскость. По всему Талмуду мы встречаем высказывания наших мудрецов, в которых речь идет о последствиях разрушения Храма. Посредством этих высказываний они объясняют нам, что мы на самом деле потеряли. Мы рассмотрим лишь две цитаты.

1. «Сказал раби Йоханан: «С тех пор, как был разрушен Храм, пророческий дар был отобран от пророков и передан сумасшедшим и детям»» («Бава Батра» 12б). Маарша1 в своем комментарии пишет, что данное высказывание не может относиться к эпохе, наступившей после разрушения Второго Храма, как можно было бы подумать, поскольку мы знаем, что последние пророки покинули этот мир в самом начале эпохи Второго Храма, и значит, на протяжении почти что 400 лет, вплоть до его разрушения, никакого пророчества в Израиле уже не было. Следовательно, раби Йоханан говорит о разрушении Первого Храма, а то, что в течение последующих семидесяти лет изгнания и в самом начале эпохи Второго Храма еще было пророчество - это, по сути, отголоски пророческой эры, фактически завершившейся с разрушением Первого Храма. Далее Маарша добавляет важную, новую деталь: оказывается, пророческие озарения сумасшедших и детей исходят не от Вс-вышнего и даже не от Его ангелов, а от демонических сущностей. Некоторые комментаторы увидели в этих словах попытку связать процитированный отрывок с другой гемарой, приведенной в трактате «Брахот» (55б), где речь идет о различных источниках сновидений, в частности о том, что бывают сны, посылаемые Небесами, а есть, наоборот, получаемые от демонов, и это ложные сны, о чем сказал пророк: «…и сновидения ложные рассказывают» (Захария 10:2). Тезис о демоническом источнике пророчества, который выдвинул Маарша, вызвал затруднения у автора книги «Торат Хаим»: по логике вещей, пророчество детей и сумасшедших, исходящее от демонов, является ложью, как и сны, получаемые из того же источника, однако из нашей гемары следует, что пророчество сумасшедших и детей является самым что ни на есть продолжением того пророчества, которого удостаивались пророки Израиля: сама гемара приводит примеры истинных, сбывшихся пророчеств сумасшедших и детей.

В наших книгах предложено несколько вариантов, позволяющих снять противоречие между тем, что написал Маарша, и тем, что, как пишет автор «Торат Хаим», очевидным образом следует из самого текста нашей гемары. Можно предположить, что Маарша, на самом деле, не ставит пророчество и сновидение в один семантический ряд, считая их явлениями разного порядка. Т.е. он не согласен, что пророчество подчиняется абсолютно тем же законам, что и сновидение, а значит лживость сновидений, посылаемых демонами, никак не влияет на степень истинности пророчеств, которые они открывают детям и сумасшедшим. Можно сказать, что сами пророчества отличаются друг от друга по уровню и степени, и, вполне возможно, по источнику. Или соотнести обсуждаемое высказывание раби Йоханана с написанным на предыдущей странице: там гемара сообщает, что иногда то, что говорят мудрецы - это тоже пророчество: праведный талмид хахам может сделать некое утверждение и по прошествии времени истинность сказанного подтвердится. Если так, то вполне возможно, что речь опять же идет о различных уровнях пророческого откровения, а главная новость состоит в том, что какието крупицы пророчества сохранились даже после разрушения Храма, и они достались не только мудрецам Торы, но даже детям - т.е. тем, кто, с т.з. еврейского закона не обладает еще полноценным сознанием, и сумасшедшим, которые, конечно же, меньше всех годятся в пророки.

2. «Сказал раби Хия бар Ами со слов Улы: «Со дня разрушения Храма нет у Святого, Благословен Он, в мире [места], кроме четырех локтей алахи»» («Брахот» 8а). Четыре локтя - это минимальное место, которое занимает человек согласно алахе. Раньше Шхина - Б-жественное Присутствие - пребывала в Храме. Теперь вместо Храма, в котором пространство растягивалось, есть лишь та минимальная территория, о которой еврейский закон говорит как о еще принимаемой в расчет. Раби Хия бар Ами говорит о том, что у Всевышнего остались в этом мире лишь четыре локтя этого самого еврейского закона - алахи. Его слова - не абстракция, не красивый образ, а конкретное утверждение: Б-г вытеснен из «нормальной жизни» туда, где еще занимаются Его Торой. Без истинных пророков, без Храма, в котором чудеса казались чем-то естественным, мир быстро погрузился в духовную тьму, но продолжал двигаться по инерции. Однако силе инерции свойственно слабеть, и в какой-то момент она ослабла совсем. Лет 250 тому назад веру в Б-жественное провидение - в тот неоспоримый для соблюдающего еврея факт, что ничего в этом мире не может произойти, не будь на то Воли Творца - начала теснить вера в человека, который, по сути, сам стал кем-то вроде бога: не только пламенные марксисты, но и люди более консервативные, предпочитающие классовой борьбе бокс по телевизору, приняли идею необратимости прогресса и неуклонного развития человеческого общества в сторону реализации идеалов гуманизма, в сторону всеобщего благоденствия и процветания. Для евреев последствия такого разворота оказались поистине катастрофическими. Отношения с Б-гом Израиля утратили для сынов Израиля былую остроту и важность. Этими отношениями перестали дорожить. Из самого центра еврейской картины мироздания Б-г был вытеснен подальше на обочину: помимо радикального варианта с быстрым сбрасыванием с себя ярма Торы и заповедей появились и гибридные формы как бы еврейского существования, которые один мой знакомый даже ранжировал: «шабатние евреи» (которые как-то, рудиментарно «отмечают» Субботу), «йом-кипурные евреи» (приходящие в синагогу раз в год), «пасхальные евреи» (никуда не приходящие даже на Йом Кипур, не соблюдающие пост в этот день, но все же покупающие мацу перед Песахом) и прочая, и прочая. Но по мере приближения к «светлому будущему» выяснилось, что со всеобщим процветанием все не так гладко, как представлялось ранее. И дело не только в тотальной ревизии морали и нравственности, которую мы сегодня наблюдаем, и не в том, что нынешняя «арабская весна» неожиданно обернулась кровавой баней и беженцами, штурмующими сытую, но немного беспомощную Европу, а в том, что вдруг стало понятно: без Б-га люди не приобретают, а, наоборот, теряют уверенность в себе. Внешне все может выглядеть благополучно, но где-то там, глубоко под маской, прячется одинокий человек, который чувствует себя беззащитным и слабым в сложном, несправедливом мире, в котором ему выпало жить. Поддержание привычного уровня жизни и своевременные выплаты по ипотеке в условиях экономического кризиса, перебранки с женой, любовь к которой практически угасла, растущие дети, которых все труднее понимать - в какой-то момент хрупкость собственной «раковины» становится буквально осязаемой.

«Мы сейчас живем в мире, где властвуют информационные симулякры - искусственно созданные образы действительности», - утверждает профессор ГУ ВШЭ Иосиф Дзялошинский. - «С помощью телевидения и правильно расставленных пропагандистских штампов нам могут показать ложную реальность, в которой средствами специальных медиатехнологий, например, вполне нормальные люди будут изображены подонками и мерзавцами. Проблема в том, что по большинству этих сюжетов трудно понять, обманывают нас или говорят правду. Если раньше человек имел практический жизненный опыт и мог защитить себя от этих виртуальных образов, то теперь картина мира большинства людей формируется в основном масс-медиа, которые и являются главными источниками этих самых образов. Проверить их достоверность практически невозможно… Сознание человека так устроено, что ему трудно постоянно защищаться от тотальной лжи… Поскольку информационные симулякры вклеиваются в сознание, они создают искаженную действительность, которую человек воспринимает как настоящую. Раз поверив, отказаться от подобного восприятия реальности очень сложно. Поэтому зачастую люди готовы поддерживать явную ложь и абсолютную подлость, лишь бы не испытывать тяжелого психологического дискомфорта, который неизбежно следует за крушением собственной (пусть и ложной) картины мира. Если в прошлом люди старались следовать девизу «быть, а не казаться», то современному человеку больше подходит фраза «казаться, чтобы быть». В нынешнем обществе как никогда важно инсценировать определенные социальные роли, которые не всегда совпадают с реальными устремлениями индивида». Лекарство от этой болезни давно известно. Царь Шломо, мудрейший из людей, написал о нем так: «Сын мой, храни заповедь отца твоего, и не оставляй Тору матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твоем, обвяжи ими шею твою. Когда пойдешь, [Тора] будет направлять тебя; когда ляжешь [спать] - будет охранять тебя, и когда пробудишься, будет беседовать с тобою, ибо заповедь - светильник, а Тора - свет, и дорога жизни - назидание» (Мишлей 6:20-23).

Тора - это свет, разгоняющий тьму, а источником света является «заповедь отца» - исполнение алахи. А что такое «Тора матери»? Рав Моше Шапиро объясняет, что «Тора матери» - это воспитание, которое раньше играло у евреев важнейшую роль - даже большую, чем непосредственно обучение Торе, поскольку мы знаем, что в эпоху Первого Храма еще не было наемных учителей, и «у кого был отец - обучал его Торе, а у кого не было - тот не учил Тору» («Бава Батра» 21а), но еврейская мама, которая постоянно воспитывала и наставляла детей, прививала им важнейшие еврейские качества - учила их проявлять милосердие, быть стыдливыми и творить добрые дела. Это воспитание - ключ к истинной мудрости, недостижимой посредством одного лишь накопления знаний. К сожалению, и у евреев, в том числе соблюдающих, сфера воспитания оказалась подвержена эрозии, коррозии и тяжелейшему кризису. Обладателей трех качеств, которыми всегда славился народ Израиля, с годами становится все сложнее встретить. Но все же есть в нашем народе и сегодня те, в ком эти прекрасные качества проявлены в полной мере. Итак, воспитание - это фундамент соблюдения, исполнения Воли Творца. Храма нет, пророчество ушло, но и Храм, и пророчество остались в наших книгах, и эти книги доступны. Любой человек может прийти и не просто прикоснуться к ним, а научиться чувствовать их пульс.

Духовные усилия тех, кто занят Торой, складываются в силу, меняющую окружающий мир. Те, кто посвятил себя Торе и служению Б-гу, видят то, чего не видят другие, блуждающие в египетской тьме и тумане симулякров. Лишь «воцарив» Всевышнего над собой, признав Его власть, мы превратим народ Израиля в то, чем он должен быть - в народ святой, в царство священников - с Храмом, пророчеством и всеми необходимыми атрибутами.

1 Раби Шмуэль Элиэзер бар Йеуда а-Леви Эйдельс (1555-1631), известный как Маарша (морейну а-рав (наставник наш, учитель) Шмуэль Эйдельс) - великий законоучитель и комментатор Талмуда, раввин г.Хелма, один из руководителей «Ваада Четырех Земель».

 

(Статья впервые опубликована в журнале "Мир Торы" №42)

02.09.2012 15:19

Шавуа тов, уважаемые читатели!

Журнал "Мир Торы" начнет рассылаться и развозиться с этой недели.
Стоимость для Эрец Исраэль будет составлять 5 долларов, как в магазине Толдот.Ру. В первую очередь мы выполним заявки, поступившие на адрес gavriel.feldman@gmail.com. От тиража мало что осталось, поэтому советую поторопиться. 

Со дня на день выходит 2-й (34-й) номер журнала. Он стал еще толще (блок 144 страницы). Его тоже можно заказывать, по той же цене.

Я имею честь объявить, что к нам присоединились новые авторы - это раввины Ури Суперфин, Элияу Нахман Вугенфирер и хорошо известный читателям Толдот.Ру рав Яаков Доктор.

Скоро последуют и другие объявления. А пока Вашему вниманию предлагается статья рава Элияу Тавгера из номера 1 (33):


20.07.2012 10:29

 Дорогие читатели из Эрец Исраэль!
Спешу поделиться радостной новостью: "Мир Торы" добрался до Йерушалаима и начинает продаваться в Святой Земле на днях или раньше.

Его можно будет купить в Интернет-магазине "Толдот.Ру" или заказать у меня, написав на email gavriel.feldman@gmail.com, и я организую доставку.
25 шекелей и он ваш.

Ниже - содержание номера.

Шабат Шалом!

28.06.2012 10:51

Более чем продолжительная пауза в моем блоговедении не может быть оправдана ничем. Всякие там заботы-хлопоты и прочие важные дела не освобождают от ответственности (я это и сам нередко объясняю людям, которые в силу очень важных причин уклоняются от изучения Торы и общественно полезных дел, но других воспитывать – это одно, а вот себя…) И тем не менее, было одно дело, которое на протяжении последних двух месяцев поглощало максимум моего внимания и сил – журнал «Мир Торы», редакцию которого мне выпала честь возглавить. 

Журналу 9 лет и это, конечно, приличный возраст, но мы решились на «ребрендинг». Меняются дизайн (в сторону строгости и лаконичности), объем (теперь свыше 100 страниц) и периодичность (постараемся не реже шести раз в год). Акценты будут следующие:

- очень много алахи, и в том числе будем писать по тематике «Хошен Мишпат» (т.е. бизнес-алаха тоже будет, в большом количестве);

- философия;

- история еврейского мистицизма;

- мировоззрение

- воспитание детей и семейные отношения.

Наша задача состоит в том, чтобы «Мир Торы» перестал быть просто «умным еврейским журналом для «русских», сделанным на коленке», и превратился в серьезный альманах больших текстов. И эти тексты должны быть понятны и, надеюсь, интересны не только баалей тшува со стажем, но и светскому, не искушенному в иудейской премудрости читателю. Нам хочется, чтобы и через десять лет после выхода номер не утратил своей ценности. Поэтому журнал практически лишен видимых связей с политической актуалией и текущим моментом вообще. Мы больше не являемся «чисто московским» журналом - начинаем распространять его по всему русскоязычному еврейскому миру.

Новый номер "Мира Торы", сделанный в соответствии с вышеизложенными концепцией, вышел сегодня, 8 Тамуза 5772 (28.06.12) и у нас уже почти готов следующий.

 


В качестве авторов над этим номером работали рав Моше Лебель, рав Александр Айзенштат, рав Захария Матитьяу,  рав Александр Красильщиков, рав Цви Патлас, рав Шимон Соскин, рав Моше Аксельрод, рав Мордехай Кульвянский, рав Элияу Тавгер, рав Бенцион Меламед, рав Давид Канторович, рабанит Эстер Офенгенден. Мы публикуем переводы работ рава Цви Шпица, рава Шломо Вольбэ, рава Йеуды Фрумана. Некоторых из наших авторов Вы уже хорошо знаете по публикациям на «Толдоте». С остальными, уверен, стоит познакомиться.

У нас большие планы и сильный контент, поэтому журнал перестает быть бесплатным. Иначе ничего не получится. Знаю, что звучит… смело, особенно если учесть повальную халявность всего, что печатается в нашем секторе (кроме, разве что, книг) но я верю в продукт и отвечаю за его качество. 200р. в пересчете на русские деньги, без учета доставки, и он Ваш. По вопросу подписки обращайтесь лично ко мне: gavriel.feldman@gmail.com. В теме письма прошу писать слово «подписка».

А блоговедение свое я постараюсь сделать регулярным. Честно.

 

17.11.2011 05:24

В начале хочу попросить прощения за долгое отсутствие обновлений в блоге. За эти месяцы произошло много всего, но сама важная новость последнего времени - это рождение сына. Его обрезание стало темой отдельного постинга р.Авраама Коэна, за что ему особая благодарность.

А теперь о раве Ицхаке.

Пару дней назад водитель такси, услышав нашу русскую речь, предположил, что мы, наверное, должны были знать рава Ицхака Зильбера. Жена ответила, что знала рава Ицхака лично, а я сказал, что знаю, кто это, хоть никогда с равом не встречался.

Впервые я услышал о раве в конце 90-х от своего брата, по телефону. То немногое, что он рассказал, впечатляло, но я это воспринял как некие легенды. Потом я увидел рава Ицхака дома у родителей: на полке стояла фотография, на которой был запечатлен урок в ешиве «Торат Хаим», мой брат на этом снимке сидел рядом с каким-то старцем. «Это рав Ицхак Зильбер –  русский раввин, великий человек», - сказали родители.

Спустя год с небольшим после того, как рав Ицхак Зильбер зацаль покинул этот мир, я только начинал делать первые шаги по направлению к тшуве, проявлять первый робкий интерес. В декабре 2005 года я прочитал его книгу «Чтобы ты остался евреем», которую до сих пор считаю одной из сильнейших книг «прямого действия». Одна подруга нашей семьи как-то призналась, что лет шесть регулярно ходила в синагогу, но Шабат при этом не соблюдала. Никакие разговоры не помогали. А потом она прочитала книгу «Чтобы ты остался евреем» и сразу же начала пытаться соблюдать Шабат: «Мне стало стыдно, что рав Ицхак это делал даже в лагере, в невыносимых условиях, а у меня есть все условия, но всегда находятся какие-то отговорки».

 Допускаю, что некоторые мои читатели вполне могут быть в курсе нижеследующей истории, но все же приведу ее: для меня она новая, к тому же удостоился пообщаться с непосредственным участником.

«Это был удивительный человек, не похожий ни на кого, - сказал нам таксист. – Как-то раз он позвонил и заказал машину: Санедрия Мурхевет, 107 - там рав жил. Он сел в машину, я спросил его, куда ехать, а он сказал: «Покрутись по Йерушалаиму, и ровно через час привези меня обратно сюда, а пока мы будем ездить, я дам тебе урок по недельной главе. За эту поездку заплачу тебе 90 шекелей». Я стал отказываться, а он взял меня за руку, и сказал: «Шломо, я понимаю, что вы, таксисты, зачастую не идете на уроки Торы только потому, что гонитесь за пропитанием. Поэтому я хочу не только дать тебе урок, но и заплатить за твое время, чтобы ты не потерял в деньгах». Он дал мне несколько таких уроков, и я знаю еще целый ряд таксистов, которым он тоже давал урок по недельной главе, на тех же условиях. Помню, тогда еще думал: какое ему дело до меня? Ведь не может быть, чтобы ему не хватало учеников! Я как будто до сих пор чувствую тепло его руки. Он любил каждого еврея, старался помочь каждому».

Эта история о любви к Торе и народу Израиля. Это история о нашем современнике, который был начисто лишен гордыни и не строил расчетов. Рава Ицхака называли одним из 36 скрытых праведников, на которых стоит мир. Почему он скрытый праведник, если мы все знаем, что он праведник? Может быть потому, что постоянно выясняется что-то еще, чего мы не знали о раве Ицхаке.

10.08.2011 12:44

Вчера мы оплакивали наш Храм, не понимая до конца, что мы потеряли. Полный текст

20.06.2011 05:41

 На прошлой неделе я побывал на лекции Джимми Уэйлса, вызвавшей в нашем городе определенный ажиотаж, а для меня представлявшей большой профессиональный интерес (с недавних пор я совмещаю учебу в ешиве и работу в СМИ). Мистер Уэйлс – симпатичный, интеллигентный мужчина, борец за свободный интернет, который стал известен на весь мир как отец-основатель Википедии.

Полный текст
Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+