Белье раввина, вино из Венгрии и золотые часы с кукушкой21 марта 2012 года, 10:17 На ту же тему, что вчера про Шерлока Холмса. С урока "Вернуть заимствованное". Очень стародавняя история[1], варшавская. Две женщины принесли белье прачке – каждая свое. (А меток тогда не пришивали, потому что каждый свое белье помнил, да и прачка ни разу не ошиблась.) Так вот, никто из нас не знает, что его ждет. Короче, прежде чем эти женщины свое белье забрали постиранным, прачка взяла и померла. Пришли они забирать свое белье. А оно сложено отдельной стопкой. Одна из этих двух показывает на стопку, говорит: все мое. Читать дальше |
Шерлок Холмс отдыхает20 марта 2012 года, 06:58 Вдруг с утра обнаружился новый сценарий моей жизни, по которому завтра я в Киеве. Снова. А это означает, что нет времени на вдумчивое и неспешное составление новых постов в блоге. Берем, что есть. На этот раз – о том, как наши евреи спокойно пользовались дедуктивным методом Шерлока за сто лет до Холмса. Читать дальше |
127 лет и 127 стран. Плюс ответ16 марта 2012 года, 12:34 Замечено не мной одним, что после Пурима становится ясно, зачем Пурим приходил, а после Хануки – зачем она была[1]. Так происходит, впрочем, со всеми праздниками, постами, субботами и прочими маркерами еврейского времени. Просто в Пурим и на Хануку сие явление наблюдается более открытым, что ли, образом. Или же мне так кажется. Короче, есть шикарный отрывок из Мидраш-Раба (на раздел Ноах, 3), где написано: "Сидел раби Акива и давал урок. Все задремали. Чтобы их разбудить, мудрец сказал: "В силу какой заслуги царице Эстер было дано править 127 странами?" И ответил: "Так сказал Творец: Сара прожила 127 лет; теперь пусть придет Эстер, дочь ее дочерей, и будет править над 127 странами". Читать дальше |
Опасная браха14 марта 2012 года, 09:09 Лечу сегодня в Киев, в салоне полно народу, в том числе израильтяне, большинство направляются в Умань. И не только бреславские. И не только верующие. А среди них я – как белая ворона, просто в Киев, даже неловко. Зачем летят, можете не спрашивать. Мне год назад об этом сказал шофер иерусалимского такси, эталонный марокканец. Услышал по выговору, с каких неметчин я родом, спрашивает: руси? Отвечаю на чистом славянском: ну. Читать дальше |
"Спасение утопающих - дело цдаки самих утопающих"8 марта 2012 года, 03:01 Провел я блиц-опрос. Спрашивал, какая из четырех заповедей Пурима самая важная. Если отвечали по-русски – то указывали застолье. Если на иврите – то чтение Свитка. На английском или там немецком-швейцарском – зависит от времени суток и настроения. А ведь на самом деле это цдака. Помощь бедным. Теперь сижу с утра после чтения Свитка, перед застольем и решаю, какой выбрать рассказ для блога на тему пуримской цдаки. (Выбрать из уже готовых – потому что работать в Пурим лучше не.) Есть ровно пять. Первый из Мидраш-Танхума – про то, как ангела смерти накормили на свадьбе. Страшная вещь! Читать дальше |
"Надо простить, но не могу. Что делать?"6 марта 2012 года, 03:00 Сегодня очень короткая заметка, не больше страницы. Раби Ицхак Зильберштейн в своей книге (חשוקי חמד) привел такую историю. Одного студента колеля обидел другой человек. Очень обидел, сильно – так, что обиженный переживал несколько дней, чувствовал себя скверно, места себе не находил. Главное, что ни в чем не был виноват, просто угодил, что называется, под горячую руку. Причем все произошло на глазах других людей, что сделало боль еще сильней и невыносимей. Одним словом, страшное оскорбление – и, как его пережить, непонятно. И вот, на исходе третьего дня приходит от того обидчика письмо Читать дальше |
"Стоять перед входом в Счастье – и отказаться?"29 февраля 2012 года, 17:46 История рассказана на уроке "Следим за речью" (цикл "Еврейское поведение"), недельный раздел Тецавэ. Как всегда даю конспектом, потому что жалко ваше время. Записано со слов раби Шалома Швадрона. Вот что однажды произошло на Пурим в ешиве Радин. Студент ешивы, выпив чуть больше положенного, пришел к Хафец-Хаиму – а дело происходило в главном зале ешивы – и на виду у всех, громко и не стесняясь, попросил у раввина, чтобы тот пообещал ему – вот прямо здесь и сейчас, – что в Ган-Эден место этого молодого человека будет находиться рядом с местом Хафец-Хаима[1]. Читать дальше |
Вера и заземление. (По Изику Азимову)28 февраля 2012 года, 13:33 В цивилизации железных роботов важнейшей темой знания, воспитания и образования является Заземление. Поскольку сами роботы живут и движутся не силой пара, а исключительно под воздействием батарейного тока – больше всего в их среде ценится умение не разряжаться статическим электричеством на корпус ближнего своего. Ну и, конечно, считается среди них похвальным делом обзавестись индивидуальной системой сопротивления и непроводимости. Это тем более необходимо, если учесть, что далеко не все роботы – изоляторы. Именно тем их молодежь и занята по утрам, что сидит и учит на практике, как не врезать током по окружающим. Ибо тока в каждом из них немерено, и он многоватен, а поэтому может запросто спалить самых незаземленных экземпляров, которые подвернулись под манипулятор. Читать дальше |
Есть Способ!24 февраля 2012 года, 02:29 Многие знают, что однажды, в относительно недалеком будущем встанет конкретный еврей перед Судом – и его спросят: "Что выучил из Торы?" Грозно спросят. И тут уже не отвертеться. (Кстати, женщину тоже спросят. Например: "Как помогала мужу учить Тору?") И это только первый вопрос Там. Ну, и как мы его пройдем? Как выдержим Тест? А ведь есть Способ! Даже для тех, кто Здесь учится "не очень". Читать дальше |
Лавина хороших дел21 февраля 2012 года, 16:57 Сегодня предлагаю простую, без всяких затей драшу, которая, тем не менее, кажется мне важной. Она была рассказана на уроке "Построить синагогу", записанном ровно год назад в цикле "Еврейское поведение" – на неделе, когда читался раздел Торы "Трума". Смотрите. Начало вроде обычное. Но из рассказа получаем вывод, важный для всех. Взято из воспоминаний известного польского раввина, раби Яакова Нафтали Зильберберга. Читать дальше |