Остаться со своими12 июня 2011 года, 15:56 Еще один рассказ о раби Койфмане. Кажется, последний из цикла. Рав Койфман – один из самых известных в Америке и Канаде меламедов. (Напомним, что меламед – это учитель в хедере, еврейской традиционной школе.) Если вам доведется побывать в какой-либо еврейской общине восточного побережья, спросите о раве Шмуэле Койфмане – его там везде знают. Нам истории о нем пересказал его сын, реб Меир, который в свое время переехал из Иерусалима в Торонто – тоже преподавать в хедере. Такая у них семейная профессия – учителя Торы. Итак, рассказ о мальчике по имени Пол (рав Койфан появится чуть позже). Читать дальше |
Про Одессу, колоду меда и надежду на Всевышнего6 июня 2011 года, 07:04 Ситуация не из самых определенных, т.е. ясных и понятных. Только что мне позвонили из Одессы – приглашают на Шавуот. А у меня сегодня вечером урок на Толдот в прямом эфире, объявления уже висят на всех площадях мира. Они или достанут мне авиабилет, и тогда урока на Толдот не будет (о, ужас!), или не достанут (жаль, конечно), но хотя бы урок проведем. Или – и урок пройдет, и полет состоится – но уже глубокой ночью. Тем временем сижу и лениво составляю материал для урока. Тема соответствует недельному разделу "Беаалотха". А именно: надейся на Всевышнего, и Он тебя прокормит. (Но и сам не плошай. Это и будет главной линией беседы – правильная пропорция между надеждой на небо и собственными усилиями.) А пока у меня на мониторе такой рассказ для урока. Читать дальше |
Ой, кончается неделя3 июня 2011 года, 08:21 Осталась пара часов, а я не написал свой второй пост. Хотя взялся писать по два каждую неделю. Так что восполняю и исправляюсь. В надежде, что сюда никто не придет до воскресенья. Блог закрыт. Все ушли на субботу! Читать дальше |
Грузите бочками!31 мая 2011 года, 09:44 Иногда человека надо не разгрузить, сняв с его плеч непосильную ношу (проблем, невзгод и просто усталости), а наоборот – нагрузить по полной (проблемами, новой задачей, серьезной ответственностью). И он будет вам век благодарен. Читать дальше |
Еще раз про Звулуна с Иссахаром26 мая 2011 года, 09:00 Общая мысль всего поста (вывод и результат): Звулун помогал Иссахару не потому, что они были братья, а наоборот: они были братья именно потому, что он ему помогал. Но о Звулуне с Иссахаром чуть позже. А сначала эпизод про одного перепуганного миллионера. Читать дальше |
33-й Омер21 мая 2011 года, 16:40 Праздничный йорцайт раби Шимона бен Йохай — Когда надо говорить спасибо, а когда следует воздержаться — Про богача Накдимона бен Гурьон — Про нас с вами. Праздничная годовщина смерти раби Шимона бен Йохай. Собственно, устраивать праздник в день своей смерти он попросил сам. Надо радоваться, если человек к последнему часу своей жизни завершает все то великое, для чего родился. Как следует из текстов, тайны Торы он удостоился раскрыть, когда пребывал в пещере, где скрывался от римских властей. А конфликт с ними у него вышел из-за доноса, согласно которому он-де скептически отозвался обо всем, что полезного сделали европейцы в Стране к тому времени: мощеные дороги, мосты и общественные бани (см. «Шабат» 33). И раз такую оценку их деятельности дал великий праведник, то, следовательно, таким является и мнение Творца (см. «Авода-Зара» 2). Осталось только выяснить — что это за оценка. Читать дальше |
Непедагогический прием17 мая 2011 года, 17:22 Герой рассказа – знаменитый талмудист, мудрец и праведник – раби Меир-Симха из Двинска (автор труда "Ор-Самэах"). Вот какую сцену с его участием увидел его ученик, рав Йосеф Саравский. Увидел и записал. Пришел он однажды к раввину – и что обнаружил? Рав танцует в компании трех людей – мальчика лет пяти и его родителей. Рав держит за руки ребенка и папу, а те держат за руки маму. И так ходят по кругу в кабинете рава, причем сам рав, человек давно не молодой, громко и радостно распевает какой-то нигун (традиционную мелодию). Ребенок и папа ему подпевают. Все, судя по лицам, счастливы, а больше всех доволен мальчик. Читать дальше |
Четыре анекдота (плюс три из комментов)14 мая 2011 года, 15:01 Нашел в своем архиве. Год примерно назад участвовал в доморощенном семинаре под названием "О природе смеха в иудаизме". Там, прямо посреди своего доклада, я привел ряд анекдотов, кои в свое время были любезно предоставлены мне моими друзьями со всего света – и уже опубликованы где надо. Так вот, почему не опубликовать их здесь? Читать дальше |
Семейство Берлиных8 мая 2011 года, 15:57 Ко мне обратились люди из России. Написали, что раз я пишу иногда про Анецива (так звали раби Нафтали Цви Берлина), то вот они как раз и есть его прямые потомки. Я спросил: прямо от раби Хаима (сына Нецива)? Они ответили: прямо от него. У меня есть соседи из этой династии. Сразу несколько раввинских семей, но все они происходят от остальных детей великого талмудиста, а не от раби Хаима. Буквально на днях разговаривал на эту тему с моим близким знакомым по синагоге – раби Яаковом Берлиным. Он ко всему прочему – внук раби Элияшева и (автоматически) правнук раби Арье Левина. Сказал, что с удовольствием поможет новоявленным родственникам определить свое место на генеалогическом дереве. Читать дальше |
Не расстраивай!6 мая 2011 года, 06:19 Рассказывают про авреха (ученика колеля, ешивы для женатых студентов), который получил предложение занять пост учителя в одном из учебных заведений Бней-Брака. Отказаться было трудно – да и не за чем. Тем более что обещали хорошие деньги. Пришел он советоваться к раву Шаху. Тот изучил вопрос и сказал, что не советует занимать это место. - Почему? Разве я не гожусь? Читать дальше |