Сказка на Хануку9 декабря 2009 года, 05:59 Вполне художественный рассказ. Где-то даже печатался. Но его читателей я еще не встречал. Когда армия Тухачевского в гражданскую смуту готовилась к своему бесславному походу на Варшаву, многие евреи из тех же мест тоже двинулись на запад. Ночами шли, связав жалкий скарб в узлы; тайком крались по проселкам, опасаясь близко выйти к большой дороге, где запросто можно было наткнуться на красный дозор, но и не теряя тракта из виду, а ко всему прочему еще и старательно обходя стороной каждую деревню, чтобы мужики не убили и не ограбили. Так, между двумя опасностями – дорогой и мужиками, и бежали, согнувшись, за проводником, который знал, где можно пересидеть днем, а с темнотой опять подняться и идти, идти, идти. Куда идти-то? Читать дальше |
Евреи и греки6 декабря 2009 года, 02:05 К статье, приведенной ниже, следует отнестись с творческим пониманием. Из нее не стоит делать обескураживающий вывод: дескать, тому, кто учит Тору, запрещено добавочно учить и другие предметы (физику, экономику и пр.). Отнюдь, нет! Опыт общин, следовавших совету раввина Шимшона-Рафаэля Ирша (rav Samson Raphael Hirsch; 20 июня 1808, Гамбург – 31 декабря 1888, Франкфурт-на-Майне), весьма плодотворен и поучителен: можно, оказывается, совмещать глубокое изучение Торы (и соблюдение ее заповедей) с серьезным освоением обычных университетских знаний. Раввины-профессоры продемонстрировали нам, что пагубен отнюдь не их опыт совмещения науки с Торой, а путь их оппонентов, так называемых просветителей – когда Тору подменяют, к Торе добавляют, чтобы нивелировать ее влияние на человека. Когда Торе противопоставляют науку – заявляя, что наука выше и предпочтительней. Читать дальше |
Резня в Шхеме3 декабря 2009 года, 02:37 Из цикла "Трудные места в Торе" Прежде чем перейти к истории, случившейся в Шхеме, когда два сына Яакова – Шимон и Леви – уничтожили все население города (см. недельный раздел Торы "Ваишлах"), укажем на одну прямую связь между нею и целым рядом аналогичных историй, имевших место с семьей Авраама в прошлом. Мы снова ссылаемся на эпизод с Сарой, которую силой взяли в дом фараона; эпизод с той же Сарой, опять-таки вопреки своей воле попавшей в дом Авимелеха; эпизод с Ривкой, которую тот же Авимелех взял у Ицхака, попытавшегося по следам отца выдать свою жену за сестру. И вот, наконец, случай с Диной. Читать дальше |
Ханука все ближе!23 ноября 2009 года, 03:14 Следующий материал — не столько пособие для учебы, сколько просто заметка. Что называется, вдруг вам пригодится. КОГДА ЭТО СЛУЧИЛОСЬ? Вопрос относится к событиям Хануки. Когда произошло еврейское восстание под руководством Макабим (Макавеев, или, если хотите, Хашмонеев)? Еще конкретнее: в каком году евреи освободили Иерусалим и приступили к очищению Храма? Короче говоря, какова дата события, известного нам как чудо с Менорой? Читать дальше |
Сила Эсава и сила Яакова21 ноября 2009 года, 09:46 Эта короткая драша «ходит» с одного семинара на другой, с лекции на лекцию, ее можно неожиданно услышать на уроке в ешиве или на переменке в хейдере из уст меламеда. И никто ни разу не привел ее источник. (Известно только, что рассказывается она на раздел Торы "Толдот".) Поэтому, если кто узнает, из какого комментария она к нам пришла, пусть сообщит мне – я буду ему очень благодарен. Читать дальше |
ХАНУКА-ШПИЛЬ10 ноября 2009 года, 07:38 историческая драма в пяти сценах ЦАРЬ ЭПИФАН И ЕГО КОМАНДА Роли: царь Эпифан, пять его министров. Сцена 1 Царь Эпифан сидит на троне, задумчиво жует огурец. Входит Первый министр. Первый министр: О, великий Эпифан! Позволь довести до сведения. Читать дальше |
Сара у Авимелеха7 ноября 2009 года, 18:56 Продолжаем тему "Трудные места в Торе". В прошлый раз мы говорили об Аврааме и Саре у фараона. Следующий пункт, где расказывается об Аврааме и Саре у Авимелеха (20-ая глава книги Берешит), можно было бы пропустить, поскольку, на первый взгляд, никаких новых особенностей с точки зрения обсуждаемой темы (правда и ложь в делах наших праотцев) тут не обнаруживается. Тем не менее, одну деталь рассказа о посещении нашими праотцами дворца Авимелеха стоит упомянуть, потому что именно эта деталь может помочь нам по-новому оценить ситуацию, в которой оказался Авраам. Читать дальше |
Гостеприимство (методическое пособие для учителя Торы)4 ноября 2009 года, 15:09 Серия "Тора и социальные роли: моральный аспект"
ЗАПОВЕДЬ ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ Прежде чем приступить к знакомству с самой заповедью – несколько вопросов для обсуждения. - Насколько оправдано наличие этой заповеди в комплексе законов, регулирующих отношения человека с другими людьми? Короче говоря, что она дает самому обществу? Что она дает тому, кто принимает гостей? - Приведите примеры, известные вам из Торы, на тему приема гостей? [1] Примеры, где показано "антигостеприимство" [2]? - Что собой представляет процесс приема гостей? Если бы вам была поручена роль законодателя, то что бы вы включили в эту заповедь? Читать дальше |
Сара у фараона2 ноября 2009 года, 16:46 Цикл: трудные места в Торе Действующие лица: Авраам, его жена Сара, фараон, где-то на заднем плане египтяне, главным образом администрация; присутствует еще племянник Авраама Лот, но о нем конкретно в этом эпизоде ничего не рассказывается. Место действия: Египет, дворец фараона. Место в Торе: глава 12-ая книги Берешит, стихи с десятого по двадцатый, последний в главе. Ровно 11 стихов, совсем немного. Экспозиция событий. Авраам вместе с женой появился в Египте, после того как в Стране Кенаан, куда ему приказал идти Всевышний, разразился голод. Аврааму в это время было семьдесят пять лет, его жене на десять лет меньше. Жители Египта, куда попали супруги, чистотой нравов не отличались. Отсюда – вся проблема. Читать дальше |
Наказание Лота1 ноября 2009 года, 15:38 Всем известная сцена: Лот со своей семьей бежит что есть мочи по голой степи из пылающего огнем города. За ним языки страшного пожара лижут черный купол перевернутого неба, перед ним кромешная тьма. А в спину раздается голос ангела: "Не оглядывайся назад и не останавливайся" (Берешит 19:17). Скажите, к кому этот голос ангела обращается? Понятно, к кому. К Лоту. А к остальным не обращается? Мол, никто не оглядывайтесь, бегите и спасайтесь, не задерживаясь. Можно ответить – или да, или нет. Если нет, то непонятно, почему дальше сказано: "Его жена оглянулась назад и превратилась в столб соли" (19:26). Получается, что ангел предостерег и ее тоже. А если ее не предостерег, то зачем наказал столбом? Читать дальше |