Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Семейство Берлиных

Отложить Отложено

Ко мне обратились люди из России. Написали, что раз я пишу иногда про Анецива (так звали раби Нафтали Цви Берлина), то вот они как раз и есть его прямые потомки. Я спросил: прямо от раби Хаима (сына Нецива)? Они ответили: прямо от него.

У меня есть соседи из этой династии. Сразу несколько раввинских семей, но все они происходят от остальных детей великого талмудиста, а не от раби Хаима.

Буквально на днях разговаривал на эту тему с моим близким знакомым по синагоге – раби Яаковом Берлиным. Он ко всему прочему – внук раби Элияшева и (автоматически) правнук раби Арье Левина. Сказал, что с удовольствием поможет новоявленным родственникам определить свое место на генеалогическом дереве.

И вот, по этому поводу он поведал мне рассказ про своих предков[1]раби Хаима Берлина и раби Арье Левина.

Рав Левин вспоминал, что в молодости у него был обычай накануне каждой субботы приходить к раби Хаиму, и они месте читали "Шир-Аширим". Когда доходили до слов (1:15): "Как ты красива, моя милая, как ты красива; твои глаза – голуби", раби Хаим всегда плакал.

Однажды рав Левин не выдержал и спросил о причине его слез. Раби Хаим рассказал, что, когда он был главным раввином Москвы, к нему пришел однажды человек, который выглядел неевреем – и по одежде, и по поведению. Попросил обрезать его только что родившегося сына.

Рав спросил, зачем ему это нужно. И тот ответил, что они с женой евреи и давно оставили Тору. Но вот, родился у них первый сын, и они не хотят его лишать выбора: если захочет вернуться к Торе – чтобы знал, что у него всегда есть такая возможность.

И, рассказав эту историю, раби Хаим продолжил:

В Талмуде ("Бава-Батра" 27-2) написано, что если найден птенец в радиусе 50 шагов от голубятни, то он, скорее всего, вывалился оттуда и его брать нельзя. Но, если расстояние до голубятни больше 50 шагов – он потерялся, а значит, никому не принадлежит, брать можно.

Птенец может уйти от гнезда только на расстояние, откуда он видит свое гнездо. Еврей в силах удалиться от еврейства только до той черты, откуда он все еще может вернуться к своему народу.

Поэтому еврейский народ и уподобляется голубю.

Это уподобление мы видим в "Песне Песен": "Ты красива, потому что у тебя глаза – как у голубей", т.е. ты всегда вернешься.

И в субботних песнях: "Субботний день нельзя забыть: …голубка нашла в нем покой, в нем отдохнут утомленные".

И в книге пророка Йоны, о котором сказано, что его звали Йона бен Амитай (от слова Эмэт, Правда), Голубь Правдивого. Пророк, как известно, – это опять-таки образ души еврейского народа. Еврей может удалиться от Творца далеко, но не настолько, чтобы окончательно потерять связь с Правдой.

Раби Хаим закончил так: а о правде мы знаем из самой Книги. Первые три слова – "Берешит бара Элоким" – заканчиваются на буквы, из которых составляется Эмэт. И последние три слова отрывка про Творение тоже заканчиваются на те же буквы: "(Ашер) бара Элоким лаасот".

** **

Если вы происходите от великих раввинов, пишите – могу (б/н) попытаться помочь в розыске иерусалимской родни!

 


 

[1] Потом оказалось, что этот рассказ приведен в книге рава Левинштейна про Йом-Кипур.

Теги: Мудрецы