Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души?

Темы: Философия, Душа, Каббала, Мистика, Раби Хаим Виталь, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Здравствуйте. Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души? Допустим, у Якоба Бёме можно прочитать: «Из этого можно ясно видеть, какой образ имеет душа, а именно шаровидный и круглый, наподобие Ока Божия, через которое проходит Крест, разделяя его на две части, как бы на два ока, которые стоят друг против друга…» Я встречал в еврейской философии только упоминание о частях души, как они взаимодействуют, но про форму ничего не нашёл, хотя было подозрение, что Бёме (христианский мистик) опирался на Каббалу.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Прежде, чем говорить о форме души, надо разобраться, в чем вообще заключается смысл материальных характеристик в приложении к духовным сущностям.

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала отметим, что, когда мы хотим говорить о явлениях в духовном мире, мы сталкиваемся с большой проблемой. Наш язык состоит из слов, которые описывают этот, материальный мир. И как таким языком описать духовные явления? Решение проблемы — использовать слова, описывающие материю, но понимать их не буквально. Пример этому, который часто приводится в книгах, — слова царя Давида (Тэилим 102:7): «Стал я похож на пеликана пустынного …» Понятно, что у Давида не выросли клюв и крылья. В чем же он «похож» на пеликана? Эта птица живет одна в пустыне, ее крик похож на плач. Так и Давид — одинок и с горечью взывает к Всевышнему. Вернемся к приведенному Вами примеру. Теперь нам легче будет понять, что «шарообразность» пространства, которое «как бы» свободно от Творца, означает: как все точки на поверхности шара равно удалены от центра, так и миры этого пространства будут получать Б-жественный свет в равной мере.

Это очень важно помнить при чтении любых текстов, описывающих духовные реалии. Так как иначе можно легко прийти к материализации духовности. А это уже искажение, «ересь». Поэтому практически все книги по Каббале для начинающих уделяют большое внимание прояснению этого момента.

Теперь по существу Вашего вопроса. Описаний, подобных тому, которое Вы привели, я не встречал. Действительно, обычно говорят о частях души и их взаимодействии. Единственное упоминание о форме души я нашел у раби Хаима Виталя в его книге «Врата святости». Он пишет: подобно тому, как портной шьет одежду, повторяя форму тела, так и тело, являясь одеянием души, повторяет его форму. То есть, подобно телу, состоящему из 248 органов и 365 вен и сухожилий, душа состоит из 248 духовных органов и 365 духовных вен и сухожилий. Кроме того, вероятно, в свете сказанного выше, можно предположить, что каббалистические книги не говорили о форме души, так как не было надобности уподоблять душу чему-либо, чтобы достичь понимания этих книг. Т. е., можно было обойтись без уподоблений

В заключение считаю своим долгом добавить, что Тора и слова мудрецов Талмуда истинны, слова мудрецов более поздних поколений прошли проверку в многочисленных дискуссиях, а если есть разногласия, то они известны. Таким образом, изучая еврейские традиционные источники, Вы точно идете верной дорогой. А что касается других источников, этого никто обещать не может. Если Вы интересуетесь философией с целью построить свое мировоззрение, мой Вам совет использовать проверенные «стройматериалы».

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).