Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души?

15 ноября, темы: Философия, Душа, Каббала, Мистика, Раби Хаим Виталь, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Здравствуйте. Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души? Допустим, у Якоба Бёме можно прочитать: «Из этого можно ясно видеть, какой образ имеет душа, а именно шаровидный и круглый, наподобие Ока Божия, через которое проходит Крест, разделяя его на две части, как бы на два ока, которые стоят друг против друга…» Я встречал в еврейской философии только упоминание о частях души, как они взаимодействуют, но про форму ничего не нашёл, хотя было подозрение, что Бёме (христианский мистик) опирался на Каббалу.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Прежде, чем говорить о форме души, надо разобраться, в чем вообще заключается смысл материальных характеристик в приложении к духовным сущностям.

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала отметим, что, когда мы хотим говорить о явлениях в духовном мире, мы сталкиваемся с большой проблемой. Наш язык состоит из слов, которые описывают этот, материальный мир. И как таким языком описать духовные явления? Решение проблемы — использовать слова, описывающие материю, но понимать их не буквально. Пример этому, который часто приводится в книгах, — слова царя Давида (Тэилим 102:7): «Стал я похож на пеликана пустынного …» Понятно, что у Давида не выросли клюв и крылья. В чем же он «похож» на пеликана? Эта птица живет одна в пустыне, ее крик похож на плач. Так и Давид — одинок и с горечью взывает к Всевышнему. Вернемся к приведенному Вами примеру. Теперь нам легче будет понять, что «шарообразность» пространства, которое «как бы» свободно от Творца, означает: как все точки на поверхности шара равно удалены от центра, так и миры этого пространства будут получать Б-жественный свет в равной мере.

Это очень важно помнить при чтении любых текстов, описывающих духовные реалии. Так как иначе можно легко прийти к материализации духовности. А это уже искажение, «ересь». Поэтому практически все книги по Каббале для начинающих уделяют большое внимание прояснению этого момента.

Теперь по существу Вашего вопроса. Описаний, подобных тому, которое Вы привели, я не встречал. Действительно, обычно говорят о частях души и их взаимодействии. Единственное упоминание о форме души я нашел у раби Хаима Виталя в его книге «Врата святости». Он пишет: подобно тому, как портной шьет одежду, повторяя форму тела, так и тело, являясь одеянием души, повторяет его форму. То есть, подобно телу, состоящему из 248 органов и 365 вен и сухожилий, душа состоит из 248 духовных органов и 365 духовных вен и сухожилий. Кроме того, вероятно, в свете сказанного выше, можно предположить, что каббалистические книги не говорили о форме души, так как не было надобности уподоблять душу чему-либо, чтобы достичь понимания этих книг. Т. е., можно было обойтись без уподоблений

В заключение считаю своим долгом добавить, что Тора и слова мудрецов Талмуда истинны, слова мудрецов более поздних поколений прошли проверку в многочисленных дискуссиях, а если есть разногласия, то они известны. Таким образом, изучая еврейские традиционные источники, Вы точно идете верной дорогой. А что касается других источников, этого никто обещать не может. Если Вы интересуетесь философией с целью построить свое мировоззрение, мой Вам совет использовать проверенные «стройматериалы».

С уважением, Менахем Эпель


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме