Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первая часть подразделяется на шесть врат. Первые — о силе вреда человеческого греха, связанного с заповедями.

Сказал юный Хаим, сын почтенного раби Йосефа Виталя, благословенна память праведника:

— Видел я праведников, которых мало, стремящихся подняться, — а лестница скрывается от их глаз. Они размышляли над книгами древних в поисках троп жизни — пути, по которому следует идти, — и дел, верша которые, поднимаешь душу к высшему источнику, соединяясь с Ним, благословен Он, ибо Он — вечное совершенство, — чтобы уподобиться пророкам, которые все дни их были близки к Создателю. И, благодаря этому единению, был с пророками дух святости, указывая, как достичь света, просветляющего их глаза возвышенными тайнами Торы, как говорил царь Давид, мир ему: «Открой глаза мои, и узрю чудеса Торы Твоей» (Теhилим 119:18), — и направляя на прямую дорогу, ведущую к населённому городу 1, приготовленному для них и для тех, кто возвышается.

А за пророками пришли «первые благочестивые», называемые прушим 2, они хотели следовать пророкам и уподобиться им, избегая человеческих путей в пещерах скал и пустынях. Были и такие, что, подобно путникам в пустыне, уединялись в своих домах. Дни и ночи они не прекращали славить Создателя занятиями Торой и песнями царя Давида, радующими сердце, так что их мысли в мощном стремлении соединялись с высшими светами. Они были последовательны в этом все дни их, и поэтому поднимались на уровень духа святости и непрерывно пророчествовали, как перевёл Онкелос: «и не прекратили» (Бемидбар 11:25).

И поскольку первые и вторые не похожи друг на друга, мы не понимаем их путей и образов служения: «Как служили эти святые Всевышнему, дабы и мы сделали так же?» 3 Поэтому измельчали сердца и мысли поколений, пришедших за ними, и исчезли владеющие святым духом. Они ушли на покой, а нас оставили вздыхать, жаждущих и голодных, так что люди отчаялись исследовать эту чудесную мудрость. И если найдутся «две-три песчинки на вершине» 4, одна на город и две на семью, [они] ищут воду и не находят! Ибо сокрылась любая возможность видений, из-за того что не описаны в книгах образы их 5 действий — как приблизиться к глубинам святости.

Были среди них такие, что силой Святых имён заклинали ангелов, надеялись на свет, а получили тьму! Поскольку это были очень низкие ангелы, исполняющие служение в этом мире 6, соединённые из добра и зла. Такие ангелы сами не постигают истину и высшие светá и могут открыть только вещи, сплетённые из добра и зла, истины и лжи и пустых вещей, подобно медицине и науке химии (знаний о том, как обратить серебро в золото, а олово и медь — в серебро), а также подобно действиям камей и заклинаниям. И они 7 тоже «были обмануты вином и введены в заблуждение пьянящим напитком» 8. Лучше бы их сердца обратились к изучению Торы и исполнению заповедей! Выучили бы «тем более» 9 из тех четырёх великих в Израиле, что вошли в ПаРДеС 10 и не спасся из них никто, кроме благочестивого старца — раби Акивы (Хагига 14б). Да и его хотели оттолкнуть ангелы-служители, и только благодаря помощи Всевышнего он «вошёл с миром и вышел с миром» (Там же). Хотя, конечно, они пытались достичь очень высоких ступеней, близких к пророчеству, поэтому подверглись опасности 11.

Поэтому дай нам Б-г удостоиться немного святого духа, подобно явлению Элияhу, доброй памяти, которого, как известно, удостоились многие; и подобно явлению душ праведников, как многократно упоминается в книге Тикуним 12 (Тикуней Зоhар 20:43, 23:69). Более того, даже в наше время видел я святых людей, которые удостоились всего этого. Также бывает, что собственная душа, просветлённая необычайно, является человеку и наставляет его на всех путях его.

Всё это пути доступные, достижимые и в наше время теми, кто достоин их. Однако необходимы большое умение различать и богатый опыт, дабы понять истину — может быть, «другой дух» был с ним? Всё это будет разъяснено в третьей части, в восьмых вратах.

Поэтому стеснил я дух в утробе моей 13 и решил дать возможность прушим, воздержанным, поддержать десницу их и указать им путь, по которому они пойдут. Для этого составил я этот труд, малый количеством, но великий качеством, для «понимающих, что засияют» 14, и назвал его «Врата святости». В нём я объясню тайны, не гневя древних, что были до нас. Ибо я получил их 15 из уст святого человека, ангела Г-спода Воинств, учителя моего, — АРИ Лурия, благословенна память праведника. И поскольку это — возвышенные [тайны] мира и сокровенное, я открою «на ладонь» и скрою на «две тысячи локтей» 16. Я немного, на «игольное ушко», приоткрою врата святости. Тот, кто будет достоин, сможет проникнуть внутрь, и благой Всевышний не откажет во благе тому, кто идёт в цельности.

Разделил я этот труд на четыре части.

Часть первая — о направлении путей благочестия и воздержания, приводящих к святому духу; эта часть, в свою очередь, разделена на шесть врат.

Часть вторая — наставления 17, пояснение награды и наказания за исполнение заповедей «делай» и заповедей «не делай»; эта часть разделена на восемь врат.

Часть третья — о пути достижения самого святого духа; эта часть также разделяется на восемь врат.

Часть четвёртая — о формах самих «единений», посредством которых достигается святой дух, после того как я их проверил, испытал и они были подтверждены мною.

Напишу это подробнее, по пунктам, и здесь, с Б-жьей помощью, будет моё начало.

Первая часть подразделяется на шесть врат.

Первые — о силе вреда человеческого греха, связанного с заповедями.

Вторые — о вреде, происходящем от низменных качеств. Третьи — объяснение понятий «цадик» (праведный) и

«хасид» (благочестивый).

Четвёртые — подробное объяснение уровня «цадик». Пятые — подробное объяснение уровня «хасид».

Шестые — очень краткое объяснение поведения «хасидим»

(благочестивых), включающее все врата, относящиеся к этой части.

Вторая часть делится на восемь врат.

Первые — наставления (предостережения).

Вторые — наставления наших учителей, благословенна их память.

Третьи — о награде тем, кто исполняет Тору и заповеди. Четвёртые — о наказании за дурные качества.

Пятые — о наказании за запрещённые качества. Шестые — о наказании за заповеди «не делай». Седьмые — о награде за заповеди «делай».

Восьмые — врата раскаяния.

третья часть, о поведении, позволяющем достичь духа святости, делится на восемь врат.

Первые — о сути миров.

Вторые — о сути человека.

Третьи — о том, что препятствует пророчеству.

Четвёртые — о необходимых условиях пророчества. Пятые — о качестве пророчества и его аспектах.

Шестые — об уровнях пророчества.

Седьмые — о поведении, позволяющем достичь святого духа в наше время.

Восьмые — поведение (кратко).

Часть четвертая — о способах использования достижения духа святости, состоит из трёх врат.

Первые — об образах действий.

Вторые — о способах постижения.

Третьи — о необходимых условиях постижения.

1 «Населённый город» — аллегория конца пути, конечной цели и места отдохновения (в отличие от «пустыни», незаселённого места), по которому пролегает сама дорога. (Здесь и далее прим. переводчика.)

2 Дословно — «воздержанные», как объясняет РаМХаЛь в книге «Месилат Йешарим». Суть этой ступени в отказе от любых, даже разрешённых, удовольствий этого мира, если только они не являются крайне необходимыми для поддержания жизни и служения Всевышнему.

3 Автор имеет в виду, что мы не видим общего в том, как достигали духа святости пророки и древние мудрецы, поэтому не можем понять, благодаря чему это на самом деле происходило.

4 Скрытая цитата — Йешаяhу 17:6.

5 Пророков и древних благочестивых.

6 Нижнем, материальном.

7 Заклинающие ангелов.

8 Скрытая цитата — Йешаяhу 28:7.

9 «Тем более» — один из принципов толкования Торы, построенный на чистой логике. Если точно известно, что некое свойство характеризует определённый предмет, и есть другой предмет, для которого то же свойство может быть характерно с ещё большими основаниями, то, согласно принципу «тем более», это свойство соотносят и со вторым предметом.

10 См. ниже ссылку 36.

11 Несмотря на своё величие и праведность.

12 Книге исправлений.

13 Автор хочет сказать, что решение написать эту книгу явилось результатом немалой внутренней борьбы и многочисленных сомнений относительно допустимости публикации её содержания.

14 Скрытая цитата: «А понимающие засияют, как сиянье небосвода» (Даниэль 12:3).

15 Упомянутые тайны.

16 То есть соотношение открытого и того, что останется сокрытым, будет подобным соотношению ширины ладони и расстояния в две тысячи локтей (миля); «ладонь»

и «локоть» — традиционные меры длины.

17 Употреблённое в оригинале слово можно перевести и как «предостережения».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.