Из цикла «Врата святости», темы: Каббала, Духовный мир, Самосовершенствование, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов
Сказал юный Хаим, сын почтенного раби Йосефа Виталя, благословенна память праведника:
— Видел я праведников, которых мало, стремящихся подняться, — а лестница скрывается от их глаз. Они размышляли над книгами древних в поисках троп жизни — пути, по которому следует идти, — и дел, верша которые, поднимаешь душу к высшему источнику, соединяясь с Ним, благословен Он, ибо Он — вечное совершенство, — чтобы уподобиться пророкам, которые все дни их были близки к Создателю. И, благодаря этому единению, был с пророками дух святости, указывая, как достичь света, просветляющего их глаза возвышенными тайнами Торы, как говорил царь Давид, мир ему: «Открой глаза мои, и узрю чудеса Торы Твоей» (Теhилим 119:18), — и направляя на прямую дорогу, ведущую к населённому городу 1, приготовленному для них и для тех, кто возвышается.
А за пророками пришли «первые благочестивые», называемые прушим 2, они хотели следовать пророкам и уподобиться им, избегая человеческих путей в пещерах скал и пустынях. Были и такие, что, подобно путникам в пустыне, уединялись в своих домах. Дни и ночи они не прекращали славить Создателя занятиями Торой и песнями царя Давида, радующими сердце, так что их мысли в мощном стремлении соединялись с высшими светами. Они были последовательны в этом все дни их, и поэтому поднимались на уровень духа святости и непрерывно пророчествовали, как перевёл Онкелос: «и не прекратили» (Бемидбар 11:25).
И поскольку первые и вторые не похожи друг на друга, мы не понимаем их путей и образов служения: «Как служили эти святые Всевышнему, дабы и мы сделали так же?» 3 Поэтому измельчали сердца и мысли поколений, пришедших за ними, и исчезли владеющие святым духом. Они ушли на покой, а нас оставили вздыхать, жаждущих и голодных, так что люди отчаялись исследовать эту чудесную мудрость. И если найдутся «две-три песчинки на вершине» 4, одна на город и две на семью, [они] ищут воду и не находят! Ибо сокрылась любая возможность видений, из-за того что не описаны в книгах образы их 5 действий — как приблизиться к глубинам святости.
Были среди них такие, что силой Святых имён заклинали ангелов, надеялись на свет, а получили тьму! Поскольку это были очень низкие ангелы, исполняющие служение в этом мире 6, соединённые из добра и зла. Такие ангелы сами не постигают истину и высшие светá и могут открыть только вещи, сплетённые из добра и зла, истины и лжи и пустых вещей, подобно медицине и науке химии (знаний о том, как обратить серебро в золото, а олово и медь — в серебро), а также подобно действиям камей и заклинаниям. И они 7 тоже «были обмануты вином и введены в заблуждение пьянящим напитком» 8. Лучше бы их сердца обратились к изучению Торы и исполнению заповедей! Выучили бы «тем более» 9 из тех четырёх великих в Израиле, что вошли в ПаРДеС 10 и не спасся из них никто, кроме благочестивого старца — раби Акивы (Хагига 14б). Да и его хотели оттолкнуть ангелы-служители, и только благодаря помощи Всевышнего он «вошёл с миром и вышел с миром» (Там же). Хотя, конечно, они пытались достичь очень высоких ступеней, близких к пророчеству, поэтому подверглись опасности 11.
Поэтому дай нам Б-г удостоиться немного святого духа, подобно явлению Элияhу, доброй памяти, которого, как известно, удостоились многие; и подобно явлению душ праведников, как многократно упоминается в книге Тикуним 12 (Тикуней Зоhар 20:43, 23:69). Более того, даже в наше время видел я святых людей, которые удостоились всего этого. Также бывает, что собственная душа, просветлённая необычайно, является человеку и наставляет его на всех путях его.
Всё это пути доступные, достижимые и в наше время теми, кто достоин их. Однако необходимы большое умение различать и богатый опыт, дабы понять истину — может быть, «другой дух» был с ним? Всё это будет разъяснено в третьей части, в восьмых вратах.
Поэтому стеснил я дух в утробе моей 13 и решил дать возможность прушим, воздержанным, поддержать десницу их и указать им путь, по которому они пойдут. Для этого составил я этот труд, малый количеством, но великий качеством, для «понимающих, что засияют» 14, и назвал его «Врата святости». В нём я объясню тайны, не гневя древних, что были до нас. Ибо я получил их 15 из уст святого человека, ангела Г-спода Воинств, учителя моего, — АРИ Лурия, благословенна память праведника. И поскольку это — возвышенные [тайны] мира и сокровенное, я открою «на ладонь» и скрою на «две тысячи локтей» 16. Я немного, на «игольное ушко», приоткрою врата святости. Тот, кто будет достоин, сможет проникнуть внутрь, и благой Всевышний не откажет во благе тому, кто идёт в цельности.
Разделил я этот труд на четыре части.
Часть первая — о направлении путей благочестия и воздержания, приводящих к святому духу; эта часть, в свою очередь, разделена на шесть врат.
Часть вторая — наставления 17, пояснение награды и наказания за исполнение заповедей «делай» и заповедей «не делай»; эта часть разделена на восемь врат.
Часть третья — о пути достижения самого святого духа; эта часть также разделяется на восемь врат.
Часть четвёртая — о формах самих «единений», посредством которых достигается святой дух, после того как я их проверил, испытал и они были подтверждены мною.
Напишу это подробнее, по пунктам, и здесь, с Б-жьей помощью, будет моё начало.
Первая часть подразделяется на шесть врат.
Первые — о силе вреда человеческого греха, связанного с заповедями.
Вторые — о вреде, происходящем от низменных качеств. Третьи — объяснение понятий «цадик» (праведный) и
«хасид» (благочестивый).
Четвёртые — подробное объяснение уровня «цадик». Пятые — подробное объяснение уровня «хасид».
Шестые — очень краткое объяснение поведения «хасидим»
(благочестивых), включающее все врата, относящиеся к этой части.
Вторая часть делится на восемь врат.
Первые — наставления (предостережения).
Вторые — наставления наших учителей, благословенна их память.
Третьи — о награде тем, кто исполняет Тору и заповеди. Четвёртые — о наказании за дурные качества.
Пятые — о наказании за запрещённые качества. Шестые — о наказании за заповеди «не делай». Седьмые — о награде за заповеди «делай».
Восьмые — врата раскаяния.
третья часть, о поведении, позволяющем достичь духа святости, делится на восемь врат.
Первые — о сути миров.
Вторые — о сути человека.
Третьи — о том, что препятствует пророчеству.
Четвёртые — о необходимых условиях пророчества. Пятые — о качестве пророчества и его аспектах.
Шестые — об уровнях пророчества.
Седьмые — о поведении, позволяющем достичь святого духа в наше время.
Восьмые — поведение (кратко).
Часть четвертая — о способах использования достижения духа святости, состоит из трёх врат.
Первые — об образах действий.
Вторые — о способах постижения.
Третьи — о необходимых условиях постижения.
1 «Населённый город» — аллегория конца пути, конечной цели и места отдохновения (в отличие от «пустыни», незаселённого места), по которому пролегает сама дорога. (Здесь и далее прим. переводчика.)
2 Дословно — «воздержанные», как объясняет РаМХаЛь в книге «Месилат Йешарим». Суть этой ступени в отказе от любых, даже разрешённых, удовольствий этого мира, если только они не являются крайне необходимыми для поддержания жизни и служения Всевышнему.
3 Автор имеет в виду, что мы не видим общего в том, как достигали духа святости пророки и древние мудрецы, поэтому не можем понять, благодаря чему это на самом деле происходило.
4 Скрытая цитата — Йешаяhу 17:6.
5 Пророков и древних благочестивых.
6 Нижнем, материальном.
7 Заклинающие ангелов.
8 Скрытая цитата — Йешаяhу 28:7.
9 «Тем более» — один из принципов толкования Торы, построенный на чистой логике. Если точно известно, что некое свойство характеризует определённый предмет, и есть другой предмет, для которого то же свойство может быть характерно с ещё большими основаниями, то, согласно принципу «тем более», это свойство соотносят и со вторым предметом.
10 См. ниже ссылку 36.
11 Несмотря на своё величие и праведность.
12 Книге исправлений.
13 Автор хочет сказать, что решение написать эту книгу явилось результатом немалой внутренней борьбы и многочисленных сомнений относительно допустимости публикации её содержания.
14 Скрытая цитата: «А понимающие засияют, как сиянье небосвода» (Даниэль 12:3).
15 Упомянутые тайны.
16 То есть соотношение открытого и того, что останется сокрытым, будет подобным соотношению ширины ладони и расстояния в две тысячи локтей (миля); «ладонь»
и «локоть» — традиционные меры длины.
17 Употреблённое в оригинале слово можно перевести и как «предостережения».
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия
Перевод р. Л.А. Саврасова.