Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Какого человека называют благочестивым, и что пишет по этому поводу книга «Зоар»

Подробное объяснение, что значат имена «праведник» и «благочестивый», и как человеку исполнить это на деле.

Человек, дух которого влечёт его очиститься, освятиться и на самом деле принять на себя ярмо царства небесного, должен направить себя к соблюдению всеми силами всех шестисот тринадцати заповедей. Ибо их соблюдение восполнит все шестьсот тринадцать органов и жил его разумной души, как это объяснялось в первых вратах. Ведь если ему будет недоставать одной заповеди из двухсот сорока восьми заповедей «делай», ему недостанет одного органа души. О таком сказано (Коhэлет 1:15): «…а недостатка не сможет избежать». Это намного хуже закона «Всякий человек, у которого есть ущерб, не приблизится» 41. Но тот, кто их исполнил (заповеди «делай»), но нарушил одну из трёхсот шестидесяти пяти заповедей «не делай», буквально является инвалидом, ибо искривились канал и жила, низводящие влияние к его органам; о таком сказано (Там же): «Искривлённый не сможет исправиться». Пояснение: после того, как он покинет этот мир, ибо раскаяние исправляет преступления только в этом мире, как сказано (Коhэлет 9:10): «Потому что нет действия и расчёта, и осознания в могиле…», — это значит, что там нет возможности исполнить заповедь «делай», нет расчёта 42 за заповеди «не делай» и нет осознания самой Торы. Таким образом, до тех пор пока человек не исполнил все шестьсот тринадцать заповедей, он не может называться полным праведником. И не зря Моше, мир ему, молился о том, чтобы войти в Землю Израиля, пятьсот пятнадцать раз — дабы восполнить свою душу в исполнении шестисот тринадцати заповедей 43. И только тогда, когда человек исполнил все заповеди, но ещё не приобрёл все добрые качества полностью и должен воевать за них с дурным началом, он называется «полный праведник, побеждающий дурное начало». А когда все добрые качества станут его собственной природой, так что все шестьсот тринадцать заповедей он будет исполнять с радостью и любовью, без противоборства с дурным началом, тогда его материя очищена полностью, как сказал царь Давид, мир ему (Теhилим 109:22): «И сердце моё умерло во мне», — и ещё сказал (Теhилим 131:1—2): «…не вознеслось сердце моё, <…>…душа моя — как дитя 44, привязанное к матери его», — это значит, что он выглядел так, как будто все [его добрые] качества были заложены в нём с момента, когда он вышел из утробы матери. Такой человек называется благочестивым. Так царь Давид, мир ему, в силу того, что добрые качества стали его природой исполнения заповедей, назвал себя благочестивым. Как сказано (Теhилим 86:2): «Сбереги душу мою, ведь благочестив я…».

И также сказали мудрецы, благословенной памяти (Бава Кама 30а): «Человек, который хочет быть благочестивым, пусть исполнит заветы отцов», — в которых они напоминали о приобретении добрых качеств. Как сказано (Пиркей Авот 2:1): «Раби сказал: “каков прямой 45 путь…”»; (Пиркей Авот 3:1): «Акавья бен Маhалалэль сказал: “Держи перед глазами три вещи, и ты не придёшь к преступлению: знай, откуда ты пришёл, куда ты идёшь, и перед кем тебе предстоит дать отчёт…”». И также (Пиркей Авот 4:4) раби Левитас, человек из Явне, сказал: «Будь очень, очень смирен духом…». То же самое имел ввиду Акива, говоря: «…и ты не придёшь к преступлению…» 46, — он хотел сказать, что «…ты не придёшь…» — к дурному началу, служащему причиной преступлений, ибо само дурное начало исчезнет в тебе 47. Ведь если бы речь шла о человеке, у которого есть дурное начало, но он силой удерживает себя от преступления, следовало бы сказать: «…ты не совершишь преступления» 48.

Итак, общее правило таково. Исполняющий все шестьсот тринадцать заповедей, когда у него есть дурное начало, а он превозмогает его, называется «праведник». А когда человек исполняет их, потому что полностью избавился от дурного начала, что происходит, когда добрые качества становятся его природой, он называется «благочестивый».

Есть ещё ступень благочестия, выше которой уже не бывает, когда человек называется «святой». Эта ступень многократно упоминается в книге Тикуним и книге Зоhар, особенно в главе Ки Тецэ, в «Рая Меhэмена» (281а), сказано так: «И не зря сказал Святой, благословен Он: “Всякий, кто занимается Торой, добрыми делами и молится с обществом 49, считается предо Мной, как будто выкупил Меня и детей Моих из [плена] народов мира”. Но ведь сколько людей занимаются Торой, делают добрые дела и молятся с обществом, а Святой, благословен Он, и Шхина 50 Его, и Израиль не освобождены?! 51… Очевидно, что благочестив только тот, кто благочестив со своим Создателем… Когда согрешил Израиль, <…>Святой, благословен Он, изгнал детей Царя и Царицу 52 с ними в галут… А тот, кто раскаивается и делает добро Шхине, занимаясь Торой и всеми заповедями, только для того, чтобы освободить Шхину 53, тот и делает добро своему Создателю».

Именно это сказало писание (Дварим 32:18): «Твердыню, породившую тебя, ослабил ты…»; и ещё сказано (Теhилим 68:35): «Дайте силу Всесильному…». И это же сказали мудрецы (Брахот 17а): «Раби Йеhуда 54 сказал: “Счастлив тот, чьи труды в Торе, и [тот,] кто делает приятное своему Создателю…”. Ведь он тяжело трудится, изучая Тору не для того, чтобы взять награду, а для того, чтобы сделать приятное Создателю (букв.“Формирующему”). Об этом написано (Йешаяhу 63:9): “Во всех их страданиях страдает и Он. И всюду, куда изгнан Израиль, Шхина с ними”. Это мать наша, о которой сказано (Там же 50:1): “И за преступления ваши отослана мать ваша”, называемая “наша Создательница” (букв. “Формирующая нас”), как написано (Дварим 32:18): “Твердыню 55, породившую тебя, ослабил ты…”. Поэтому и сказано: “…приятное своему Создателю…”, а не: “…Святому, благословен Он…”.»

Выходит, что, когда человек занят Торой, заповедями и приобретением добрых качеств, он благочестив, но если к его намерениям примешано желание получить какую-либо награду, он благочестив для себя. Как сказано (Мишлей 11:17): «Воздаёт своей душе человек благочестия…», — исполняя заповеди, такой человек несёт добро себе. Поэтому он называется не «благочестивый», а «человек благочестия», ибо благо, которое он делает, обращено на самого человека, несущего благо себе. А тот, кто несёт благо Создателю, называется «благочестивым» и «святым», он очищен от любой скверны и освятил себя святостью Его, благословен Он. Ведь слово «святость» означает «готовность», «предназначенность» 56, как [сказано] в книге Бемидбар (11:18): «…И освятитесь назавтра, и будете есть мясо…» 57. Ибо такой человек делает себя колесницей для святости Всевышнего, и переживает не о своей славе, а о славе Его, как объяснялось выше.

Именно это имел в виду раби Пинхас бен Яир, когда сказал (Мишна в конце трактата Сота 58): «…Воздержанность приводит к просветлённости, <…>а святость — к благочестию, а благочестие — к Святому духу 59», ибо речь идёт о совершенном благочестии,

приходящем после святости и приводящем к Святому духу, когда человек полностью приближается ко Всевышнему, постигает сокровенные тайны Торы и пророчество будущего. Как сказал раби Меир (Пиркей Авот 6:1): «Всякий, кто занимается Торой “во имя” (имеется в виду “во имя самой Торы”, ибо она и есть Святой, благословен Он, так как вся Тора — это Имена Его), удостаивается многого, и ему открывают тайны Торы, и он становится подобен бурному источнику (бьющему ключу)».


41 Ваикра 21:18. Речь идёт о запрете служения священником, имеющим телесный изъян. Автор говорит, что духовный изъян намного хуже телесного.

42 Возможности раскаяния.

43 Большая часть заповедей (а по мнению РаМБаНа, — все) может быть исполнена только в земле Израиля.

44 Привязанное к матери, кормящей его грудью. Прямота, в словах мудрецов, всегда связана с исправлением качеств, как объясняет РаМХаЛь в книге «Месилат Йешарим» (см. предисловие автора): «Следование Его путям включает в себя всё, связанное с прямотой душевных качеств и их исправлением, и об этом сказали наши мудрецы (Шабат 133б): “Как Он милостив и сострадателен, так и ты будь милостив и сострадателен”. Правило здесь таково: все качества, проявляемые человеком во всех его поступках, должны отвечать требованиям прямоты и порядочности. А наши мудрецы сформулировали это так (Авот 2:1): “Каков он, тот прямой путь, который должен избрать для себя человек? Всё, что несёт добро, [как самому] человеку, так и другим…”, — всё, что ведёт к истинному, совершенному благу, то есть приводит к усилению Торы и установлению мира.»

46 Продолжение высказывания Акавьи бен Маhалалэля таково: «Откуда пришёл? — Из мерзкой жидкости. А куда ты идёшь? — В место гниения. И перед кем тебе предстоит дать отчёт? — Пред Царём царей, благословен Он!». Т.е. ты не придёшь к преступлениям, если исполнишь его рекомендации, потому что само дурное начало, толкающее на преступление, исчезнет в тебе.

48 А сказано именно: «…не придёшь…», то есть не будет даже борьбы.

49 Имеется в виду миньян — десять человек, собравшихся молиться вместе.

50 Присутствие Всевышнего в этом мире.

51 Так звучит вопрос автора книги Зоhар, почему до сих пор не исполнено обещание Всевышнего освободить Израиль.

52 Она же — Шхина.

53 Таков ответ: очевидно, что недостаточно просто исполнять заповеди и учить Тору, — это необходимо делать только с самыми чистыми намерениями, ради самого Всевышнего и Его присутствия в мире, а это возможно только путём полного исправления своих качеств.

54 В известном нам варианте Талмуда эти слова приводятся от имени раби Йоханана. В оригинале употреблено слово цур, что можно понять как «скала», «твердыня», однако это слово имеет один корень со словом цура, что значит «форма», «образ». Таким образом, автор усматривает здесь намёк на Шхину, которая именно формирует все создания.

56 По-русски «посвящённость».

57 РаШИ объясняет этот стих так: «“Освятитесь” — приготовьтесь к наказанию».

58 Мы находим эту цитату в трактате Авода Зара 20б.

59 Святой дух — это состояние пророчества, когда, в силу близости к Создателю, человек постигает вещи, недоступные другим, обычным людям, погружённым в земные, материальные дела.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.