Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учитель и правда: преимущество за правдой»Раби Менахем-Мендель из Коцка
Так же как четыре телесные основы, называемые материей основ, соединены из добра и зла и из них приходят телесные силы или источники слабости — четыре жёлчи: белая, жёлтая, чёрная и красная, — так и в душах, называемых образами, есть четыре основы из добра и зла

Качества заложены в низменной душе человека, называемой фундаментальной. Эта душа состоит из четырёх аспектов: «неживого», «растительного», «животного» и «говорящего». И они тоже являются сочетанием добра и зла. С этой душой связаны добрые и дурные качества, и они — трон, фундамент и основа для возвышенной разумной души, зависящей от исполнения шестисот тринадцати заповедей Торы, как объяснялось выше, в первых вратах. Эти качества не являются частью заповедей, но они — важнейшие предпосылки исполнения или пренебрежения заповедями, ведь разумная душа может исполнить их с помощью органов тела только посредством фундаментальной души, непосредственно связанной с телом. Как сказано (Ваикра 17:14): «Ибо у всякой плоти душа в крови…», — поэтому дурные качества намного хуже самих преступлений.

Теперь пойми, что сказали мудрецы, благословенной памяти (см. Шабат 105б), что всякий, кто гневается, — как будто служит идолам, — а это самое тяжёлое из всех преступлений. И также сказано (Сота 4б—5а): «Тот, кто заносчив, — как будто отрицает основы [веры]… <…>…и следует его искоренить, как ашейру 31… <…>…и прах его не пробуждается 32», — и есть ещё множество подобных высказываний. И пойми очень хорошо, что именно в силу своей фундаментальности они (качества) не включены в шестьсот тринадцать заповедей, связанных с разумной душой. Таким образом, к качествам следует быть ещё более внимательным, чем к заповедям «делай» и «не делай», ибо обладая добрыми качествами, легко исполнить все заповеди.

И с помощью этого ты поймёшь удивительные слова, сказанные мудрецами о качествах, что скромность и смирение приводят человека к духу святости и присутствию Всевышнего в нём. Сказал Элияhу, доброй памяти («Кала Рабати», конец пятой части): «Тора объясняется только тому, в ком нет непримиримости, и я открываюсь только тому, в ком нет непримиримости», — и как сказали мудрецы, благословенной памяти (Санhедрин 88б): «Прислали оттуда 33: “Кто наследует будущий мир? Тот, чьи колена преклонены 34, и кто смирен”». И есть множество подобных высказываний, где упомянуто не исполнение заповедей, а добрые качества. Держи эти слова перед глазами, и ты, несомненно, достигнешь успеха на своём пути.

Вместе с тем так же, как четыре телесные основы — это корни, из которых сформированы шестьсот тринадцать органов тела, так и души этих основ — корни для всех добрых и дурных качеств, посредством которых исполняются или не исполняются Тора и заповеди, которые суть шестьсот тринадцать элементов, исходящих из четырёх букв Имени Всевышнего. И они поддерживают разумную душу, включающую в себя четыре духовные основы, из которых изваяны шестьсот тринадцать органов души. И хорошо пойми, что основа исполнения заповедей — в добрых качествах, как и наоборот.

Уже объяснялось, что всё сделанное Всесильным включает в себя добро и зло, одно соответственно другому (букв. «напротив другого»). И так же как четыре телесные основы, называемые материей основ, соединены из добра и зла и из них приходят телесные силы или источники слабости — четыре жёлчи: белая, жёлтая, чёрная и красная, — так и в душах, называемых образами, есть четыре основы из добра и зла, из которых проистекает здоровье фундаментальной души человека — её добрые качества, или болезнь — дурные качества, проистекающие из четырёх нечистых скорлуп в той душе. И когда человек удалит от себя эти скорлупы, четыре буквы Имени Всевышнего, которые суть свет, оживляющий фундаментальную душу, облачатся в неё, и тогда она и её тело станут колесницей святости Всевышнего в мире Осия 35 (действия). Так же, как это объяснялось по отношению к разумной душе, в исполнении заповедей (смотри далее, часть третья, врата вторые, о разумной душе, которая приходит из духовного мира Осия (действия), называемого Офаним).

Помни и не забывай, что также и посредством занятия Торой, в четырёх уровнях её понимания — ПаРДеС, то есть пшат, ремез, драш и сод 36, — дух и разум человека становятся троном Имени Всевышнего в мире Йецира. А посредством мыслей и намерений разумная душа человека становится троном Имени Всевышнего в мире Брия.

Вернёмся к объяснению четырёх основ в приобретении качеств. Знай, что все дурные качества коренятся во зле и скорлупах четырёх ступеней фундаментальной души. Поэтому все дурные качества делятся на четыре вида; вот они.

Из основы «огонь» происходит гордыня, называемая ещё грубостью духа, ибо огонь — самая лёгкая и возвышенная из четырёх основ. Гордыня включает в себя также и гнев, ибо человек гневается из-за гордыни, когда не исполняют его желания. А если бы он был смирен духом и знал свои недостатки, то он бы никогда не гневался. Таким образом, гордыня и гнев — суть одно качество. У этого качества есть три порождения. Суровость (непримиримость) в сердце, ведь если бы не гордыня, сердце человека не было бы непримиримым, как мы уже объясняли, говоря о гневе. Стремление к власти и почёту, дабы возвыситься над другими. И ненависть к другим, когда они достойнее его, — тоже порождение гордыни.

Из основы «воздух» проистекает дурное качество, связанное с речью, — «пустые разговоры», то есть стремление к словам, в которых нет никакой необходимости, ни духовной, ни телесной.

У этого качества есть четыре порождения: лесть, ложь, сплетни и раскрытие перед другими своих достоинств, дабы возвеличиться в их глазах (хвастовство).

Из основы «вода» проистекает желание наслаждений, так как вода «взращивает» все виды удовольствий. У этого качества есть два порождения. Жажда завладеть имуществом другого, или его женой, или всем, что есть у него, дабы насладиться этим. И зависть, когда человек завидует другому, владеющему множеством того, что приносит удовольствие.

Из основы «прах» возникает уныние, во всех его проявлениях. У него одно порождение; лень исполнять Тору и все её заповеди, вследствие уныния, связанного с достижением пустых приобретений этого мира или с трудностями. Такой человек не доволен своей долей ни в чём, и глаза его не насытятся богатством.

Таким образом, есть четыре прародителя (источника) всех дурных качеств: гордыня и рождаемый ею гнев, пустословие, жажда наслаждений и уныние. Они происходят из четырёх скорлуп дурного начала в фундаментальной душе. А их противоположность — это четыре добрых качества, происходящие из четырёх добрых основ в фундаментальной душе. Вот они: смирение, которое есть полная приниженность, отдаляющая человека от всех видов гнева, приходящего из-за гордыни. Молчание, когда человек, подобно немому, не раскрывает уст и произносит лишь тот необходимый минимум слов, требующийся для занятия Торой, исполнения заповедей, а также ради поддержания тела и оказания уважения другим. Пренебрежение всеми телесными наслаждениями и излишествами. И постоянная радость в своей доле, ибо «всё, что делается с небес, — к добру» 37. Кроме того, человек должен стремиться радоваться тому, что он служит Создателю, как сказано (Теhилим 119:162): «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший большую добычу», — и как сказали мудрецы (Авот 1:15): «Сделай свою Тору постоянной, [а работу временной]». Выходит, что, когда дурные качества сильны в человеке, он отвергает исполнение Торы и заповедей, а даже если и исполняет, то делает это не во имя Небес и с большим трудом; о таком сказано (Мишлей 11:22): «Золотое кольцо в ноздрях свиньи… 38». Ибо нечистота облачена в нём, в скорлупах. О таком мудрецы сказали (Йома 72б): «Удостоился — его [Тора] становится животворящим снадобьем, не удостоился — его [Тора] становится ядом». А если человек преодолеет своё дурное начало, будет воевать с ним, трудом отринет от себя дурные качества и будет исполнять Тору и заповеди, он назовётся полным праведником, трепещущим пред Небесами, и героем, победившим своё дурное начало. Если же он достигнет в этом постоянства, так что все дурные качества покинут его совершенно и душа больше не возжелает их, а добрые качества станут его природой, ему не придётся воевать с дурным началом, потому что его душа и тело будут чисты от всякой грязи материи, как это сказано о Моше (Шмот 3:5): «…сбрось обувь свою с ног своих 39…», — и как это упомянуто в книге Тикуним (тикуним 31 и 48). Тогда облачатся в человека четыре буквы Имени Всевышнего, и он станет святым троном в Его колеснице. Такой человек называется любящим Всевышнего, благочестивым 40 и совершенным всеми видами совершенства.

35 Всё сотворённое делится на три мира, в духовном смысле находящиеся один над другим. Это мир Осия («мир действия»), — самый нижний из них; мир Йецира (можно сказать, «мир образов»), ещё называемый «мир ангелов», и мир Брия (Творения) — «мир замыслов». Вот что говорит об этом РаМХаЛь в книге «Путь Всевышнего»(часть 4, 6:13): «Ещё необходимо знать, что все миры подразделяются на четыре. А именно: наш мир, состоящий из двух частей, верхней и нижней, то есть части небесной, называемой “мир сфер”, и фундамента, называемого “низший мир”. Вместе они называются одним миром. Над этим миром есть “мир ангелов”. А над ним — “мир высших сил”, источник (корень) Творения, упомянутый в первой части. Называется этот мир — “мир трона [Всевышнего]”. Ещё выше можно различить совокупность влияний Благословенного — открытие Его света, из которого возникают и от которого зависят все творения. По аналогии эта совокупность влияний тоже называется единым миром — “миром Б-жественности”. Однако заметь, что это название можно применить к нему только как метафору (по аналогии), по причинам, которые будут объяснены далее. Не так с тремя предыдущими мирами, к которым на самом деле относится это название — мир».


31 Дерево, которому поклонялись.

32 То есть он не восстанет из мёртвых.

33 Из Земли Израиля в Вавилонскую ешиву.

34 То есть не гордец.

36 Пардес дословно значит «сад», намёк на Ган Эден — Райский Сад; мудрецы использовали это слово как намёк на четыре уровня понимания Торы: пшат — простой смысл, ремез — намёк, драш — толкование и сод — тайный смысл, самые сокровенные тайны Торы, т.е. каббала. Таким образом, «подняться в ПаРДеС» означает «постичь все глубины Торы».

37 См. Брахот 60б—61а: «Всегда пусть будет привычен человек говорить: “Всё, что делает Милосердный, — к добру”».

38 Как золотое украшение ничего не добавляет свинье, в том числе и из-за того, что она не может понимать его ценности, так и исполнение заповедей не может ничего добавить человеку с дурными качествами.

39 Когда говорится, что душа человека входит в тело, не имеется в виду, что она входит в него полностью. Объясняет «Нефеш hа-Хаим», что душа человека соотносится с его телом так же, как тело человека соотносится с его обувью. Таким образом, сбрасывание обуви несёт в себе символ отказа от телесного и земного, ведь обувь предназначена для контакта с землёй.

40 «Хасидом».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Какое благословение говорят на шоколад?

Браха Губерман

По-настоящему мудрый человек не будет настаивать на своем мнении, если на чаше весов лежит репутация других людей. История о том, как внук одного из величайших раввинов нашего поколения решил полакомиться шоколадом...

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение второе

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Не проще ли было сделать так, чтобы цветы росли без дождя, а человек рождался с запасом энергии на 120 лет? Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"