Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Так же как четыре телесные основы, называемые материей основ, соединены из добра и зла и из них приходят телесные силы или источники слабости — четыре жёлчи: белая, жёлтая, чёрная и красная, — так и в душах, называемых образами, есть четыре основы из добра и зла

Качества заложены в низменной душе человека, называемой фундаментальной. Эта душа состоит из четырёх аспектов: «неживого», «растительного», «животного» и «говорящего». И они тоже являются сочетанием добра и зла. С этой душой связаны добрые и дурные качества, и они — трон, фундамент и основа для возвышенной разумной души, зависящей от исполнения шестисот тринадцати заповедей Торы, как объяснялось выше, в первых вратах. Эти качества не являются частью заповедей, но они — важнейшие предпосылки исполнения или пренебрежения заповедями, ведь разумная душа может исполнить их с помощью органов тела только посредством фундаментальной души, непосредственно связанной с телом. Как сказано (Ваикра 17:14): «Ибо у всякой плоти душа в крови…», — поэтому дурные качества намного хуже самих преступлений.

Теперь пойми, что сказали мудрецы, благословенной памяти (см. Шабат 105б), что всякий, кто гневается, — как будто служит идолам, — а это самое тяжёлое из всех преступлений. И также сказано (Сота 4б—5а): «Тот, кто заносчив, — как будто отрицает основы [веры]… <…>…и следует его искоренить, как ашейру 31… <…>…и прах его не пробуждается 32», — и есть ещё множество подобных высказываний. И пойми очень хорошо, что именно в силу своей фундаментальности они (качества) не включены в шестьсот тринадцать заповедей, связанных с разумной душой. Таким образом, к качествам следует быть ещё более внимательным, чем к заповедям «делай» и «не делай», ибо обладая добрыми качествами, легко исполнить все заповеди.

И с помощью этого ты поймёшь удивительные слова, сказанные мудрецами о качествах, что скромность и смирение приводят человека к духу святости и присутствию Всевышнего в нём. Сказал Элияhу, доброй памяти («Кала Рабати», конец пятой части): «Тора объясняется только тому, в ком нет непримиримости, и я открываюсь только тому, в ком нет непримиримости», — и как сказали мудрецы, благословенной памяти (Санhедрин 88б): «Прислали оттуда 33: “Кто наследует будущий мир? Тот, чьи колена преклонены 34, и кто смирен”». И есть множество подобных высказываний, где упомянуто не исполнение заповедей, а добрые качества. Держи эти слова перед глазами, и ты, несомненно, достигнешь успеха на своём пути.

Вместе с тем так же, как четыре телесные основы — это корни, из которых сформированы шестьсот тринадцать органов тела, так и души этих основ — корни для всех добрых и дурных качеств, посредством которых исполняются или не исполняются Тора и заповеди, которые суть шестьсот тринадцать элементов, исходящих из четырёх букв Имени Всевышнего. И они поддерживают разумную душу, включающую в себя четыре духовные основы, из которых изваяны шестьсот тринадцать органов души. И хорошо пойми, что основа исполнения заповедей — в добрых качествах, как и наоборот.

Уже объяснялось, что всё сделанное Всесильным включает в себя добро и зло, одно соответственно другому (букв. «напротив другого»). И так же как четыре телесные основы, называемые материей основ, соединены из добра и зла и из них приходят телесные силы или источники слабости — четыре жёлчи: белая, жёлтая, чёрная и красная, — так и в душах, называемых образами, есть четыре основы из добра и зла, из которых проистекает здоровье фундаментальной души человека — её добрые качества, или болезнь — дурные качества, проистекающие из четырёх нечистых скорлуп в той душе. И когда человек удалит от себя эти скорлупы, четыре буквы Имени Всевышнего, которые суть свет, оживляющий фундаментальную душу, облачатся в неё, и тогда она и её тело станут колесницей святости Всевышнего в мире Осия 35 (действия). Так же, как это объяснялось по отношению к разумной душе, в исполнении заповедей (смотри далее, часть третья, врата вторые, о разумной душе, которая приходит из духовного мира Осия (действия), называемого Офаним).

Помни и не забывай, что также и посредством занятия Торой, в четырёх уровнях её понимания — ПаРДеС, то есть пшат, ремез, драш и сод 36, — дух и разум человека становятся троном Имени Всевышнего в мире Йецира. А посредством мыслей и намерений разумная душа человека становится троном Имени Всевышнего в мире Брия.

Вернёмся к объяснению четырёх основ в приобретении качеств. Знай, что все дурные качества коренятся во зле и скорлупах четырёх ступеней фундаментальной души. Поэтому все дурные качества делятся на четыре вида; вот они.

Из основы «огонь» происходит гордыня, называемая ещё грубостью духа, ибо огонь — самая лёгкая и возвышенная из четырёх основ. Гордыня включает в себя также и гнев, ибо человек гневается из-за гордыни, когда не исполняют его желания. А если бы он был смирен духом и знал свои недостатки, то он бы никогда не гневался. Таким образом, гордыня и гнев — суть одно качество. У этого качества есть три порождения. Суровость (непримиримость) в сердце, ведь если бы не гордыня, сердце человека не было бы непримиримым, как мы уже объясняли, говоря о гневе. Стремление к власти и почёту, дабы возвыситься над другими. И ненависть к другим, когда они достойнее его, — тоже порождение гордыни.

Из основы «воздух» проистекает дурное качество, связанное с речью, — «пустые разговоры», то есть стремление к словам, в которых нет никакой необходимости, ни духовной, ни телесной.

У этого качества есть четыре порождения: лесть, ложь, сплетни и раскрытие перед другими своих достоинств, дабы возвеличиться в их глазах (хвастовство).

Из основы «вода» проистекает желание наслаждений, так как вода «взращивает» все виды удовольствий. У этого качества есть два порождения. Жажда завладеть имуществом другого, или его женой, или всем, что есть у него, дабы насладиться этим. И зависть, когда человек завидует другому, владеющему множеством того, что приносит удовольствие.

Из основы «прах» возникает уныние, во всех его проявлениях. У него одно порождение; лень исполнять Тору и все её заповеди, вследствие уныния, связанного с достижением пустых приобретений этого мира или с трудностями. Такой человек не доволен своей долей ни в чём, и глаза его не насытятся богатством.

Таким образом, есть четыре прародителя (источника) всех дурных качеств: гордыня и рождаемый ею гнев, пустословие, жажда наслаждений и уныние. Они происходят из четырёх скорлуп дурного начала в фундаментальной душе. А их противоположность — это четыре добрых качества, происходящие из четырёх добрых основ в фундаментальной душе. Вот они: смирение, которое есть полная приниженность, отдаляющая человека от всех видов гнева, приходящего из-за гордыни. Молчание, когда человек, подобно немому, не раскрывает уст и произносит лишь тот необходимый минимум слов, требующийся для занятия Торой, исполнения заповедей, а также ради поддержания тела и оказания уважения другим. Пренебрежение всеми телесными наслаждениями и излишествами. И постоянная радость в своей доле, ибо «всё, что делается с небес, — к добру» 37. Кроме того, человек должен стремиться радоваться тому, что он служит Создателю, как сказано (Теhилим 119:162): «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший большую добычу», — и как сказали мудрецы (Авот 1:15): «Сделай свою Тору постоянной, [а работу временной]». Выходит, что, когда дурные качества сильны в человеке, он отвергает исполнение Торы и заповедей, а даже если и исполняет, то делает это не во имя Небес и с большим трудом; о таком сказано (Мишлей 11:22): «Золотое кольцо в ноздрях свиньи… 38». Ибо нечистота облачена в нём, в скорлупах. О таком мудрецы сказали (Йома 72б): «Удостоился — его [Тора] становится животворящим снадобьем, не удостоился — его [Тора] становится ядом». А если человек преодолеет своё дурное начало, будет воевать с ним, трудом отринет от себя дурные качества и будет исполнять Тору и заповеди, он назовётся полным праведником, трепещущим пред Небесами, и героем, победившим своё дурное начало. Если же он достигнет в этом постоянства, так что все дурные качества покинут его совершенно и душа больше не возжелает их, а добрые качества станут его природой, ему не придётся воевать с дурным началом, потому что его душа и тело будут чисты от всякой грязи материи, как это сказано о Моше (Шмот 3:5): «…сбрось обувь свою с ног своих 39…», — и как это упомянуто в книге Тикуним (тикуним 31 и 48). Тогда облачатся в человека четыре буквы Имени Всевышнего, и он станет святым троном в Его колеснице. Такой человек называется любящим Всевышнего, благочестивым 40 и совершенным всеми видами совершенства.

35 Всё сотворённое делится на три мира, в духовном смысле находящиеся один над другим. Это мир Осия («мир действия»), — самый нижний из них; мир Йецира (можно сказать, «мир образов»), ещё называемый «мир ангелов», и мир Брия (Творения) — «мир замыслов». Вот что говорит об этом РаМХаЛь в книге «Путь Всевышнего»(часть 4, 6:13): «Ещё необходимо знать, что все миры подразделяются на четыре. А именно: наш мир, состоящий из двух частей, верхней и нижней, то есть части небесной, называемой “мир сфер”, и фундамента, называемого “низший мир”. Вместе они называются одним миром. Над этим миром есть “мир ангелов”. А над ним — “мир высших сил”, источник (корень) Творения, упомянутый в первой части. Называется этот мир — “мир трона [Всевышнего]”. Ещё выше можно различить совокупность влияний Благословенного — открытие Его света, из которого возникают и от которого зависят все творения. По аналогии эта совокупность влияний тоже называется единым миром — “миром Б-жественности”. Однако заметь, что это название можно применить к нему только как метафору (по аналогии), по причинам, которые будут объяснены далее. Не так с тремя предыдущими мирами, к которым на самом деле относится это название — мир».


31 Дерево, которому поклонялись.

32 То есть он не восстанет из мёртвых.

33 Из Земли Израиля в Вавилонскую ешиву.

34 То есть не гордец.

36 Пардес дословно значит «сад», намёк на Ган Эден — Райский Сад; мудрецы использовали это слово как намёк на четыре уровня понимания Торы: пшат — простой смысл, ремез — намёк, драш — толкование и сод — тайный смысл, самые сокровенные тайны Торы, т.е. каббала. Таким образом, «подняться в ПаРДеС» означает «постичь все глубины Торы».

37 См. Брахот 60б—61а: «Всегда пусть будет привычен человек говорить: “Всё, что делает Милосердный, — к добру”».

38 Как золотое украшение ничего не добавляет свинье, в том числе и из-за того, что она не может понимать его ценности, так и исполнение заповедей не может ничего добавить человеку с дурными качествами.

39 Когда говорится, что душа человека входит в тело, не имеется в виду, что она входит в него полностью. Объясняет «Нефеш hа-Хаим», что душа человека соотносится с его телом так же, как тело человека соотносится с его обувью. Таким образом, сбрасывание обуви несёт в себе символ отказа от телесного и земного, ведь обувь предназначена для контакта с землёй.

40 «Хасидом».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


На заре своей истории еврейский народ состоял из 12-ти колен, прародителями которых считаются 12 сыновей Яакова. Каждое колено обладало своей уникальной особенностью. Читать дальше