Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек — это внутреннее содержание, а тело — суть одежда, в которую, находясь в этом мире, облачается разумная душа, на самом деле являющаяся человеком. А после смерти эта одежда спадает с неё

Объясню тебе и просвещу тебя, насколько велико зло, когда человек совершает нечто, запрещённое Всевышним — тремястами шестьюдесятью пятью заповедями «не делай». Или когда он отказывается исполнить одну из двухсот сорока восьми заповедей «делай», которые нам приказано исполнять.

Знающим известно (Зоhар, Берешит 20б), что тело человека само по себе — это ещё не сам человек. Ведь оно называется «плоть человека», как написано: «В кожу и плоть одел Ты меня, и в кости и жилы поместил Ты меня» (Иов 10:11). И ещё написано: «Плоти человеческой не пожалеет» (Шмот 30:32). Выходит, что человек — это внутреннее содержание, а тело — суть одежда, в которую, находясь в этом мире, облачается разумная душа, на самом деле являющаяся человеком. А после смерти эта одежда спадает с неё, и она облачается в одежды духовные — чистые и прозрачные. Как написано: «…Снимите одежды грязные.<…>…и одену тебя в кафтан» (Зхарья 3:4). Это и называется «Кафтан мудрецов» (Зоhар, часть 1, 66а).

И как мастер кроит одежду тела по форме его членов, так же и Он, благословенный, делает тело, облачение души, по образу души — из двухсот сорока восьми членов, с тремястами шестьюдесятью пятью соединяющими их жилами, по которым, как по трубам, поступают от члена к члену кровь и жизнь.

А после формирования тела вдохнул Он в него душу живую, состоящую из двухсот сорока восьми духовных членов и трёхсот шестидесяти пяти жил, и облачил их в двести сорок восемь членов и триста шестьдесят пять жил тела. И после этого члены души совершают свои действия посредством инструментов — членов тела, которые подобны топору в руках дровосека. Доказательство

этому в том, что члены тела действенны, только когда в них есть душа, — глаз видит, ухо слышит и так далее. А с уходом души гаснут светá в «окнах» и все двести сорок восемь членов перестают чувствовать 18.

Подобным образом, триста шестьдесят пять духовных жил души облачаются в триста шестьдесят пять жил тела и доставляют телесное питание — кровь к двумстам сорока восьми органам тела, вместе с духовным питанием внутри него, дабы питать двести сорок восемь членов души. А после смерти прекращается излияние жизненности, и жилы тела тоже рассыпаются и гниют, как и двести сорок восемь членов, и исчезают, как будто их и не было. Выходит, что человек — не что иное, как разумная душа, облачаемая в тело, являющееся её одеждой в этом мире.

Знай, что, после того как Адам согрешил и вкусил от Древа познания добра и зла, и тело и душа смешаны из добра и зла. В этом суть «нечистоты змея», которую тот внёс в Хаву и Адама. А эти зло и нечистота, внесённые змеем, принесли им болезни, недуги и смерть — как для души, так и для тела. Об этом и написано (Берешит 2:17): «Ибо в день, [когда] вкусишь ты от него, смертью умрёшь», — смертью души и смертью тела.

Проясним же, что означает смешение в душе и в теле «добра и зла». Изучи внимательно то, что написано во вторых и третьих вратах третьей части, — и ты лучше поймёшь, что мы пишем в этих вратах. Когда Адам согрешил, вкусив от Древа познания добра и зла, он внёс это смешение во все миры, и теперь нет ничего, что не являлось бы смесью добра и зла.

Выходит, поскольку тело человека образовано из четырёх нижних основ, включающих в себя добро и зло, само тело человека собрано из добра, что в этих основах — огне, воздухе, воде и прахе. А из зла, бывшего в них, возникли в теле человека четыре вида жёлчи: белая, чёрная, красная и жёлтая 19. И когда в какойнибудь из основ аспект зла возобладает над добром, то приходят к человеку болезни и недуги. А если зло возобладает сильнее, то оно убьёт тело человека.

Мы уже сказали, что смешение добра и зла произошло во всех мирах, и, выходит, то же самое происходит в душе человека, ведь она изваяна из четырёх духовных основ, из которых сформированы все высшие. И это — четыре буквы Имени Сущего, благословен Он. Об этом сказано: «С четырёх сторон (ветров) приди, дух…» (Йехезкель 37:9). Это называется доброй душой самого человека. Но ведь «одно напротив другого сделал Всевышний» (Коhэлет 7:14), и это 20 — «человек злонамеренный 21» (Мишлей 6:12), состоящий из «четырех отцов ущерба» (Бава Кама 2а, 4а) и «четыре вида проказы» (Брахот 5б) из четырёх основ зла, и оттуда происходит злая душа человека, называемая «дурное начало». Если эта душа возобладает над доброй, то принесёт ей вред и душевные болезни, а если возобладает ещё сильнее — умертвит.

Чистая душа, которая есть общий плод шестисот тринадцати членов и жил, облачается в шестьсот тринадцать членов и жил нечистой души, называемой «скорлупой плода». И обе они вместе облачаются в шестьсот тринадцать членов и жил тела. Таким образом, члены чистой души заключены в члены нечистой души, а те — в члены тела. Каждая из двух душ нуждается в духовном пропитании, для того чтобы существовать. Духовное питание святой души снисходит на неё посредством исполнения Торы, содержащей шестьсот тринадцать заповедей, подобных шестистам тринадцати членам души, и называемой «хлебом», как написано: «Идите, вкусите от хлеба 22 Моего…» (Мишлей 9:5). Каждый из двухсот сорока восьми членов питается отдельной, относящейся к нему заповедью, и если человеку недостаёт одной из заповедей, то и некоему органу, относящемуся к этой заповеди, недостанет питания, исходящего из четырёх букв Имени Сущего. Как сказано: «…и Ты оживляешь всех…» (Нехемья 9:6), — и с этими буквами связаны все заповеди, как сказали мудрецы наши, благословенной памяти, (в предисловии к Тикуней Зоhар): «Йуд-hей 23, вместе с Именем Моим 24, — шестьсот тринадцать, вав-hей 25, с памятью Моей 26, — двести сорок восемь».

И также из них происходят четыре корня основ святой души, как упоминалось выше, и выходит, что тот орган 27 — совершенно мёртвый. И когда его покидает душа, в него облачается дух нечистоты, из четырёх основ нечистой души, как сказали мудрецы, благословенной памяти (РаШИ на Толдот 25:23, также см. Псахим 42б, Мегила 6а, Зоhар Хадаш 236а, 238б): «Цур наполняется только от разрушения Йерушалаима» (см. Йехезкель 26:2—4), — таким образом, тот орган питается оттуда мерзким хлебом нечистоты.

Поэтому злодеи даже при жизни зовутся мёртвыми (Брахот 18б). Потому что покинула их святая душа от Б-га живого, и вселилась в них смерть, называемая отцом отцов 28 нечистоты. И так же, когда человек исполнит триста шестьдесят пять заповедей «не делай» отказом от совершения [преступления], как сказали мудрецы, благословенной памяти (Кидушин 39б): «Если человек сидит и не совершает преступления, ему дают награду, как если бы он исполнил заповедь», — у духовного питания, упомянутого в исполнении заповедей, есть возможность проследовать по каналам — трёмстам шестидесяти пяти жилам души — и дать жизнь двумстам сорока восьми её органам. А когда человек совершит некое преступление, то конкретный канал, относящийся к тому преступлению, закрывается скверной питания скорлупы, прилепившейся там. И так же, как пересыхает канал, высыхает орган, и хотя он не отпадает полностью, в нём появляется ущерб, подобный тому, который появляется, если человек не исполняет соответствующую заповедь «делай».

Поэтому каждый человек должен изо всех сил стремиться исполнить все шестьсот тринадцать заповедей. А когда исполняет одну из них, он должен иметь в виду, что тем самым удаляет скверну клипы 29 с того органа, к которому относится исполняемая заповедь. И тогда, после удаления скверны, на этот орган снизойдёт святая заповедь, как сказано (Йехезкель 32:27): «…И будут грехи ваши на костях ваших…», — ибо когда одно поднимается, другое падает 30.

И также, если у человека будет «возможность» совершить преступление, он должен воздержаться от этого и иметь в виду, что посредством этого устраняется скверна из конкретной жилы души, относящейся к этому преступлению, и тогда духовное влияние сможет пройти по этому духовному каналу. И тогда его душа станет троном и колесницей святости Его, благословен Он, как сказано (Берешит Раба 47:6, 82:6): «Праотцы — это и есть “колесница”».

18 То есть реагировать на окружающую действительность.

19 По-гречески это бы называлось: флегма (лимфа), меланхоле (чёрная жёлчь), сангва (кровь) и холе (жёлчь).

20 То, что противостоит доброй душе человека. В оригинале блиаль, это может быть понято как блиоль — «без ярма», то есть не признающий над собой власти Всевышнего.

22 Объясняет Виленский Гаон: это Письменная Тора.

23 י-ה — две первых буквы Имени Всевышнего, их гематрия (числовое значение) — 15.

24 שמיי, гематрия — 350, вместе с двумя первыми буквами Имени Всевышнего «י» и 365 — «ה».

25 «ו-ה», две последние буквы Имени Всевышнего, гематрия — 11.

26 «זכרי», гематрия — 237, вместе с последними буквами Имени Всевышнего «ו» и 248 — «ה».

27 Которому недостаёт заповеди.

28 То есть «первоисточником».

29 «Клипа» в дословном переводе означает «скорлупа» или «оболочка», Но, поскольку это одно из фундаментальных понятий каббалы, мы решили ввести этот термин без перевода. Суть в том, что смешение добра и зла, присутствующее в теле и душе человека, не является полным смешением, в результате которого можно было бы представить однородную смесь. Смешиваясь с добром, зло обволакивает его извне, как скорлупа или оболочка, всегда оставаясь внешней. Подобное состояние зла извне и называется «клипа».

30 То есть, если усиливается святость, слабеет нечистота.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Раби Яаков бар Меир, внук великого Раши, стал известен как Рабейну Там: «Там» буквально означает «прямой», «честный», «бесхитростный». И раби Яакова потак стали называть по аналогии с тем, как «прямым» назван в Торе праотец Яаков. Читать дальше