Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое «практическая каббала»?

Темы: Аризаль, Виленский Гаон, Голем, Рав Реувен Куклин, Каббала, Колдовство, Раби Хаим Виталь

Отложить Отложено

Я много слышал о практической кабале. Не могли бы объяснить, что это такое. С уважением, Рои.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Рои,

Практическая Каббала — способ влияния на материальный мир с помощью произнесения Имён Всевышнего и воздействия на ангелов (путём заклинания и т.п.) Тора запрещает колдовство, но запрет этот касается лишь имён, обозначающих духовную нечистоту. Более подробно о разнице между практической каббалой и колдовством читайте в статье «Колдовство и Иудаизм».

Применение практической Каббалы упоминается в Талмуде в нескольких местах.

Так, например, в трактате Евамот (49,2) рассказывается, как пророк Ишайау, спасаясь от царя Менаше, произнёс Шем аМефураш (раскодированное Имя Б-га) и был скрыт в стволе кедрового дерева. В трактате Санедрин (95,2) идёт речь о том, как Авишай бен Цруя спас царя Давида от смерти, и это тоже с помощью Шем аМефураш. Подобный метод использовали и Мудрецы Талмуда в трактатах Бехорот (8,2) и Хулин (105,2). В Трактате Санедрин (65,2) описывается, как Рава создал «человека», пользуясь Святыми Именами, упоминаемыми в «Книге Созидания» (Сефер Ецира), а раби Ханина и раби Ошайя каждый раз в канун Субботы, пользуясь Именами из той же книги, производили телёнка, которого затем с аппетитом съедали за субботним столом.

Об использовании практической каббалы говорится и в других древних источниках. Например, в книге «Пиркей а-Йехолот» написано, что раби Ишмаэль и раби Акива использовали каббалу для укрепления памяти и понимания.

Не смотря на всё это, величайший из каббалистов Аризаль (раби Ицхак Лурия), энергично выступал против использования Имён Творца. Ученик Аризаля раби Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» (глава Шмот) приводит случай, когда, на вопрос, почему запрещено пользоваться практической каббалой, ведь известно, что в ранних поколениях это допускалось, получил от Аризаля следующий ответ:

Непременным условием для пользования каббалой является полная духовная чистота, а в наше время это условие соблюсти невозможно. Каждый, хотя бы раз, осквернился прикосновением или приближением к мёртвому телу. Снять эту нечистоту можно лишь пеплом красной коровы, которого у нас нет.

Раби Хаим Виталь приводит и дополнительный ответ своего Учителя: использовать потенциал практической каббалы может лишь абсолютный праведник, человек, в жизни не совершивший ни одного греха, праведник, к которому даже Ангел Смерти относится с почтением (такой вид праведника приводится в трактате Эрувин (35, 2)). В наше время такого человека попросту не существует.

В предисловии к «Сефер а-Плия» раби Хаим Виталь пишет: «Никому не рекомендуется использовать эту возвышенную мудрость, недаром секреты Каббалы скрыты от живых — в них кроется реальная опасность для души. Это верно ещё в большей степени для людей, гоняющихся за, всякого рода, “именами”, “заклинаниями” и “талисманами”. Занятия всеми этими вещами могут, не дай Б-г, отсечь человека от Источника жизни, так же как и попытки воздействовать на ангелов. Ничего, кроме вреда это принести не может, а потерять они могут и Этот мир, и мир Грядущий».

Против применения практической каббалы выступили все авторитеты в этой области. Например, РаМаК (Шаар Прати, А-Шемот,21,1), Виленский Гаон (Эвэн Шлема). РаМХаЛь (Игрот) свидетельствует о себе, что ни разу не посмел использовать свои познания в каббале, так как на это существует «безусловный запрет». В этом ключе можно было бы привести ещё множество высказываний великих Мудрецов-каббалистов.

И всё же, даже в наши дни, запрет на применение каббалы не является абсолютным. В предисловии к «Сефер а-Плия» раби Хаим Виталь пишет: «В исключительных случаях, а также для общественных нужд, пользоваться практической каббалой разрешено, — и добавляет, — Но и тогда это следует делать, соблюдая святость и духовную чистоту, наложив на себя пост и сменив одежду».

И действительно, известно несколько случаев, когда руководители еврейских общин применяли методы практической каббалы. Например, в книге «Шем а-Гдолим» (1, 163) рассказывается, как раби Элияу, глава раввинского суда в Хельме, создал «человека», пользуясь «Сефер Ецира». Широко известно и народное предание о созданном Мааралем из Праги «големе». Говорят, что и Гаон из Вильны предложил графу Потоцкому освободиться от церковного суда и жестокой казни (как известно, граф Потоцкий происходил из польской знати, но, оставив все наследные блага, перешёл в иудаизм, а затем был сожжён «за предательство» церковным судом) с помощью практической каббалы.

С уважением, Реувен Куклин.

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский