Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним

A вот вещи, которых следует остерегаться до крайней степени.

Человек должен избегать всех видов гнева, нетерпимости и гордыни, и даже по отношению к домашним. Если оскорбит тебя кто-либо — не отвечай, будь обижаемым, но не обижай, ибо об этом сказано (Шофтим 5:31): «…А любящие Его — как восход солнца в его мощи…» 116. Превозмоги себя в отношении любого согрешившего и даже в сердце не чувствуй боли — это будет благом тебе, ибо тому, кто сдерживает себя, прощают преступления, тем более грехи и ошибки. И если есть у тебя разум, тебе следует искать того, кто причинил бы тебе боль. Ведь ты стремишься к жизни. И принимай каждого человека радостно, даже если он тебя ненавидит, — тогда он превратится в твоего друга, и это будет твоей заслугой. И пусть все речи твои будут спокойными, произносимыми тихим голосом, чтобы тебе не впасть в гнев. Прогони печаль и заботы из своего сердца, потому что это несёт тебе вред, лишает духа святости. Избегай власти, сокращающей твои годы. Отдались от пустых разговоров, лжи, лести, глумления и злоязычия, ибо творящие подобное не увидят лица Шхины в будущем мире. Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним. И будь подобен немому, открывая рот только для того, чтобы говорить о Торе, о заповедях и лишь о самых необходимых делах, да ещё для того, чтобы встречать каждого человека приветливо. Не хвались своими добрыми делами, ибо так ты потеряешь за них награду и получишь наказание.

Затем будь очень внимателен в молитве Минха 117, потому что Элияhу, доброй памяти, получил ответ именно во время Минхи (Брахот 6б). И ещё потому, что это время суда, когда склоняется день и появляются признаки вечера. А ещё более внимательно относись к молитве Арвит 118, когда тьма покрывает землю и все бесы пробуждаются, чтобы вцепиться в тело и душу человека, когда она поднимается держать ответ пред Создателем.

Есть ещё вещи, перечисленные в пятых вратах (см. там), которые я не повторил здесь, стремясь к краткости.

А сейчас я расскажу тебе о лекарстве, спасающем от всех болезней души. Оно поделено на три составляющие, сообразно трём основным заблуждениям человека, приносящим ему вред.

А) Напряжение заставляет человека забыть доброе и толкает его к греху.

Б) Человеку кажется, что у него есть заслуги, когда у него всё хорошо.

В) А если он помнит [о том, что он ещё ничего не заслужил], то ведёт себя ещё злонамереннее, потому что думает: «Что я могу сделать за те лет семьдесят, что положены мне?!» И это заблуждение — хуже первых двух.

А вот что нужно сделать для того, чтобы спастись от трёх этих заблуждений.

Против первого — помни всегда, что нельзя торопиться сделать что-либо или сказать — даже самые незначительные слова, — пока тщательно не взвесишь, стоит ли это делать или говорить, или же лучше воздержаться. Ибо «Плод скоропалительности — раскаяние», — потом невозможно вернуться к прежнему, как будто ничего не было.

А против второго — помни о страхе пред Всевышним. Никогда не прекращай страшиться дня смерти и того, что ты сойдёшь в могилу и станешь прахом, после того как твоя плоть превратится в пищу для червей. Помни о том, что страдания в могиле, Геhином и Великий суд ждут всякого пришедшего в мир. Ведь даже Шмуэль, равный Моше и Аhарону, боялся этого (Хагига 4б).

А против третьего заблуждения человеку необходимо приобрести качество истинного упования [на Всевышнего], ибо глаза Его следят за всеми путями человека, чтобы воздать ему соответственно, и никакие дела и ухищрения не могут ни добавить и ни убавить, потому что «…не лёгким — бег…» 119 (Коhэлет 9:11). И пусть человек передаст свои потребности Всевышнему 120, как мы говорим (в молитве на Рош hа-Шана): «Счастлив человек, не забывающий Тебя и старающийся в [служении] Тебе, потому что ищущие Тебя никогда не споткнутся, и в вечности не будут опозорены полагающиеся на Тебя!»

До сих пор мы объясняли, что необходимо человеку, для того чтобы быть праведным или благочестивым. Ниже мы займёмся наставлениями, которые смиряют человека, и разъясним [суть] наказания, полагающегося ему, если вступит [он] на плохую дорогу, и [опишем] награду, которая положена [ему], если Тора и заповеди ему желанны.


16 «Мощь» (в оригинале — гвура) сильнее всего проявляется в сдерживании своих порывов.

117 Минха — молитва, время которой наступает после полудня.

118 Арвит — ежедневная вечерняя молитва.

119 Смысл этого стиха — «Не быстроногие побеждают в беге». Это значит, что результат действий людей в глазах Всевышнего не зависит от их исходных способностей, — Всевышний судит желание человека и старание, которое он прикладывает.

120 То есть человек должен делать то, что длжно, а результат зависит от Всевышнего.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


История еврейского народа 103. Хасидут

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений.

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

Хасидская история: «Что отверзает все врата?»

Неизвестный автор

Если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую дверь...

Контроль за мыслями, хасидизм и психология

Рав Даниэль Левин

Не только добро, но и зло, как и все сотворенное, имеет своим источником Вс-вышнего