Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Гиперактивность

Гиперактивность — это поведение, характеризующееся повышенной импульсивностью и сильным моторным и эмоциональным беспокойством. Научное название этого явления — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), а по-английски — ADHD (Attention Deficit Hyperactive Disorder). Как помочь гиперактивному ребенку?

Оглавление

Активность или гиперактивность? [↑]

Всем маленьким детям нравится бегать, прыгать, играть — а не сидеть на длинных скучных уроках. Активность ребенка свидетельствует о его нормальном развитии. В чем разница между активностью и гиперактивностью? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это неврологическая проблема, которая обычно выражается в следующем поведении:

— беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится;

— вскакивания с места и бесцельная двигательнаю активность в таких ситуациях, когда нужно оставаться на месте (например, во время уроков);

— неумение тихо спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;

— болтливость;

Гиперактивный ребенок действует импульсивно:

— часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;

— с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;

— мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Ни родители, ни педагоги не должны и не могут ставить ребенку диагнозы! Если у ребенка есть некоторые из перечисленных поведенческих нарушений — может быть, они вызваны сложностями эмоционального порядка, может, у ребенка проблемы в общении, недостаток дисциплины или врожденные особенности темперамента, характера. Бывает, такое поведение является проявлением конкуренции со сверстниками и за внимание родителей.

А бывает, что такое поведение вызвано неврологическим проблемами, и тогда ребенок просто физически не способен сидеть дольше минуты на одном месте, ничего не трогать, держать правильную осанку за столом. Вся его мускульная система требует беспрерывного движения.

Самому ребёнку его гиперактивность не мешает. Но вот ее последствия при взаимодействии с окружающей средой или при столкновении с требованиями или устоями общества могут создать непростые душевные проблемы. Поэтому совершенно необходимо провести психологическое тестирование.

Почему раньше про гиперактивность не было речи? [↑]

Дети с проблемами дефицита внимания и гиперактивности были во все времена, но тогда они просто не учились в школе, а занимались более подходящими для них делами, требующими не постоянной концентрации внимания, а физической активности. В системе обязательного школьного образования таким детям выживать очень тяжело.

К счастью, в наши дни мы уже не думаем, что если бы дети постарались больше / преподаватели преподавали бы лучше / дети бы не ленились и не хулиганили, то никаких проблем в поведении у них не было. Мы знаем, что СДВГ — это неврологическая проблема восприятия, и ребенку можно помочь. Получив необходимую медицинскую помощь, ребенок перестанет быть плохим и невнимательным учеником и сможет ощущать себя частью класса вместо того, чтобы быть посмешищем и испытывать серьезные психологические травмы — ведь ребенок страдает от постоянных замечаний, которые он получает отовсюду.

Это страшное слово «риталин» [↑]

Невропатолог с помощью специальной методики и подобранных проверок выявляет, есть ли у ребенка гиперактивность и насколько она сильна. По результатам проверок врач назначает лекарство, как правило, риталин или из этой группы.

Сегодня очень многие дети принимают этот препарат, который помогает детям сосредоточиться на уроках, они становятся спокойнее, и это помогает им адекватно реагировать на правила и просьбы взрослых.

Надо отметить, что в некоторых странах (например, в Израиле) многие учителя, желая работать спокойно, как только видят ребенка более озорного и более способного, чем другие, который просто скучает в классе и потому мешает остальным, предлагают дать ему риталин. Давать или не давать риталин конкретному ребёнку — это чисто профессиональное решение невропатолога.

Но если невропатолог решил, что риталин в конкретном случае необходим, родителям не нужно считать, что их ребенка «записали в ненормальные» — ребенку хотят помочь. К сожалению, нет пока научных данных о том, что какие-либо альтернативные средства решают проблему гиперактивности.

Риталин же используется в медицинской практике более шестидесяти лет и является одним из самых исследуемых лекарств. Исследования показывают, что побочных эффектов в большинстве случаев не наблюдается, а когда они есть, речь идёт о незначительном влиянии на рост ребёнка.

Дать ребёнку риталин, когда ему это не надо, — несомненно, преступление по отношению к его телу! Не дать риталин, когда ребёнку это необходимо, — преступление по отношению к его душе!

Мы не пропагандируем применение или отказ от данного лекарства. Решение, в каждом конкретном случае, принимается только квалифицированным невропатологом.

Общаться с гиперактивным ребенком. Как? [↑]

Обычно гиперактивность сопровождает человека всю жизнь, но, взрослея, люди вырабатывают техники поведения, научаются правильно использовать свою гиперактивность. Очень многие из этих людей инициативны, изобретательны и многого добиваются по жизни, если умеют правильно строить отношения с окружающими.

Детский психолог может дать практические рекомендации, подходящие каждому конкретному ребенку с СДВГ. Но каждый родитель может сделать жизнь своего ребенка лучше, если, приняв его диагноз как данность, перестанет пилить его и требовать приложить еще больше усилий и начнет оказывать внимание и поддержку. А это значит — позволять гиперактивному ребенку больше заниматься вещами, которые он любит и к которым способен: спортом, гимнастикой, танцами — и быть тем, кем он есть: замечательным ребенком с неврологическими проблемами. И еще несколько практических советов, как общаться с таким детьми:

— давать указания сдержанно, спокойно и четко — и по одному (не просить о двух-трех вещах сразу);

— за ошибки, неорганизованность, забывчивость, отвлекаемость, импульсивность и суетливость не ругать, а выражать своё негодование — не по поводу личности ребёнка, а по поводу его поступков;

— даже за даже маленькие успехи, помощь или послушание — не забывать хвалить;

— давать возможность сменять одно занятие другим и поменьше просить делать что-то, что требует сосредоточенности или продолжительных усилий.

Еще может помочь:

— строгий распорядок дня;

— избегать мест большого скопления людей;

— регулярные занятия спортом; как можно больше физических упражнений и активности, подвижные игры, помощь по дому, которая требует физического напряжения;

— препарат «Омега-3»;

— исключить из рациона белый сахар и пищевые красители — они считаются очень вредными для детей с гиперактивностью.

Самое главное с таким ребенком — это хорошие взаимоотношения, а не его дисциплинарные или учебные достижения.

Родителям гиперактивных детей, несомненно, тяжелее, чем родителям детей беспроблемных. Им тоже нужна поддержка и помощь, и сейчас существует много различных групп психологической поддержки для родителей гиперактивных детей.

Также в рамках проекта «Лемаан Еладейну», который реализуется нашей организацией Толдот Йешурун, работает «Центр развития ребенка и помощи еврейской семье» под руководством рабанит Хаи Кушнир — который оказывает помощь детям с проблемами развития, обучения и поведения из русскоязычных религиозных семей. Здесь вы всегда можете получить наши консультации и помощь.

Выводить материалы