Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чистота речи и хорошие качества характера требуют длительной работы над собой и должны стать привычкой, ведь привычка руководит человеком»Хафец Хаим, Законы Злоречия, 9, примечание к пункту 6

Есть ли в еврейской традиции мифические существа?

Темы: Мифология, Мистика, Овадья Климовский, Животные

Отложить Отложено

Здравствуйте, мне 17, и, возможно, мой вопрос покажется детским, но хотелось бы знать, есть ли в еврейской традиции, так сказать, мифические существа. Я знаю, что во многих других странах и культурах много всяких существ (те же драконы), а вот как и что сказано про это в Торе, я не знаю. И если да, то где и откуда можно про них узнать? Георгий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Георгий!

Ваш вопрос ни в коем случае не детский, да и в детском вопросе нет ничего плохого, все мы дети перед Всевышним и в познании бесконечности.

Однако стоит заметить: поскольку Тора — это не собрание мифов и не фольклор, то и существа, в ней упомянутые, вполне реальны. Кроме, по-видимому, змея, который тоже был, пожалуй, настолько же необычен, как и все окружение Адама в Ган-Эдене. Однако потомки его ничего исключительного собой не представляют. Кроме него в самой Торе практически не упоминаются какие-либо особые существа, которые неизвестны в наше время. За исключением, разве что, тахаша, у которого была разноцветная шкура, но, скорее всего, это какая разновидность крупной скотины. Ибн-Эзра считал, что он был похож на быка. А мудрецы в трактате Шабат говорят, что у него был один рог во лбу и это животное было уникальным созданием, в других местах и в другое время не встречавшимся.

В Писаниях упоминаются такие загадочные животные, как Рээм (о нем вскользь упоминает и Тора) и Ливьятан, однако обо всей их необычности нам известно не из Танаха, а из высказываний мудрецов, которые говорили о каких-то более глубоких вещах, лежащих не обязательно в материальной плоскости. В Талмуде и мидрашах мы встречаем еще больше упоминаний о неизвестных нам существах, однако ничего «мифического» в них тоже нет. Одни из них просто вымерли и не существуют в наше время, а упоминание о других — способ иносказательно донести до нас какие-то глубокие смыслы. Самым интересным, пожалуй, является Шамир — червь, с помощью которого можно было обработать камень без применения железа, он был необходим для строительства Храма. Поэтому не мог быть легендой — по Закону без него нельзя было обойтись. Где он теперь, неизвестно…

Узнать же о них можно, изучая Тору… всю, тогда рано или поздно Вы повстречаетесь со всеми и узнаете, кто из них к какой категории относится.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре