Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха»?

Темы: Христианство, Первородный грех, Машиах, Идолопоклонство, Иудаизм, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Шалом! Часто встречал мысль о том, что в иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха». Подскажите, пожалуйста, что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Первородный грех — это грех Адама и Хавы, когда они, ослушавшись запрета Творца, вкусили от древа познания добра и зла и были изгнаны из Райского сада. В результате этого греха произошли глобальные изменения во всем творении. Раби Моше-Хаим Луццатто пишет об этом в своей основополагающей книге по еврейскому мировоззрению «Путь Творца» (I; 3, 5): «в результате греха Адама и человек, и мир изменились по сравнению с их первоначальным состоянием. Эти изменения и их последствия многочисленны…» И далее (там же, 8): «… после греха скрылось совершенство больше, чем раньше, и умножились изъяны, и человек сам стал причиной собственного зла… Поэтому теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие. Ведь необходимо, чтобы человек и мир вернулись сначала к положению, в котором были до греха. А впоследствии человек сможет подняться из этого положения к тому совершенству, к которому ему надлежит подняться».

Для исправления этого греха избран еврейский народ. Всевышний даровал нам Тору, которая учит, как привести мир к исправлению. Об этом сказано в книге «Путь Творца» (II; 4, 9): «…Всевышний, благословен Он, поставил исправление всего творения и его возвышение в зависимость от действий Израиля. Он как бы подчинил свое управление их действиям: освящать и давать изобилие или скрыть Себя и отдалиться, не дай Б-г, в соответствии с их делами».

Теперь о втором вопросе: почему в иудаизме нет этой концепции? Во-первых, как мы видим, есть. Во-вторых, в таком виде, как ее подают христиане, в иудаизме ее действительно нет. Христианство говорит, что в результате первородного греха мир безнадежно испорчен. Материальность — это стопроцентное зло. Чем дальше от нее — тем лучше. Наиболее религиозные люди отстраняются от всего мирского, в том числе и от брака. Единственный шанс спастись и вернуться в Рай — это поверить в Йешу. Таким образом, это одна из центральных концепций христианства.

Иудаизм, как сказано выше, видит все совсем иначе. Мир — испорчен, но, исполняя заповеди Торы, можно привести его к исправлению. В материальности есть зло, но есть и добро. Приведу несколько примеров. В христианстве люди, которые хотят достичь вершины религиозности, не женятся. В иудаизме жениться — это заповедь. Только в брачном единстве с человеком противоположного пола мы можем прийти к совершенству. Первосвященник только один раз в году заходил в Святая Святых Храма — в самый святой день — Йом-Кипур. Он мог это сделать, только если у него была жена…

Еще один пример — отношение к пище. Согласно христианству, следует по возможности избегать получать удовольствие от пищи. Иудаизму такой подход не полностью чужд, но есть трапезы, участи в которых — заповедь. Нам заповедано чтить субботу и праздники, устраивая трапезы с вином и мясом.

Хасидский наставник раби Менахем-Мендл из Коцка, известный своими остроумными изречениями, так сформулировал еврейский подход: «Сказано в Торе (Шмот 22:30): “И людьми святыми будете у Меня”. То есть: да будет ваша святость — людской, святостью сынов Адама, сотворенных из плоти, а не святостью ангелов. Ангелов у Всевышнего, Благословен Он, и так с лихвой хватает».

Важно отметить: Ваш вопрос затрагивает важнейшие основы веры и мировоззрения. В идеале, чтобы как следует на него ответить, надо написать целую книгу. Я же лишь попытался в двух словах передать основную идею.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше