Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха»?

Темы: Христианство, Первородный грех, Машиах, Идолопоклонство, Иудаизм, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Шалом! Часто встречал мысль о том, что в иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха». Подскажите, пожалуйста, что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Первородный грех — это грех Адама и Хавы, когда они, ослушавшись запрета Творца, вкусили от древа познания добра и зла и были изгнаны из Райского сада. В результате этого греха произошли глобальные изменения во всем творении. Раби Моше-Хаим Луццатто пишет об этом в своей основополагающей книге по еврейскому мировоззрению «Путь Творца» (I; 3, 5): «в результате греха Адама и человек, и мир изменились по сравнению с их первоначальным состоянием. Эти изменения и их последствия многочисленны…» И далее (там же, 8): «… после греха скрылось совершенство больше, чем раньше, и умножились изъяны, и человек сам стал причиной собственного зла… Поэтому теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие. Ведь необходимо, чтобы человек и мир вернулись сначала к положению, в котором были до греха. А впоследствии человек сможет подняться из этого положения к тому совершенству, к которому ему надлежит подняться».

Для исправления этого греха избран еврейский народ. Всевышний даровал нам Тору, которая учит, как привести мир к исправлению. Об этом сказано в книге «Путь Творца» (II; 4, 9): «…Всевышний, благословен Он, поставил исправление всего творения и его возвышение в зависимость от действий Израиля. Он как бы подчинил свое управление их действиям: освящать и давать изобилие или скрыть Себя и отдалиться, не дай Б-г, в соответствии с их делами».

Теперь о втором вопросе: почему в иудаизме нет этой концепции? Во-первых, как мы видим, есть. Во-вторых, в таком виде, как ее подают христиане, в иудаизме ее действительно нет. Христианство говорит, что в результате первородного греха мир безнадежно испорчен. Материальность — это стопроцентное зло. Чем дальше от нее — тем лучше. Наиболее религиозные люди отстраняются от всего мирского, в том числе и от брака. Единственный шанс спастись и вернуться в Рай — это поверить в Йешу. Таким образом, это одна из центральных концепций христианства.

Иудаизм, как сказано выше, видит все совсем иначе. Мир — испорчен, но, исполняя заповеди Торы, можно привести его к исправлению. В материальности есть зло, но есть и добро. Приведу несколько примеров. В христианстве люди, которые хотят достичь вершины религиозности, не женятся. В иудаизме жениться — это заповедь. Только в брачном единстве с человеком противоположного пола мы можем прийти к совершенству. Первосвященник только один раз в году заходил в Святая Святых Храма — в самый святой день — Йом-Кипур. Он мог это сделать, только если у него была жена…

Еще один пример — отношение к пище. Согласно христианству, следует по возможности избегать получать удовольствие от пищи. Иудаизму такой подход не полностью чужд, но есть трапезы, участи в которых — заповедь. Нам заповедано чтить субботу и праздники, устраивая трапезы с вином и мясом.

Хасидский наставник раби Менахем-Мендл из Коцка, известный своими остроумными изречениями, так сформулировал еврейский подход: «Сказано в Торе (Шмот 22:30): “И людьми святыми будете у Меня”. То есть: да будет ваша святость — людской, святостью сынов Адама, сотворенных из плоти, а не святостью ангелов. Ангелов у Всевышнего, Благословен Он, и так с лихвой хватает».

Важно отметить: Ваш вопрос затрагивает важнейшие основы веры и мировоззрения. В идеале, чтобы как следует на него ответить, надо написать целую книгу. Я же лишь попытался в двух словах передать основную идею.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).