Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа основ, фундаментальный принцип мудрости — знание о том, что есть Тот, Кто существует предвечно, и Он — первопричина всего сущего. И всё, что есть в мире — на земле, в небесах и под небом, — обязано своим бытием Его сущности»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 1

Можно ли свистеть дома и смотреть в разбитое зеркало?

Темы: Ногти, Обычаи, Суеверие

Отложить Отложено

Шалом! Разъясните, пожалуйста, по поводу некоторых вещей, которые нам не разрешали делать наши бабушки — свистеть дома, стричь ногти в один день на руках и ногах, смотреть в разбитое или треснутое зеркало… Это эмунот тфелот (суеверия), или наши бабушки основывались на еврейских традициях? А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая А.,

Вы задаёте верный вопрос. Действительно, каждый запрет «наших бабушек» требует прояснения — каков его источник. Часть этих запретов (например, «запрет» подстригать ногти на руках и ногах в один день или «запрет» пришивать пуговицу к одежде, когда человек в неё одет) упоминается в святых книгах. Эти «запреты» основаны на знании наших мудрецов об отрицательном влиянии таких действий на духовные миры. Конечно, такие «запреты» важно соблюдать, ведь нарушение их реально опасно.

С другой стороны, часть подобных «запретов» не имеет «еврейских корней» и представляет собой просто эмунот тфелот (суеверия). Несомненно, нет необходимости учитывать эти суеверия в своей деятельности.

На иврите есть чудесная книга Шмират а-Гуф вэ-а-Нэфеш, в которой приводятся почти все «бабушкины» запреты, у которых есть «еврейские корни», проясняются их источники, а также их точные рамки. В этой книге три тома! Если Вы читаете на иврите, очень рекомендую.

Перейду к Вашим конкретным примерам.

Рабби Йосеф Каро в книге Магид Мейшарим (Мишлей, 23 6) пишет, что ангел (магид — как известно, у рава Йосефа Каро был ангел, который периодически являлся ему, наставлял его и учил Торе) сказал ему, что нельзя в один и тот же день стричь ногти рук и ног. Он также добавил, что следует стричь ногти на ногах в четверг, а на руках — в пятницу. Это предписание приводит Маген Авраам (предисловие к симану 260) и, вслед за ним, Мишна Брура (260, 6).

Однако Хида (рабби Хаим Йосеф Азулай, 1724—1806) в книге Махзик Браха (4-ый параграф) пишет: из сказанного в книге Шаар а-Каванот видно, что Аризаль не опасался стричь ногти на руках и на ногах в один день. Поэтому, по мнению Хида, можно так поступать.

Поскольку Мишна Брура приводит только слова автора Маген Авраама, ясно, что надо стараться не стричь ногти на руках и ногах в один день. Однако если это очень сложно, вероятно, можно положиться на мнение Хида. Я слышал, что рав Эльяшив разрешил женщине, которой было тяжело стричь ногти на руках и ногах в разные дни, стричь их в один день.

Что же касается «бабушкиных запретов» свистеть дома или смотреть в треснувшее зеркало, о них я никогда не слышал и предполагаю, что это эмунот тфелот.

Материалы по теме