Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Для чего Творец создал ногти на теле человека?

Темы: Ногти, Суббота, Каббала, Авдала, Тума, Рав Меир Мучник, Адам

Отложить Отложено

Здравствуйте! Для чего Творец создал ногти на теле человека, и для чего они растут (ведь могли бы восстанавливаться, не вырастая)? Благодарю!

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Ногти — это весьма интересная тема, для понимания которой надо вернуться к самому началу истории человека и его тела.

Как известно, в Торе сказано, что до греха Адам и Хава «были нагими и не стыдились» (Берешит 2:25), а после греха «узнали, что наги они» (там же 3:7), и Б-г им сделал «одежды кожаные» (3:21).

По словам мудрецов (Мидраш Раба 20:29), выражение котнот ор (כותנות עור) — «одежды кожаные», может также читаться с заменой буквы аин на алеф. Звучать будет примерно так же, но означать будет буквально «одежды из света». А Зоар вводит еще одно выражение: левушей ципорэн — буквально «одежды из ногтя». Как все это понимать?

Объясняет Мидраш (Пиркей де-раби Элиэзер 14): это намек на то, каким на самом деле было тело Адама до греха. Хотя у Адама не было одежды, его тело вовсе не было «голым» и «обнаженным», то есть лишенным покрытия. Ибо само тело было другим. Оно было целиком покрыто «ногтевым» слоем, гладким и сияющим. В таком виде ему и не нужна была одежда.

Ведь цель одежды — обеспечить гармоничное взаимодействие человека с окружающим его миром, правильное соприкосновение с ним, адаптацию. Само по себе тело уязвимо, а также воспринимается как низменное и не передает внутреннюю суть человека. Поэтому нужна одежда — дополнительная оболочка, которая устраняет эту «нестыковку» с миром: и защищает человека, и выражает его возвышенную сущность. Но до греха твердая и сияющая оболочка тела сама хорошо защищала его и выражала сущность его души. Поэтому она и была «одеждой» человека. То есть на том уровне тело полностью справлялось со своей ролью оболочки души и само служило человеку «одеждой». И не было нужды в какой-то дополнительной, внешней, искусственной одежде. (Как кожа, шерсть или чешуя животных вполне служит им «одеждой», и они не воспринимаются как «голые»).

Но в результате греха человек оказался на значительно более низком уровне, и та сияющая «одежда» превратилась в обыкновенную кожу, которая уже не является в достаточной мере «одеждой». А от изначальной оболочки остались лишь ногти (да и те, наверное, уже не в прежнем сияющем виде).

Таким образом, Б-г вовсе не создал специально ногти на руках и ногах, а наоборот, изначально создал человека полностью покрытым «роговыми пластинками», а потом оставил их только на руках и ногах, как напоминание об изначальном состоянии человека и его утрате.

С этим же событием связан и рост ногтей. Чтобы понять это, надо рассмотреть пару законов о ногтях.

С одной стороны, в пятницу, перед наступлением субботы ногти (если надо) стригут. Ибо, по словам мудрецов, ногти ассоциируются с нечистотой, и ее удаляют для того, чтобы встретить святую субботу в чистоте.

Но, с другой стороны, когда кончается суббота и наступают будни, мы проводим церемонию Авдала: зажигаем, свечу, произносим благословение на ее свет (борэ меорэй а-эш) и смотрим на освещенные им ногти. Почему именно ногти? Мудрецы говорят (Рабейну Йона, Мишна Брура 298:3): потому, что ногти постоянно растут, и это символизирует благословение и процветание; мы надеемся, что их принесет наступающая неделя.

Так что же все-таки символизируют ногти: нечистоту, которую следует удалить, или процветание, которое, наоборот, следует благословлять и «притягивать»?

Будучи остатком изначальной оболочки человека, ногти символизируют то, что произошло с ним в результате греха. Изначально он был совершенно святым и чистым, и зло существовало только вовне. Но в результате греха зло примешалось к самой его душе, и теперь ему необходимо постоянно бороться с этим злом. По возможности — превращать в добро, а если не получается — отсекать и выбрасывать наружу.

Большинство человеческих качеств являются положительными, когда они проявляются умеренно и остаются внутри определенных рамок. Если же они выходят за рамки, то становятся крайностями и превращаются из достоинств в недостатки. Человеку следует развивать в себе доброту и мягкость, но если он зайдет в этом слишком далеко, то мягкость превратится во вседозволенность. Надо стремиться к дисциплине, но, если зайти слишком далеко, дисциплинированность превратится в жесткость и бессердечие. Поэтому надо постоянно балансировать: развивать положительные качества, но бороться с их крайними проявлениями. И те недостатки, что есть, пытаться превратить в достоинства, используя их для служения Б-гу. А если это невозможно, отсекать и искоренять их.

Это и символизируют ногти. У ногтя две части: внутренняя, вплотную прилегающая к ногтевому ложу, и внешняя, вырастающая за его пределы. Внутренняя символизирует изначальную чистоту и святость «ногтевой» оболочки человека, когда все его качества были умеренными и положительными. Их надо развивать и благословлять рост ногтей. Но чрезмерный рост символизирует превращение достоинств в недостатки. Под длинные ногти может забиваться грязь. Яркий свет (который изначально излучала «ногтевая» оболочка человека) освещает какую-то часть наружной тьмы, но, с другой стороны, оттуда слетаются насекомые и «облепляют» его. Поэтому слишком длинные ногти следует удалять.

И все — в свое время. Суббота — это день святости и чистоты, напоминающей о той, что существовала изначально, до греха Адама. Мы хотим вновь окунуться в ту атмосферу и очиститься от «грязи», «прилипшей» к нам в будничной жизни в этом мире. Поэтому мы состригаем чрезмерно выросшие ногти. Но по окончании субботы нам все-таки следует возвратиться из святой атмосферы в будничную и, почерпнув вдохновение в субботе, стремиться освятить свою жизнь и в будни, добиваясь успеха в каждодневной деятельности. Поэтому мы смотрим на ногти, которые символизируют рост и возможность выхода некоторой части святости «наружу».

Но только — если ногти освещает огонь свечи. По словам мудрецов, в результате греха Адама изначальный Б-жественный свет, наполнявший мир, перестал светить, и по окончании субботы стемнело. Но Б-г смилостивился над человеком и дал ему огонь, чтобы у него была возможность бороться с тьмой. Огонь освещает, но и сжигает. Если зло необходимо устранить, то лучший способ — сжечь его. Как, например, хамец перед Песахом. И состриженные ногти, согласно Талмуду (Моэд Катан 18а), тоже лучше всего сжечь. Поэтому на церемонии Авдала, знаменующей окончание субботы и наступление относительной «тьмы» будней, мы зажигаем свечу, напоминающую о данном человеку огне, и освещаем ее светом ногти: стремимся к росту, но готовы к борьбе с тьмой и крайностями, с которыми встретимся в процессе этого роста. По возможности, осветим тьму и превратим недостатки в достоинства. А что не получится — удалим перед наступлением следующей субботы и сожжем.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский