Темы: Ногти, Суббота, Каббала, Авдала, Тума, Рав Меир Мучник, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Для чего Творец создал ногти на теле человека, и для чего они растут (ведь могли бы восстанавливаться, не вырастая)? Благодарю!
Здравствуйте!
Ногти — это весьма интересная тема, для понимания которой надо вернуться к самому началу истории человека и его тела.
Как известно, в Торе сказано, что до греха Адам и Хава «были нагими и не стыдились» (Берешит 2:25), а после греха «узнали, что наги они» (там же 3:7), и Б-г им сделал «одежды кожаные» (3:21).
По словам мудрецов (Мидраш Раба 20:29), выражение котнот ор (כותנות עור) — «одежды кожаные», может также читаться с заменой буквы аин на алеф. Звучать будет примерно так же, но означать будет буквально «одежды из света». А Зоар вводит еще одно выражение: левушей ципорэн — буквально «одежды из ногтя». Как все это понимать?
Объясняет Мидраш (Пиркей де-раби Элиэзер 14): это намек на то, каким на самом деле было тело Адама до греха. Хотя у Адама не было одежды, его тело вовсе не было «голым» и «обнаженным», то есть лишенным покрытия. Ибо само тело было другим. Оно было целиком покрыто «ногтевым» слоем, гладким и сияющим. В таком виде ему и не нужна была одежда.
Ведь цель одежды — обеспечить гармоничное взаимодействие человека с окружающим его миром, правильное соприкосновение с ним, адаптацию. Само по себе тело уязвимо, а также воспринимается как низменное и не передает внутреннюю суть человека. Поэтому нужна одежда — дополнительная оболочка, которая устраняет эту «нестыковку» с миром: и защищает человека, и выражает его возвышенную сущность. Но до греха твердая и сияющая оболочка тела сама хорошо защищала его и выражала сущность его души. Поэтому она и была «одеждой» человека. То есть на том уровне тело полностью справлялось со своей ролью оболочки души и само служило человеку «одеждой». И не было нужды в какой-то дополнительной, внешней, искусственной одежде. (Как кожа, шерсть или чешуя животных вполне служит им «одеждой», и они не воспринимаются как «голые»).
Но в результате греха человек оказался на значительно более низком уровне, и та сияющая «одежда» превратилась в обыкновенную кожу, которая уже не является в достаточной мере «одеждой». А от изначальной оболочки остались лишь ногти (да и те, наверное, уже не в прежнем сияющем виде).
Таким образом, Б-г вовсе не создал специально ногти на руках и ногах, а наоборот, изначально создал человека полностью покрытым «роговыми пластинками», а потом оставил их только на руках и ногах, как напоминание об изначальном состоянии человека и его утрате.
С этим же событием связан и рост ногтей. Чтобы понять это, надо рассмотреть пару законов о ногтях.
С одной стороны, в пятницу, перед наступлением субботы ногти (если надо) стригут. Ибо, по словам мудрецов, ногти ассоциируются с нечистотой, и ее удаляют для того, чтобы встретить святую субботу в чистоте.
Но, с другой стороны, когда кончается суббота и наступают будни, мы проводим церемонию Авдала: зажигаем, свечу, произносим благословение на ее свет (борэ меорэй а-эш) и смотрим на освещенные им ногти. Почему именно ногти? Мудрецы говорят (Рабейну Йона, Мишна Брура 298:3): потому, что ногти постоянно растут, и это символизирует благословение и процветание; мы надеемся, что их принесет наступающая неделя.
Так что же все-таки символизируют ногти: нечистоту, которую следует удалить, или процветание, которое, наоборот, следует благословлять и «притягивать»?
Будучи остатком изначальной оболочки человека, ногти символизируют то, что произошло с ним в результате греха. Изначально он был совершенно святым и чистым, и зло существовало только вовне. Но в результате греха зло примешалось к самой его душе, и теперь ему необходимо постоянно бороться с этим злом. По возможности — превращать в добро, а если не получается — отсекать и выбрасывать наружу.
Большинство человеческих качеств являются положительными, когда они проявляются умеренно и остаются внутри определенных рамок. Если же они выходят за рамки, то становятся крайностями и превращаются из достоинств в недостатки. Человеку следует развивать в себе доброту и мягкость, но если он зайдет в этом слишком далеко, то мягкость превратится во вседозволенность. Надо стремиться к дисциплине, но, если зайти слишком далеко, дисциплинированность превратится в жесткость и бессердечие. Поэтому надо постоянно балансировать: развивать положительные качества, но бороться с их крайними проявлениями. И те недостатки, что есть, пытаться превратить в достоинства, используя их для служения Б-гу. А если это невозможно, отсекать и искоренять их.
Это и символизируют ногти. У ногтя две части: внутренняя, вплотную прилегающая к ногтевому ложу, и внешняя, вырастающая за его пределы. Внутренняя символизирует изначальную чистоту и святость «ногтевой» оболочки человека, когда все его качества были умеренными и положительными. Их надо развивать и благословлять рост ногтей. Но чрезмерный рост символизирует превращение достоинств в недостатки. Под длинные ногти может забиваться грязь. Яркий свет (который изначально излучала «ногтевая» оболочка человека) освещает какую-то часть наружной тьмы, но, с другой стороны, оттуда слетаются насекомые и «облепляют» его. Поэтому слишком длинные ногти следует удалять.
И все — в свое время. Суббота — это день святости и чистоты, напоминающей о той, что существовала изначально, до греха Адама. Мы хотим вновь окунуться в ту атмосферу и очиститься от «грязи», «прилипшей» к нам в будничной жизни в этом мире. Поэтому мы состригаем чрезмерно выросшие ногти. Но по окончании субботы нам все-таки следует возвратиться из святой атмосферы в будничную и, почерпнув вдохновение в субботе, стремиться освятить свою жизнь и в будни, добиваясь успеха в каждодневной деятельности. Поэтому мы смотрим на ногти, которые символизируют рост и возможность выхода некоторой части святости «наружу».
Но только — если ногти освещает огонь свечи. По словам мудрецов, в результате греха Адама изначальный Б-жественный свет, наполнявший мир, перестал светить, и по окончании субботы стемнело. Но Б-г смилостивился над человеком и дал ему огонь, чтобы у него была возможность бороться с тьмой. Огонь освещает, но и сжигает. Если зло необходимо устранить, то лучший способ — сжечь его. Как, например, хамец перед Песахом. И состриженные ногти, согласно Талмуду (Моэд Катан 18а), тоже лучше всего сжечь. Поэтому на церемонии Авдала, знаменующей окончание субботы и наступление относительной «тьмы» будней, мы зажигаем свечу, напоминающую о данном человеку огне, и освещаем ее светом ногти: стремимся к росту, но готовы к борьбе с тьмой и крайностями, с которыми встретимся в процессе этого роста. По возможности, осветим тьму и превратим недостатки в достоинства. А что не получится — удалим перед наступлением следующей субботы и сожжем.
С уважением, Меир Мучник
Рав Бенцион Зильбер
Я несколько лет делала в салоне красоты маникюр и наращивала ногти акрилом или гелем
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Реувен Куклин
А что делать с волосами после стрижки?
Рахель Эстер
Изделие из серебра для хранения благовонных веществ. До Авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка ».
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ