Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему так тяжело сделать тшуву?

29 августа, темы: Тшува, Рош а-Шана, Грех, Мировоззрение, Элуль, Рав Яков Шуб, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, объясните, пожалуйста. На уроках нам среди прочего рассказали, что в месяце Элуль надо делать тшуву. Но ведь это так тяжело. Я далеко не праведник, и в жизни натворил много глупостей, которые висят на мне, как камень на шее. Как теперь все это стереть? Мне не верится, что я смогу когда-либо исправится. Заранее благодарен, Л.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Л.,

Большое спасибо за искреннее письмо. Для начала позвольте внести маленькую поправку: тшуву можно совершить не только в месяце Элуль, но и в любой другой месяц и день. Но Вы совершенно правы в том, что месяц Элуль — наиболее благоприятное время для этого, так как Всевышний в это время — ближе всего к еврейскому народу и готов услышать его. Известный пример помогает понять возможности, которые появляются у нас в месяце Элуле: царь, у которого непросто получить аудиенцию в обычный день, «выходит к народу», и каждый простолюдин имеет возможность пообщаться с ним.

Но обратимся непосредственно к Вашему вопросу. Вы не единственный, кто пишет о том, как непросто сделать тшуву. Но, прежде всего, следует отметить, что Тора (Дварим 30, 14, согласно комментарию Рамбана) говорит обратное: «А весьма близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его». Т.е. раскаяние близко нам, и с ним нет особых сложностей. Почему же людям тшува кажется чем-то сложным и неподъемным? Дело в том, что мы не всегда понимаем, что означает — сделать тшуву. Часто люди ошибочно полагают, что сделать тшуву — это искупить свои грехи и избавиться от них. А ведь это совершенно не так. Искупление грехов — это только часть, может быть, даже самая незначительная часть тшувы. Скажем больше, есть такие грехи, которые невозможно искупить тшувой.

Что же тогда такое тшува? Минхат Хинух (мицва 364) говорит: является человек праведником или грешником — вовсе не зависит от того, искупил он свои грехи или нет. Если человек раскаялся и вернулся к Всевышнему, он сразу становится праведником. Эти слова автора «Минхат Хинух» открывают для нас совершенно новый, основополагающий, этап, который предшествует этапу искупления грехов.

Подтверждение этой идеи можно найти в Гмаре (Кидушин 49а). Там речь идет о человеке, который женится и говорит, что женщина посвящается ему в жены только на условии, что он абсолютный праведник. Гмара не видит в этом проблемы и говорит: женщина становится по закону его женой, даже если нам известно, что этот человек — абсолютный грешник. Почему? — Возможно, перед этим он раскаялся. Получается, что само раскаяние уже меняет сущность человека, даже если он еще не искупил предыдущие грехи.

Чтобы понять, как такое возможно, попытаемся разобраться, что же означает понятие «тшува». Каждые раз, когда человек свершает какое-либо нарушение, он, прежде всего, отдаляется от Всевышнего (кроме того, что наносит вред себе и духовным мирам). Он как будто заявляет Всевышнему, не дай Б-г: я не слушаю Тебя и не связан с Тобой. Иными словами, первое, что происходит, когда человек совершает нарушение, — увеличивается «расстояние» между ним и Всевышним, а вред, который нарушитель причиняет себе и духовным мирам, — это уже следствие.

Поэтому правильный перевод понятия «тшува» — это «возвращение». Возвращение к Всевышнему, от Которого человек отдалился, не соблюдая Его закон. Иными словами, решение человека встать на верный путь, отдалиться от своих грехов и приблизиться к Всевышнему — это и есть основа тшувы. Такое решение кардинально меняет сущность человека, делает его новым созданием. Более того, само решение приблизиться уже приближает нас к Всевышнему. Как мы видели в гмаре из Кидушин (см. выше), человек может измениться в одно мгновение. А искупление грехов — это уже следующий этап, это своего рода подарок Всевышнего тем, кто желает приблизиться к Нему. И уж тем более невозможно искупление грехов без близости к Всевышнему.

Именно о таком возвращении мы просим в одном из благословений в ежедневной молитве Амида: «… и возврати нас в раскаянии полном к Тебе». И только потом, в следующем благословении просим о прощении наших грехов.

Для примера давайте представим себе двух туристов, которые отправляются в путь из Иерусалима. Один вышел на час раньше другого. Через три часа первый решил вернуться в Иерусалим. Зададим себе вопрос, кто из них ближе к Иерусалиму, более связан с ним? Если посмотреть на расстояние в километрах, то понятно, что второй ближе. Но всем понятно, что в тот момент, когда первый принял решение вернуться, он гораздо более связан с Иерусалимом, чем второй. Ведь он начинает движение в правильном направлении, а второй продолжает удаляться.

Еще одна хорошая новость: Иерусалимский Талмуд говорит, что в Рош а-Шана человека также судят не за предыдущие грехи, а за то, в каком состоянии он находится в данный момент. Иными словами, цель подготовки к Рош а-Шана — это доказать, что у нас есть потенциал, а уже потом заниматься исправлением прошлых нарушений.

Понятно, что кроме решения вернуться и приблизится к Всевышнему по-настоящему нужно приложить еще много усилий. Однако теперь мы поняли, что встать на верный путь вовсе не сложно, нужно только правильно определить направление, принять решение измениться и начать двигаться, а, как известно, для тех, кто желает «очиститься», есть особая помощь Небес.

Пусть Всевышний поможет нам всем приблизиться к Нему в полной мере.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме