Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что сказано о полтергейсте в еврейской литературе?

25 июня, темы: Каббала, Мистика, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте! Будьте добры, подскажите, как называется явление полтергейст в еврейской литературе? Мы все знаем про иносказательный миф про Голема. Возможно, полтергейст описан и раскрыта природа данного явления. Суть в том, что да, происходят странные мистические передвижения предметов, странные явления вполне материальные, даже есть свидетели. Возможно, в каббалистических книгах есть описание данного явления? Я даже никому не могу сказать и спросить, что происходит, мне не поверят, кто поверит в самостоятельно двигающиеся предметы? Буду очень признательна, если направите меня или сможете пролить свет на природу данного явления. У меня нет сомнений, что в еврейской литературе это явление описано. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы правы, что упомянутое Вами явление (в той мере, в какой рассказы о нем могут считаться достоверными), если где и описано, то, скорее, в каббалистических книгах. Но серьезной Каббалой нам с Вами лучше не заниматься — вряд ли что-либо там правильно поймем, тут нужна особая подготовка. А пока что, не будучи каббалистом, могу лишь по-обывательски пересказать то, что известно.

Данное явление может быть связано с тем, что происходит с человеческими душами после смерти. Завершив выполнение своей миссии на земле и реализовав себя, душа возносится на Небеса, где в конечном счете обретает покой и получает то воздаяние, что ей полагается.

Но бывает, что миссия не полностью завершена, душа не полностью реализовалась, ей еще чего-то не хватает. В результате она может далеко не сразу обрести покой, получив место на Небесах, и какое-то время блуждать, в том числе — в этом физическом мире, не полностью его покинув (это уже называется «духом» — руах). Ощущая свою нереализованность и необходимость что-то доделать, но не имея тела, дух может попытаться вселиться в тело живущего человека (обычно душевно нестабильного, депрессивного, по-крупному мучимого совестью, т.е. обладающего слабым иммунитетом и уязвимого в этом плане) и подталкивать его к определенным действиям (это называется диббук). Или может даже без тела попытаться что-то сдвинуть с места.

Некоторые думают, что эти действия — результат работы шедим — «демонов». Не вдаваясь в вопрос о том, кто они и насколько реальны сегодня, приведем лишь комментарий Ор а-Хаим к Торе (Шмот 7:21). В этом стихе сказано, что, когда вода в Ниле обратилась в кровь, вся рыба в реке погибла. Это было доказательством, что вода реально превратилась в кровь, а значит, это деяние Б-га, а не работа шедим. Ибо последние могут создавать только иллюзии, галлюцинации и т. п. Маараль (Беэр а-Гола 2) тоже пишет, что шедим могут издавать звуки, но не менять что-либо в этом мире. Таким образом, если что-то реально сдвигается с места или разбивается, это не шедим. Впрочем, в тех случаях, когда подобное явление — плод иллюзий и больного воображения рассказчика, то, может быть, действительно шедим?

В любом случае Тора, данная всем нам, упоминает шедим (или сэирим) лишь изредка и вскользь, отмечая, что не только грешно, но и глупо приносить им жертвы (Ваикра 16:7; Дварим 32:17), и что тот, кто живет с Б-гом и полагается на Него, может их не бояться (Тэилим 91).

А о духах умерших людей Тора вообще практически не упоминает, зато открытым текстом запрещает сеансы вопрошения мертвых и тому подобные действия. Ибо в той мере, в какой все это реально, оно относится к сфере, с которой нам лучше не соприкасаться: не обретшие покой души, чаще проблематичные и недобрые, силы нечистоты и т. д. Нам же следует налаживать прямую связь с Б-гом и делать свое дело в открытом и доступном для нас мире жизни. Как в самом этом мире лучше не посещать неблагополучные районы или заведения для душевно больных или уголовников (если это не связано с нашей профессиональной деятельностью и если мы никак не можем помочь этим людям). Соприкосновение со всем этим вряд ли добавит нам позитивного настроя и вдохновения для выполнения задачи, поставленной нам Б-гом в этом мире, а может и откровенно навредить.

Жизнь этих людей во многом подобна смерти, а ведь не случайно человек, пораженный язвой цараат за злословие и уподобленный Торой мертвому, должен, пока не вылечится, пребывать за пределами города, в изоляции от общества. Ему надо прожить этот период, прочувствовать всю тяжесть своих поступков, а обществу тоже лучше с ним не иметь дела. Коаним — священникам, служителям Б-га, обладающим особой святостью и потенциалом к позитивной жизнедеятельности, Тора в этой недельной главе запрещает соприкасаться с человеческим трупом и даже находиться в одном с ним помещении или на кладбище. Ибо их дело — жизнь, а это — служение Б-гу в центре событий, в Храме.

(Рав Шимшон-Рефаэль Гирш замечает интересную вещь: в отличие от христианских кладбищ, которые находятся при церкви, еврейские кладбища находятся за пределами города. И заведуют погребением вовсе не коэны — им как раз велено держаться от всего этого подальше. Коэн не приходит тогда, когда уходит врач, — он уходит вместе с врачом. Приняв участие во всех важных этапах жизни человека. И в христианстве, и в исламе существует в определенной мере культ смерти. Христианство по большому счету основано на смерти своего основателя, ее образ является главным символом религии и предметом страстей. Ислам тоже, особенно в наши дни, явно считает высшей доблестью именно «умение» умереть — захватив с собой как можно больше народу. Но в Торе если и есть культ, то жизни).

Поэтому в этом мире Б-г устроил так, чтобы присутствие проблематичных явлений и людей ограничивалось определенными районами, зонами и заведениями, которые обычные люди, живущие полноценной жизнью, могли бы избегать. Большинство людей мало знают о том мире, но им и не надо его познавать. Вот и явления, связанные с потусторонним неблагополучием, если и существуют, то привязаны к определенным местам и людям, которых обычные люди могут избегать и не волноваться о них. О таких местах и людях могут ходить всякого рода истории разных степеней достоверности, но нам в любом случае лучше стремиться к местам и людям, истории о которых нам строить и свято жить помогают.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме