Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11
Тема

Диббук

Диббук (от иврит. דִּבּוּק — «прилепление», «прикрепление») — в еврейской традиции так называют злой дух, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.

Оглавление

Упоминания о диббуке [↑]

Диббук рассматривался как душа, утратившая вследствие отягощенности грехами способность к переселению. Будучи «оголенной душой», диббук ищет убежища в телах живых. Согласно поверью, диббук вселяется в тело человека, совершившего тайный грех. Сочинения некоторых каббалистов, учеников раби Ицхака Лурии, содержат подробные наставления об изгнании диббука.

Проблематика, связанная с представлениями о диббуке, рассматривается в книгах «Сефер а-хезионот» («Книга видений») раби Хаима Виталя, «Шаар а-гилгулим» («Врата превращений») его сына раби Шмуэля Виталя, «Нишмат хаим» («Дух жизни») раби Менаше Бен-Исраэля и других.

Святой гаон раби Элияу из Измира в книге «Минхат Элияу» описал, как говорил диббук перед собравшейся общиной, и даже приводил начало ее речи:

«Я Авраам Шнеур де Корониеэль, покончивший самоубийством, так как подошло время моей свадьбы, а у меня не было денег на ее расходы, и я выбрал смерть из-за стыда. А теперь нет мне покоя. Когда моя душа вышла, послали ее в каф акела, в Геином, и вышли навстречу ей десятки тысяч злодеев с огненными палками, и стали толкать меня. И сказали: “Уходи, оскверненный”. И моя душа блуждает по миру, преследуемая ангелами-разрушителями».

Считалось, что раби Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, и другие цадики обладают способностью при помощи молитв изгонять диббук из одержимых, предоставляя ему выход либо путем исправления (тикун), что открывало путь в гильгуль, либо низвергал диббук в ад. Упоминания об изгнании диббука мы находим в еврейских источниках середины XVI — начала XX вв. В 1903 году в Багдаде изгонялись духи лжемессии Шабтая Цви и его приверженца Натана из Газы. Последний документ об изгнании диббука был составлен в Иерусалиме в 1904 году.

Человек, в которого вселился диббук, проявляет агрессию по отношению к окружающим, может наносить вред сам себе, его тело может сотрясаться, как при эпилепсии, лицо искажается. Он может начать разговаривать на непонятном языке, извергать проклятия и вести другие неподобающие речи.

Виленский Гаон и диббуки [↑]

В предисловии к книге «Мидраш Рут ахадаш» с комментариями Виленского Гаона рав Авраам Симха из Амчислава поведал историю, которую он слышал от своего дяди — ученика Виленского Гаона раби Хаима из Воложина.

Однажды злой дух, диббук, вошел в одного еврея из Вильно. Двор синагоги наполнился народом, желавшим посмотреть на такое чудо. Виленский Гаон, который в то время сидел у себя в комнате и учил Тору, выглянул в окно, выходящее в тот же двор, чтобы понять, по какому поводу поднялся шум.

Когда «диббук» увидел лицо Гаона, он тут же закричал: «Раби! Это о тебе провозглашают с Небес: Остерегайтесь Элияу и его Торы! Если только услышу приказ из твоих уст выйти из тела этого человека, я буду вынужден послушаться и выйти!» Виленский Гаон взглянул на этого человека и на диббука и сказал: «Никогда не хотел я иметь с вами дела, да и сейчас совершенно не хочу с вами никаких разговоров!»

Через некоторое время после того, как эти слова были произнесены Виленским Гаоном, вселился диббук в одного юношу из Новардока и говорил из его нутра речи ужасные и пугающие. Однажды жители Новардока решили напугать этого диббука и сказали ему: «Мы отведем тебя в Вильно, к раби Элияу, и, если он захочет, наверняка удалит тебя от этого юноши». Ответил им диббук: «Это правда, что мы его боимся, но мы получили от него уверение в том, что он не будет с нами иметь дела».

Спросили у диббука, почему они, диббуки, так боятся раби Элияу, ведь он не изнуряет себя дополнительными постами и ест каждый день. Ответил диббук: «горе нам даже тогда, когда он ест, потому что на Небесах его еда расценивается как жертвоприношение…»

Иногда это просто болезнь… [↑]

Несомненно, что многие «диббуким» вовсе не диббуким, а просто душевная болезнь. И так утверждает рав Яков Илель, который является одним из самых больших каббалистов нашего поколения. Рассказывают, что недавно человека, у которого был так называемый «диббук», привели к раву Эльяшиву. Рав Эльяшив пожелал ему душевного и физического здоровья.

Выводить материалы