Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько возможно это понять и постичь»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 10, 6

Как понимает иудаизм такие понятия, как ад и рай?

14 ноября 2010, 11:51

Отложить Отложено

Здравствуйте!

Меня зовут Мариам, и у меня есть к Вам небольшая просьба. Я занимаюсь научной деятельностью, связанной с религией, и в настоящее время занимаюсь работой о диббуке, обрядах экзорцизма. У меня возникла проблема-нехватка материала, хочется написать грамотную работу… Очень спорным кажется для меня вопрос жизни после смерти в иудаизме — как рассматривать ган эден, шеол? Надеюсь, что Вы, как человек сведущий и компетентный, сможете мне помочь!

С уважением, Мариам.

Ответ

Уважаемая Мирьям,

Из Ваших слов видно, что Вы считаете, что перевод слова «ад» — «шеоль». В целом это так, ведь Талмуд в трактате Эрувин (19 а) говорит, что семь названий есть у «геинома» (ада), одно из них — «шеоль». Однако более правильное название ада — «геином», поскольку в книге Зоар (3-ья часть, стр. 178 а) сказано, что в аду есть 7 «мадорим» (отделений), «шеоль» (как и все другие имена, упомянутые в Талмуде) является только одним из них. Выходит, что имя «шеоль» — общее для всех «медорим» (отделений).

Что касается Вашего вопроса… Краткое определение ган эдэену (раю) и геиному (преисподняя) РаМХаЛь даёт в книге «Маамар аИкарим». Там он пишет, что это места, которые были подготовлены для душ, в которых души будут находится до воскрешения из мёртвых.

Подробно об этих местах РаМХаЛь пишет в книге «Даат Твунот» (глава 126). Перевод этой книги на русский язык Вы сможете найти на нашем сайте. Советую посмотреть там.

В защиту прав чечевицы!

Здравствуйте. У меня вопрос. Мои взрослые сыновья отказываются есть чечевицу. Хотя я делаю вкусные котлеты из них. Я думаю, что это потому, что Эйсав любил чечевицу. Я много рецептов из чечевицы находила в еврейской кухне. Как Вы считаете, этот мотив отказа оправдан? Какое отношение к чечевице у религиозных евреев?

Ответ

Уважаемая Р.,

Я предполагаю, что истинный мотив отказа Ваших сыновей не связан с особенностями Эсава. По-видимому, они не любят чечевицу по более простой причине — она им просто не по вкусу (и я их очень понимаю). Я также предполагаю, что даже Ваши чудесные рецепты и умелые руки не в силе исправить подорванную репутацию чечевицы.

Так или иначе, если их недолюбливание чечевицы связано с Эсавом, то это несправедливое отношение к чечевице, и мотив их отказа неоправаданный. Если же, они просто её не любят, то на это у них есть полное право.

Отношение религиозных евреев к чечевице положительное.

О свободе выбора и предопределённости

Уважаемый Рав!

Если у человека есть судьба и во всем мы видим почерк Всевышнего, то в чем же заключается наша свобода? Если все наши поступки и развитие событий давно предопределены?

И еще такой вопрос: существует ли, с позиции иудаизма, реинкарнация? (новые каббалисты очень часто о ней рассказывают ) Если она есть, получается мы расплачиваемся за поступки, о которых мы ничего не помним? Действительно ли Творец наказывает аж по седьмое поколение? А где же Вселенская справедливость? Как с этим жить?

Ответ

Уважаемая Лена,

Относительно вопроса о предопределённости я посоветовал бы прочитать ответ рава Ашера Кушира «О парадоксе свободы выбора и предопределённости».

Что касается реинкарнации… Несомненно, что иудаизм признаёт реинкарнацию. Она упоминается уже в таких древних книгах, как Зоар (который был написан более 2000 лет назад). Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он их не помнит.

О расплате до седьмого поколения… Мудрецы говорят, что тут идёт речь только о том, кто продолжает грешить.

Есть возможность задать вопросы по иудаизму тут — вопросы раввину.

Самый короткий ответ года!

Ко мне обратился заказчик по вопросу создания веб-сайта, представляющего собой некое подобие социальной сети для христианских миссионеров.

Имею ли я право брать и вести разработку данного проекта?

Буду рад скорому ответу, ведь решение нужно принять быстро. Спасибо.

Ответ

Нет.

С уважением, Реувен Куклин.

_________________

Спасибо за быстрый ответ!

Он, несомненно, будет победителем в номинации «самый короткий ответ года» .

Причем при этом полностью отвечает на заданный вопрос.

________________

Нет.

Самый короткий ответ — «да» (но, не в Вашем случае). Жду возможности…

С уважением, Реувен Куклин.

Предусмотрено ли в ТАНАХе развитие науки, цивилизации?

Предусмотрено ли в ТАНАХе развитие науки, цивилизации?

Анна.

Ответ

Уважаемая Анна,

В Танахе есть намёк на всё, как пишет Виленский Гаон в комментарии на Сифра деЦниута. По словам Зоара, намёк на развитие науки находится в главе Ноах (Берешит 7, 11). Подробнее об этом читайте Есть ли в Торе пророчества о техническом прогрессе?.

Есть возможность задать вопросы по иудаизму тут — вопросы раввину.

Зачем доить верблюдиц?

В недельной главе сказано, что Яаков послал Эсаву: «Тридцать дойных верблюдиц

и их верблюжат (при них), сорок коров и десять быков, двадцать ослиц и десять ослов молодых».

Зачем ТОРА уточняет, что верблюдицы были дойными?

Ведь молоко верблюжье — некошерное?

С какой целью их доить?

Ответ

Уважаемый А.,

Поскольку это был подарок Эсаву, а Эсав ел также некошерную еду, важно подчеркнуть этот факт.

Женитьба без гиюра?

Цитата (http://toldot.ru/urava/ask/urava_6245.html):

«Подобное выражение употребляет Тора относительно эшэт ефат тоар (женщины, красивой видом), как сказано (Дварим 21, 10-11): “Когда выступишь на войну… И увидишь в плену женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и возьмешь ее себе в жены”. Тут также слова: “И возьмёшь ты её себе в жёны” вовсе не обозначают, что она реально станет твоей женой. Их значение в этом стихе — ты её возьмёшь с целью, чтобы она стала впоследствии твоей женой. Это значение явно видно из последующих стихов (12—13): “То приведи ее в свой дом и пусть обреет она свою голову и отпустит ногти свои… А после того можешь войти к ней и совокупиться с нею, и будет она тебе женой”. Мы видим, что только после всех описанных выше процедур она станет твоей женой».

А миквэ, гиюр, кабалат а мицвот, хупа и пр. как же?

В таком случае это не обязательно?

Ответ

Уважаемый Александр,

Рамбам пишет, что все перечисленные Вами вещи обязательны, если по прошествии года он желает на ней жениться. Эшэт еват тоар со своей стороны также должна желать принять заповеди. Если она этого не желает, её необходимо отпустить.

Теги: Ад, Свобода выбора, вопрос, ответ, Рай, Ган Эден, Наука, Цивилизация, Яков