Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Как выглядят черти?

Темы: Мифы, Реувен Куклин, Каббала, Бесы

Отложить Отложено

Уважаемый рав, почему в еврейском фольклоре у чертей птичьи ноги, тогда как во всех иных традициях они копытны? Михаил

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Михаил!

Словарное определение слова «фольклор» — народное творчество. Это понятие далеко от Торы и всего с ней связанного, поскольку Тора основывается не на творчестве, а нa строжайшей традиции, передаваемой с огромной точностью из поколения в поколение. Я не специалист по еврейскому фольклору, поэтому я затрудняюсь ответить на Ваш вопрос по отношению к источнику еврейского фольклора.

Однако я предполагаю, что еврейский фольклор (а затем — идишисткие писатели и т.п.) заимствовал описания чертей из того, что сказано в Талмуде (Брахот 6а), где говорится, что у чертей птичьи ноги. См. также трактат Гитин (68 б) и Раши (там же), книгу Арух (כרע).

Мудрецы, сообщая, как выглядит какой-либо предмет или явление, желают, прежде всего, дать нам представление о внутренней сущности этого предмета или явления (поэтому их описание не всегда соответствует тому, как эти вещи воспринимаются в материальном аспекте), см. מאמר אגדות של רמח"ל

Для того чтобы понять, чему хотят нас мудрецы научить, говоря, что у чертей птичьи ноги, нам необходимо понять природу чертей.

Рамхаль в книге Дерех Ашем (1:5) пишет, что всё созданное Всевышним делится на две основные группы — духовные создания и материальные создания. Духовные — те создания, которые мы не можем познать с помощью своих «материальных» чувств и которые не подчиняются материальным законам. Материальные, соответственно, — те, которые мы можем познать с помощью «материальных» чувств и которые подчиняются материальным законам.

Однако, утверждает Рамхаль, существует промежуточная группа, которая только частично постигается нашими материальными чувствами и только частично подчиняется материальным законам природы. Черти — представители этой группы.

Из этого следует, что у чертей только частичная связь с этим миром. См. Трактат Хагига (16а): «В трех вещах черти похожи на ангелов и в трех вещах — на людей», см. также комментарий Рамбана на Тору (Ваикра 17:7).

Земля олицетворяет этот мир, а ноги — связь с этим миром. В этом аспекте существует большое сходство между чертями и птицами — точно так же, как у птиц — только частичная связь с землёй (значительную часть своей жизни они проводят в воздухе), что выражается в относительной слабости их ног (о «промежуточном» положении птиц см. трактат Хулин 27 б). Так и у чертей: их связь с материальным ограничена. И это, может быть, то, что намеревались сообщить нам мудрецы, говоря, что у чертей птичьи ноги.

Что касается других «традиций», мне неизвестен их источник.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Путь Творца.

Материалы по теме