Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Б-г создал человека сразу с совестью?

Темы: Мировоззрение, Совесть, Добро и Зло, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Скажите, Бог создал человека сразу с совестью, с врождённым чувством правильного и неправильного? Игорь

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Игорь!

Вы задаете интересный вопрос. Попробуем разобраться.

Итак, что такое совесть? Чувство противоречия между тем, как я хочу поступить (или уже поступил), и тем, как надо. Хочу — как приятнее, выгоднее, легче. А совесть внутри не дает покоя: так нельзя, надо (было) иначе!

Почему в глубине души человек чувствует, что надо иначе?

Часто потому, что так ему внушило общество, в котором он воспитан. Так сказал отец, наставник, автор учебника, авторитетный писатель или журналист. Это «известно всем».

И иногда может оказаться, что в результате подобного внушения ребенка будет мучить совесть, что не заложил отца-кулака, как Павлик Морозов. А его немецкого современника — что помог еврею, а не убил его. Потому что обоим внушила родная партия, что так надо.

Но даже в подобных случаях внушение срабатывает только потому, что все-таки ложится на уже существующую в душе каждого нормального человека схему: есть на свете добро, а есть зло. Надо делать хорошо, и не надо плохо. Вопрос только в том, что такое хорошо, а что такое плохо. И в большинстве случаев общество дает правильный ответ: хорошо быть добрым, помогать людям и приносить им пользу, работать, учиться. А плохо быть злым, убивать, воровать, причинять людям боль и ущерб, бездельничать. Даже Маяковский, живя тогда и там, где жил, отвечая на этот вопрос, в целом не ошибся.

И ложные идеологии лишь злоупотребляют этой схемой, вставляя в формулу неверные данные: кулаки, буржуи, евреи, израильтяне — это враги, зло. А каждый хороший человек уже знает: зло надо искоренить, чтобы спасти людей.

Потому что на самом деле эта схема действительно естественна для человеческого разума. Мудрецы делят заповеди Торы на два типа: хуким и мишпатим. И последние, в основном касающиеся отношений между людьми, даже если бы не были даны Торой, диктовались бы человеческим разумом: не убей, не укради, почитай родителей и т. д. Заповеди хуким, в основном касающиеся отношений человека с Б-гом, — предписания исполнять различные ритуалы, запрет есть мясо некашерных животных и т. п., человеческий разум может не понимать. Но и их соблюдение основано на том, что надо выполнять указ Царя, а также — испытывать благодарность Б-гу за то, что вывел нас из Египта. А эти соображения — уважение к старшему, авторитету, благодарность к тому, кто сделал нам добро, — тоже диктуются человеческим разумом.

Но иногда человеку бывает трудно или неприятно следовать этим принципам на практике. Тогда соблазн часто «подкупает» его разум, чтобы тот выбрал более приятный путь, и человек пытается убедить себя в том, что на самом деле так можно или даже нужно. А совесть напоминает: нет, все-таки надо иначе!

Но остается вопрос: это чувство действительно врожденное или все-таки внушено обществом, в котором по плану Б-га должен быть воспитан каждый человек? И Он его создал только предрасположенным к восприятию этих принципов?

Ответ, возможно, содержится в комментарии рава Шимшона-Рефаэля Гирша к Берешит 1, 26: Б-г создал человека «по образу и подобию Своему». В каком смысле может человек быть подобным Б-гу, Который нематериален? В духовном. Б-г — само добро, истина и справедливость, любовь и милосердие. И Он создал человека подобным Себе, чтобы был Его представителем на этой земле. Поэтому в человеке заложено естественное чувство истины и справедливости, добра и милосердия, неприятие зла и лжи. Чтобы, руководствуясь этими чувствами, человек совершенствовал мир: любил людей и помогал им, делал добро и искоренял зло. Поэтому, когда человек видит зло и несправедливость, у него естественным образом закипает кровь и появляется жгучее желание изменить ситуацию. А также — и прежде всего — человеку дана миссия совершенствовать самого себя. Поэтому, если в нем самом тоже что-либо противоречит принципам добра и справедливости, то совесть начинает его мучать и требовать изменить положение дел. Именно так комментирует рав Гирш «уподобление» человека Б-гу: «Ничто в человеке не должно противоречить Б-жественным атрибутам: истине и любви, справедливости и святости. Человек не может быть равным Б-гу, но может быть “подобным”».

Но можно спросить: зачем тогда была дана Тора, если человек и сам естественным образом знает, что такое хорошо и что такое плохо, и что ему надо делать?

Ответ таков: без Торы этим чувством добра и зла можно злоупотребить упомянутым способом, подставив в формулу ложные данные. Сам по себе человек может додуматься до того, что зло — это, например, евреи. Или любой человек, который со мной не согласен: я же хочу как лучше, а он мешает, значит, он злодей, надо его убрать! Или что добро — это любое наслаждение, получая которое я никак не ущемляю других, даже если оно вредно по другим причинам. Или человек может ощутить себя сверх меры «подобным Б-гу» и возомнить, что волен сам решать, что такое хорошо и что такое плохо, и по собственному разумению или прихоти вершить судьбы людей. Или просто не подчиниться голосу совести потому, что окажется слишком велик соблазн выбрать более легкий и приятный путь.

Поэтому нужна Тора, чтобы напомнить человеку, Кто здесь все-таки Хозяин, и задать определение добра и зла Свыше. И так направить уже заложенное в человека чувство добра и справедливости в правильное русло. И даже другие народы, которые вроде бы живут не по Торе, на самом деле в большей или меньшей степени живут по законам потомков Ноаха, которые им известны как «общечеловеческие ценности»: нельзя воровать и убивать, надо создать систему правосудия и т. д. А некоторые и более конкретно — по «иудео-христианским» ценностям. (Или «иудео-мусульманским», просто такие, в силу известных обстоятельств нашего этапа истории, не склонны это признавать.) И даже люди, которые в наше время отвергли религию, в большинстве случаев последовали вместо нее какой-то идеологии, к которой относятся с таким же пиететом и установки которой считают святыми: коммунизм, либерализм и т. д. Как и ведущие мировые религии, эти идеологии в большинстве случаев являются отклонениями от Торы и, пусть с искажениями, передают ее основные принципы.

Ну, а сами евреи также должны служить Б-гу, исполняя «ритуалы», которые Он по Своим причинам посчитал красивыми и полезными, и воздерживаясь от действий, которые Он посчитал вредными, даже если нам не совсем понятно, почему. Эти предписания и запреты мы не могли бы установить, опираясь на собственный разум, и поэтому Б-г дал нам Тору, в которой четко разъяснил, что для еврея хорошо, а что плохо.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше