Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое благословение произносили на хлеб с Небес?

Темы: Благословение на еду, Хлеб, Ман, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шавуа тов (хорошей недели). Я хотела бы спросить, а какую браху (благословение) говорили на ман? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вопрос, который Вы задаете, обсуждался мудрецами. С одной стороны, в Торе четко сказано, что ман является «хлебом» (лэхем). Но, с другой, понятно, что в ситуации с маном неприменимо стандартное благословение на хлеб: А-Моци лэхем мин а-арец — «[Благословен Ты, Б-г…,] Выводящий хлеб из земли»: ведь ман приходил к нам с Небес, а не из земли.

Поэтому большинство мудрецов считает, что в качестве благословения использовалась одна из формулировок, отражающих небесное происхождение мана:

Либо: А-Моци лэхем мин а-шомаим — «…Низводящий хлеб с Небес» — так пишет автор «Бней-Иссахар» (раби Цви-Элимелех Шапиро из Динова, 1745-1815) от имени раби Мордехая-Азарии из Фано.

Либо: А-Нотэн лэхем мин а-шомаим — «…Дающий хлеб с Небес» — так сказано в «Сефер Хасидим».

Либо: А-Мамтир лэхем мин а-шомаим — «…Проливающий дождем хлеб с Небес» — так пишет Бен Иш Хай в своей книге «Тора ли-Шма». Он считает, что следует использовать слова, которые употреблены в самой Торе (Шмот 16:4).

Но автор «Бней-Иссахар» приводит и другое мнение, высказанное одним из участников обсуждения: на ман вообще не произносили никакого благословения.

Почему?

Потому что благословение — не просто формула, которую необходимо произнести. Это часть процесса еды — процесса, в котором есть не только физическая, но и духовная составляющая. Одна отражает другую. Физически пища вводится в организм, перерабатывается и проходит «сортировку»: часть ее отбирается как полезная и используется для строительства организма, а часть отсеивается как бесполезная, она отторгается и выводится за пределы тела.

Таково духовное состояние человека и окружающего его мира после греха Адама. В результате этого греха к изначально чистой душе человека примешались нечистота и зло. И не только к его душе: в результате греха человека аналогичному пагубному воздействию подвергся весь мир, который был создан для человека и связан с ним. В результате и человек, и его мир представляют собой смесь добра и зла, святости и нечистоты, которые теперь надо «отсортировать» и отделить друг от друга: добро, святость — оставить и усвоить, сделать частью себя, а зло и нечистоту — отторгнуть и выбросить. И еда — одна из частей этого процесса: духовное «исправление» пищи. Полезная, «святая» составляющая пищи очищается и усваивается, а нечистая — отсеивается и выбрасывается.

Но это — обычная, земная еда. Ман же был едой необычной — Небесной. «Едой, которой питаются ангелы» — а они совершенно чисты и лишены всякой примеси зла. Евреи в пустыне достигли практически того же уровня, или близкого к нему. Вот и еда у них была такая. Ман называется лэхем абирим — «хлебом доблестных». Мудрецы, объясняя слово абирим, связывают его с похожим словом эйварим — «части тела»: лэхем а-нивла бэ-эйварим — «хлеб, который полностью впитывается телом». То есть в мане не было двух упомянутых составляющих, чистой и нечистой. Он был полностью чист. Поэтому он не нуждался в «сортировке» и отторжении нечистой составляющей: он полностью использовался для строительства тела.

С одной стороны, это свидетельствует о духовной чистоте мана. Но, с другой, это означает, что, когда человек его ел, он не «запускал» процесс исправления и очищения мана. А поскольку благословение на еду является частью этого процесса, в данном случае в благословении не было смысла.

Такое мнение приводит автор «Бней-Иссахар». Другие же авторитеты, как сказано, считают, что в любом случае благословение надо было произнести, и предлагают формулировки, приведенные выше.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В Суккот среди евреев принято проявлять особенное гостеприимство: Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за столом в его сукке каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда. Ведь в наших книгах написано, что кроме гостей земных, каждый день праздника Суккот к нам в сукку приходят и небесные гости-ушпизин. Читать дальше