Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные отрывки из "Книги Благочестивых" рабби Йеуды а-Хасида

Мы предлагаем Вашему вниманию избранные отрывки из «Книги благочестивых». Ее написал раби Йегуда а-Хасид. Впервые «Сефер Хасидим» была напечатана в Болонье, в1538 году. Тот, кто захочет понять задачу, которую поставил перед собой автор этой книги, может сделать это, обратив внимание на её нестандартную структуру. При поверхностном взгляде в книге нет никакого порядка. Она представляет собой собрание кратких изречений и отрывков, не всегда связанных между собой. Одни пункты посвящёны законам, обязательным к исполнению, а другие — благочестию (т.е. поведению, которое не может быть обязательным для всех). Иногда автор приводит этические наставления, иногда пояснения к словам Торы или мудрецов, а иногда просто даёт советы, связанные с житейской мудростью и здравомыслием. Однако более глубокому взгляду открывается, что слова автора поданы таким образом не по небрежности и не из-за недостатка организованности. Напротив, такая подача материала наилучшим образом соответствует цели, которую поставил перед собой автор. Ведь он хотел не только научить нас каким то конкретным законам или этическим установкам. Йегуд а-Хасид просто расстилает перед нами «ткань жизни», сплетённую из разных, часто не похожих друг на друга элементов.

Перевод рава Лейба Александра САВРАСОВА

85. Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно, чтобы он не обратился в ненавистника твоего и не раскрыл твою тайну. А чужую тайну не открывай никому!

86. Правило мудрости — молчание. Цена слова — золотой, молчания — два. Если я говорю — я сожалею, если не говорю — не сожалею. Пока я не начал говорить, я владею своим словом. Если же слово выходит из моих уст, оно владеет мною!

87. «И дам тебе милосердие, и буду милосерден к тебе» (Дварим 13:18). К тому, кто милосерден к созданиям, милосердны небеса. Если человек не милосерден, его ничто не отличает от скотины, которая безразлична к мучениям других!

88. Сказал мудрый: «Сеющий ненависть пожнёт сожаление». Последствие ссоры — сожаление. Удержись от ссоры, и тебе не придётся жалеть!

Шутовство — — «товарищ» преступления, потому что оно лишает страха. Всякий насмешник попадёт в Ад и не удостоится предстать перед Вс-вышним, как учили наши мудрецы, благословенна их память. Чем отомстит человек ненавистнику своему? Добавит себе ещё достоинство! Когда человек исправляет то, что между ним и Создателем, Создатель исправляет то, что между ним и другими людьми.

94. «Даже если Он убьет меня — на Него я надеюсь!» (Иов 13:15). Укрепи своё сердце примером рыцарей, которые идут на войну, чтобы показать свою доблесть в [исполнении] приказа господина. Они не бегут от меча, получают раны и [могут быть] убиты. Если они побегут, это будет считаться позором, а, погибнув в бою, они не получат награды от своего господина. Нам, тем более, следует терпеть притеснения и несчастья, и даже быть готовыми умереть за заповедь нашего Царя, господина всего, благословенно имя Его!

из журнала «Мир Торы»


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.