Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные отрывки из "Книги Благочестивых" рабби Йеуды а-Хасида

Мы предлагаем Вашему вниманию избранные отрывки из «Книги благочестивых». Ее написал раби Йегуда а-Хасид. Впервые «Сефер Хасидим» была напечатана в Болонье, в1538 году. Тот, кто захочет понять задачу, которую поставил перед собой автор этой книги, может сделать это, обратив внимание на её нестандартную структуру. При поверхностном взгляде в книге нет никакого порядка. Она представляет собой собрание кратких изречений и отрывков, не всегда связанных между собой. Одни пункты посвящёны законам, обязательным к исполнению, а другие — благочестию (т.е. поведению, которое не может быть обязательным для всех). Иногда автор приводит этические наставления, иногда пояснения к словам Торы или мудрецов, а иногда просто даёт советы, связанные с житейской мудростью и здравомыслием. Однако более глубокому взгляду открывается, что слова автора поданы таким образом не по небрежности и не из-за недостатка организованности. Напротив, такая подача материала наилучшим образом соответствует цели, которую поставил перед собой автор. Ведь он хотел не только научить нас каким то конкретным законам или этическим установкам. Йегуд а-Хасид просто расстилает перед нами «ткань жизни», сплетённую из разных, часто не похожих друг на друга элементов.

Перевод рава Лейба Александра САВРАСОВА

85. Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно, чтобы он не обратился в ненавистника твоего и не раскрыл твою тайну. А чужую тайну не открывай никому!

86. Правило мудрости — молчание. Цена слова — золотой, молчания — два. Если я говорю — я сожалею, если не говорю — не сожалею. Пока я не начал говорить, я владею своим словом. Если же слово выходит из моих уст, оно владеет мною!

87. «И дам тебе милосердие, и буду милосерден к тебе» (Дварим 13:18). К тому, кто милосерден к созданиям, милосердны небеса. Если человек не милосерден, его ничто не отличает от скотины, которая безразлична к мучениям других!

88. Сказал мудрый: «Сеющий ненависть пожнёт сожаление». Последствие ссоры — сожаление. Удержись от ссоры, и тебе не придётся жалеть!

Шутовство — — «товарищ» преступления, потому что оно лишает страха. Всякий насмешник попадёт в Ад и не удостоится предстать перед Вс-вышним, как учили наши мудрецы, благословенна их память. Чем отомстит человек ненавистнику своему? Добавит себе ещё достоинство! Когда человек исправляет то, что между ним и Создателем, Создатель исправляет то, что между ним и другими людьми.

94. «Даже если Он убьет меня — на Него я надеюсь!» (Иов 13:15). Укрепи своё сердце примером рыцарей, которые идут на войну, чтобы показать свою доблесть в [исполнении] приказа господина. Они не бегут от меча, получают раны и [могут быть] убиты. Если они побегут, это будет считаться позором, а, погибнув в бою, они не получат награды от своего господина. Нам, тем более, следует терпеть притеснения и несчастья, и даже быть готовыми умереть за заповедь нашего Царя, господина всего, благословенно имя Его!

из журнала «Мир Торы»


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени