Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель и кабалист

Раби Менахем-Азарья Де Фано (5308—5380 /1548—1620/ гг.) — законоучитель и кабалист.

Происходил из итальянского городка Фано, расположенного на побережье Адриатического моря.

Учился у р. Моше Кордоверо (Рамака; см.), выдающегося цфатского кабалиста. Впоследствии он ознакомился и с наследием р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.) и в течение всей жизни развивал его кабалистические идеи и методы духовного совершенствования.

Р. Де Фано унаследовал значительное состояние и тратил очень крупные суммы на благотворительность. В 5330 /1570/ году он оказал помощь многочисленным жертвам землетрясения в Италии. Но особенно много он тратил на содержание неимущих знатоков Торы, а также на приобретение для них ценных рукописей и на издание книг — на его средства были напечатаны, например, такие важные произведения мудрецов Цфата, как Кесеф мишнэ, основной труд р. Йосефа Каро (см.), и Пардес римоним, основной труд р. Моше Кордоверо.

Р. Де Фано был раввином в ряде крупнейших общин северной Италии — в Ферраре, Венеции, Борго, и, наконец, в Мантуе. В каждом из этих городов он стоял во главе ешив, в которых занималось множество учеников из Италии и Германии. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Аарон из Модены (см.), духовный лидер следующего поколения евреев Италии.

Р. Де Фано был общепризнанным духовным лидером поколения, и из разных концов диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. В 5360 /1600/ году в Венеции он издал сборник своих респонсов — Шеэлот утшувот (Вопросы и ответы). Его респонсы отличаются четкостью алахических построений и ясностью стиля.

Из семнадцати его опубликованных сочинений большинство посвящены кабале: особенно известны и значительны трактат Гилгулей нешамот (Переселение душ), а также кабалистический комментарий к молитвеннику, названный Канфей йона (Крылья голубки). По оценке знаменитого кабалиста р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.), данной им книгам Де Фано, «все его слова и его Тора — истина».

Р. Менахем-Азарья Де Фано умер в Мантуе в 5380 /1620/ году.

с разрешения издательства Швут Ами


Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда спокоен и не сердится никогда, или сердится один раз за много лет. Читать дальше

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Пути праведников. Любовь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек направляет свою любовь к добру, она выше всех иных свойств

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.