Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

На том, что посчитано, нет благословения?

Темы: Деньги, Чудо, Дурной глаз, Маасер, Благословение, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом, Уважаемые Раввины! Существует мнение, что на том, что посчитано, нет благословения. Возникает вопрос, можно ли посчитать деньги, чтобы узнать их количество. Ведь что такое деньги — это инструмент для производства каких-то действий или предметов. Деньгами можно (и нужно) помочь человеку жить (пропитание, лечение и проч.) либо с их помощью произвести товар. Вообще, применимо ли к деньгам понятие «благословения»? Или это может относиться только к людям? Ведь когда надо было посчитать евреев, то взяли с каждого по половине шекеля, пересчитали деньги и получили ответ. Дмитрий

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Дмитрий,

Вопрос об отсутствии благословения на том, что подсчитано, разбирает Мальбим в своём комментарии к Танаху[1]. В книге Шмуэль сообщается, как царь Давид посчитал свой народ и это повлекло смерть семидесяти тысяч евреев.

Мальбим объясняет: подсчёт приводит к негативным последствиям по трём причинам:

  • 1. «Дурной глаз»[2], властвующий над тем, что подсчитано: от завистливого взгляда исходят силы, способные уничтожить то, на что он направлен (см. также ответ «Как только я радуюсь, что у меня что-то есть, эта вещь тут же пропадает»).
  • 2. «Благословение пребывает лишь на том, что скрыто от глаз»[3]. Это известный принцип. Мальбим объясняет его так: только пока что-либо скрыто от глаз и не подсчитано — на нём может чудесным образом сказаться благословение. Но после оценки подсчитанное не может больше увеличиваться и умножаться чудесным путём, ведь это означало бы изменение законов природы «у всех на виду» и явные чудеса. А это противоречит законам, установленным для нашего мира.
  • 3. Следующее касается только людей, ведь только они могут обладать заслугами, способными отменить даже смертный приговор Небес. Всё то время, пока народ представляет собой единое целое и все вместе — как один человек, заслуги тех, кто совершает праведные поступки, очень велики и защищают от наказания всех остальных. Но если еврейский народ пересчитывают, «превращая» тем самым во множество отдельных людей, — грехи многих из них могут быть взвешены отдельно от заслуг праведников и навлечь наказание свыше.
  • Ралбаг добавляет ещё одно объяснение[4]. Бывает, что человек демонстрирует слишком большую веру в собственные силы, верит, что именно это (значительное количество народа, значительное количество денег и т.д.) — поможет ему одержать победу и добиться успеха. А вера должна быть лишь во Всевышнего. Человек может быть наказан за гордыню, которую испытывает при подсчёте того, что находится в его владении.

    Три из четырёх объяснений помогают понять, в чём проблема с подсчётом денег.

    Тем не менее, такое положение, когда человек контролирует свои доходы и расходы, может их планировать, вести дела упорядоченно (тем более, когда у него есть долги — организованность помогает возвращать их вовремя), — само по себе большое благословение. К сожалению, не все этого удостаиваются. Кроме того, как Вы совершенно верно заметили, деньгами необходимо помогать другим, следует отделять десятину от дохода (маасер ксафим). Для всего этого необходимо знать, какими суммами располагаешь.

    Разумеется, семейный бюджет должен быть упорядочен. Исходя из сказанного, хочу предложить несколько «способов», которые помогают сохранять семейный бюджет под контролем при соблюдении рекомендации наших мудрецов о том, как не «оттолкнуть» благословение от денег:

    — Не выставлять своё состояние на всеобщее обозрение, чтобы не привлечь к нему «дурной глаз».

    — Пересчитывать деньги лишь по необходимости, не делать это для того, чтобы насладиться тем, что имеешь, своими возможностями. Надо знать, что Всевышний — Тот, Кому принадлежат все деньги в мире, и именно Он наделяет человека возможностями в жизни.

    — Если от денег отделяется десятина, то стоит отделять её от каждой части получаемых доходов сразу. Во-первых, так человек может выполнить наилучшим образом саму эту заповедь[5]. Во-вторых, не придется ещё раз пересчитывать все свои деньги[6] для того, чтобы отделить десятину[7].

    С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


    [1] Книга Шмуэль (2), 24:1.

    [2] Аин а-ра на иврите.

    [3] См. также Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция 42а, и книгу Млахим II, 4:4 с комментарием Раши.

    [4] Там же.

    [5] См. книгу Ильхот маасэр ксафим рава Исроэля Бронштейна, гл. 2:16 и 1:8. Согласно Рамбаму, если там, где человек живет, есть бедняки из нашего народа, которым он может отдать маасер, но не отдаёт сразу, удерживая деньги у себя, — он нарушает запрет Торы.

    [6] Как это многие делают, например, раз в месяц.

    [7] Ещё один возможный совет: пересчитывая деньги по необходимости, не брать в расчёт десятки и единицы, а считать, например, только до сотен. Таким образом, будет произведен только «общий подсчёт» и до конца деньги подсчитаны не будут, следовательно, мы не отнимаем у них полностью возможность расти и умножаться чудесным путём. Мальбим в своём комментарии упоминает перепись народа, которую в степях Моава провели Моше и его племянник Элазар (См. книгу Торы Бэмидбар, глава Пинхас, 26:1). Тогда образом был подсчитан не весь народ, а лишь те, кто состоял в войске. А те, кому было меньше двадцати лет, — не были подсчитаны.

    Материалы по теме


    Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

    Ешива «Мир»

    Рав Х. Канн

    Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

    Спасение Торы из огня Катастрофы

    Ехезкель Ляйтнер

    Недельная глава Ваелех

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

    Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

    Неизвестный автор

    Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

    Спасение Торы. Ешива Мир

    GoodFilms

    Рав Арье Финкель

    Реувен Цукерман

    Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

    От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

    Рав Моше Пантелят,
    из цикла «От Синая до наших дней»

    Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

    Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

    Неизвестный автор

    Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)