Темы: Шулхан Арух, Современность и Тора, Заповеди, Ашер Кушнир, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно я вычитал, что религиозные евреи живут по законам, написанным в книге Шулхан Арух. Насколько я знаю, она была написана 500 лет назад. Не пойму, как вы можете сейчас, в XXI веке, жить по устаревшим законам средних веков и не учитываете современные изменения в жизни? Как это вам не надоедает?
Позвольте, усилить и заострить ваш вопрос. Мы действительно ведём образ жизни на основе законов, определённых Шулхан Арухом. Но, откуда они появились? Шулхан Арух составлен рабби Йосефом Каро, известным под именем мэхабер — «составитель». То есть, он от себя ничего не придумал, а всего лишь составил и установил закон согласно мудрецам, которые жили до него, в первую очередь на основе фундаментального труда «Тур», составленного рабби Яаковом бен Ашером. Но и сам «Тур» установил закон на основе предыдущих великих законодателей, которых мы называем «ришоним». А они, в свою очередь, основываясь на работах «гэоним», вывели эти законы из Талмуда. А Талмуд появился как комментарий на Мишну, записанную рабби Йехудой Ханаси. Сам же рабби Йехуда Ханаси получил всё еврейское наследие от предыдущих мудрецов, а они от своих учителей и так всю эпоху Второго Храма до последних пророков. А они, в свою очередь, от пророков Первого Храма, а те от Судей, а Судьи от Йеошуа бин Нуна, а он от Моше рабэйну, а он от самого Творца…
Как видите, всё гораздо «хуже»: мы живём не по средневековым законам, а по повелениям, которые получил наш учитель Моше на горе Синай более чем 3200 лет назад. Поэтому ваш вопрос ещё более правомерен: как можно жить в современном мире по законам древности?
Статика
Подобное возможно только при одном единственном условии: что эти законы абсолютны и универсальны, то есть, они вне времени, наподобие законов природы. Ведь вряд ли кому-либо в голову придёт мысль, что, к примеру, закон притяжения устарел и стал надоедать. Почему? Он объективно существует и независим от желаний человека.
Так можно оценить и еврейские законы, определяющие нравственные и общественные нормы и регулирующие все виды отношений между людьми. Если бы они были установлены самими людьми, то, несомненно, должны «устареть и надоесть». Но если источник законности нечеловеческий, то есть, не зависит от желаний человека, то они не могут меняться согласно капризам и сиюминутным нуждам поколения. Истинные законы никуда прогрессировать и продвигаться не могут, иначе они, по определению, не истинны. И такие законы могут быть даны только самим Творцом.
Динамика
Итак, законы, данные Творцом — неизменны. Но, с другой стороны, сам Творец дал возможность Мудрецам установить дополнительные законы. Вот их сами же Мудрецы, при определённых условиях, могут и изменять.
Итог
Еврейская жизнь тысячелетиями осуществляется по одной схеме, состоящей из двух частей:
1. Есть часть статичная, неизменяемая и неоспоримая — это 613 повелений из самой Торы. Они как якорь, как незыблемый фундамент всей еврейской жизни.
2. На этом строится вторая часть — динамичная, постоянно обновляющаяся, которая учитывает все изменения условий жизни. То ли это установление новых оград законам Торы и их называют гзерот, то ли это установление новых повелений, учитывающих современную реальность и регулирующих изменения в еврейской жизни. Их называют таканот. И то и другое дано в руки мудрецам каждого поколения.
Так что получается, что на самом деле еврейская жизнь всегда идёт в ногу со временем, кроме тех её сторон, которые находятся… вне времени.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Ашер Кушнир
Рав Замир Коэн
Рав Ашер Кушнир
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
С. Бернфельд
Биография автора Шулхан Аруха, Раби Йосефа Каро (Мехабер, Маран, Бейт Йосеф)
Рав Ашер Кушнир
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»