Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Волк действительно будет лежать рядом с ягненком, или это аллегория?

Темы: Конец времен, Машиах, Пророчество, Моше Гекрайтер

Отложить Отложено

Уважаемый Рабби, у меня вопрос, касающийся интерпретации Рамбама: что произойдёт, когда Мошиах придёт в этот мир. Он говорит, что знаменитое библейское пророчество о «волке и ягнёнке» и перековке «мечей на орала» это аллегория. Это его личное мнение и интерпретация библейского стиха, или он основывается на каком-то другом источнике? Большое спасибо за Ваш ответ. К.

Отвечает рав Моше Гекрайтер

Уважаемый Кирилл,

С интересом прочитал Ваш вопрос. Спасибо!

Рамбам объясняет слова пророка как аллегорию, а не в соответствии с простым смыслом, и приводит в галахе бэт мнение мудреца Талмуда Шмуэля: в эпоху Машиаха мир не изменится, а только еврейский народ избавится от власти и угнетения других народов.

В своём комментарии к этой галахе Раавад (раби Авраам бен-Давид из Поскьеры) спорит с Рамбамом. По его мнению, слова пророка о волке и ягнёнке следует понимать в соответствии с их простым смыслом. Радваз (раби Давид бар-Шломо Ибн-Зимра) в комментарии к этой галахе поясняет, что правильно — верить, что буквально это пророчество исполнится в Эрец-Исраэль, а в других странах всё останется по-прежнему, как и пишет Рамбам. Заканчивая комментарий, Радваз пишет: сам Рамбам в продолжении говорит о том, что ни один человек не знает, как сбудутся все пророчества — в буквальном смысле или в «аллегорическом» — и что в точности означают эти слова. А известно это станет именно в те долгожданные времена Машиаха, дай Б-г, чтобы мы их удостоились вскоре по великому Его милосердию.

Среди комментаторов книг Пророков некоторые согласны с Рамбамом, например, Ибн-Эзра. Абарбанель говорит, что спор, подобный спору Рамбама и Раавада, приводится в Торат Коаним (Сифра). Это спор между мудрецами Мишны. Раби Йеуда сказал, что вредных животных Всевышний удалит из мира (Рамбам скажет, что это аллегория), а раби Шимон считает, что они останутся, но перестанут приносить вред (так считает Раавад).

С уважением, Моше Гекрайтер

Материалы по теме


Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

Козел отпущения. Ваикра 24

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»